Выступления и публикации

«Законодательное обеспечение устойчивого развития лесного хозяйства России»

Аналитический вестник СФ № 9(452), март 2012 г.
«О мерах по реформированию лесного комплекса Российской Федерации»


Г.А. Горбунов, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

«Нам нужно добиться здравого баланса
между проблемами экономического развития
и требованиями сохранения окружающей среды»
В.В. Путин

Леса России — один из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.

Переход к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития поставил задачу закрепления и расширения глобальных конкурентных преимуществ России в традиционной сфере переработки природных ресурсов, в том числе укрепления ее позиций на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны.

Лесной потенциал Российской Федерации является наибольшим из всех стран мира и составляет по запасам древесины 22 процента от мировых. Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации 1 183,3 млн. га, из них доля лесных земель свыше 75 процентов.

Обладая пятой частью мировых запасов лесов и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, Российская Федерация существенно уступает развитым зарубежным странам по уровню заготовки древесины (четвертое место после США, Канады, Бразилии). Вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса приходится всего 1,7 процента от валового внутреннего продукта и 2,4 процента от экспорта страны. На сегодняшний день осваивается не более 30 процентов объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки). Однако по прогнозам Правительства Российской Федерации к 2020 году доля использования расчетной лесосеки повысится до 50 процентов, а прогнозируемый рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины достигнет уровня государств — лидеров в этой сфере деятельности (США, Канада и другие).

Принятие в 2006 году Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем, с передачей части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации, не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения неблагоприятными факторами и, прежде всего, лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины. Отрицательно сказалось также отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов по формированию региональных органов лесоуправления, организации государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, обеспечению системы государственного лесного реестра.

Несмотря на существенную корректировку лесного законодательства, проведенную в последние годы, требуется его дальнейшее совершенствование. По‑нашему мнению, данную работу следует проводить на основе тщательного анализа опыта регионов в управлении лесами, учитывая, что более чем в 40 субъектах Российской Федерации продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50 процентов общего объема промышленной продукции.

Именно поэтому, готовясь к заседанию Совета Федерации, наш Комитет обратился в органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой направить информационно-аналитические материалы о мерах по реформированию лесного хозяйства Российской Федерации в своих регионах и дать предложения по их реализации.

В представленном вестнике нашли отражение предложения, поступившие из субъектов Российской Федерации, их практическая ценность бесспорна, поэтому, я от имени Комитета выражаю благодарность и признательность за предоставленные материалы, которые будут использованы в дальнейшей совместной работе нашего Комитета и Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии по совершенствованию лесного законодательства.