Замечания и предложения к законопроектам

Поправки к проекту федерального закона № 1007443–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании)

Принят Государственной Думой в первом чтении 15 апреля 2016 года



п/
п

Номер статьи
и текст

Автор
поправки

Содержание поправки

Новая редакция текста законопроекта с поправкой

Обоснование поправки

1

абзац второй подпункта «б» пункта 1 статьи 2 проекта:
«2.1. Ненадлежащее использование участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с установленным видом разрешенного использования в течение одного года с момента возникновения права собственности, если в отношении такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение двух и более лет подряд, влечет за собой:»

члены Совета
Федерации
Г.А.Горбунов
С.В.Белоусов
А.Н.Кондратенко

абзац второй подпункта «б» пункта 1 статьи 2 проекта изложить в новой редакции:
«21. Ненадлежащее использование участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101‑ФЗ „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, в соответствии с установленным видом разрешенного использования в течение одного года с момента возникновения права собственности, если в отношении такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах государственного земельного надзора, указывающие на ненадлежащее использование такого земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд, влечет за собой:»

 

абзац второй подпункта «б» пункта 1 статьи 2 проекта:
«21. Ненадлежащее использование участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101‑ФЗ „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, в соответствии с установленным видом разрешенного использования в течение одного года с момента возникновения права собственности, если в отношении такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах государственного земельного надзора, указывающие на ненадлежащее использование такого земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд, влечет за собой:»

 

с целью приведения к единой терминологии, используемой в данной норме, в которой не затрагиваются правоотношения в части неиспользования земельных участков;
также с целью приведения в соответствие с концепцией проекта федерального закона допустимого срока неиспользования, ненадлежащего использования земельного участка — в течение трех лет, по истечении которого земельный участок в судебном порядке может быть изъят у собственника

 

2

подпункт «б» пункта 2 статьи 3 проекта:
«б) в первом предложении пункта 4 после слов «производством деятельности» дополнить словами „(далее — неиспользование)»;» 

члены Совета
Федерации
Г.А.Горбунов
С.В.Белоусов
А.Н.Кондратенко

подпункт «б» пункта 2 статьи 3 проекта изложить в следующей редакции:
«б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется или ненадлежаще используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования, ненадлежащего использования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации уста­нав­ливаются настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.»;»

 

подпункт «б» пункта 2 статьи 3 проекта:
«б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется или ненадлежаще используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования, ненадлежащего использования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации

 

предлагается определить, что признаки неиспользования, ненадлежащего использования земельных участков будут установлены как в приложении к данному проекту федерального закона, так и законами субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей

 

3

 

члены Совета
Федерации
Г.А.Горбунов
С.В.Белоусов
А.Н.Кондратенко

дополнить проект после пункта б) новым пунктом следующего содержания:
«в) в пункте 5 слова «, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года» исключить;»

 

«в) в пункте 5 слова «, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года» исключить;»

 

в связи с тем, что предусматривается сокращение (с пяти до трех лет) срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства, предлагается сократить срок за счет включения срока, необходимого на освоение земельного участка, в общий срок неиспользования такого участка.

 

4

абзац второй подпункта «е» пункта 2 статьи 3 проекта:
«9. Юридические лица, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка, в отношении которого принято решение об изъятии, не вправе участвовать в публичных торгах по продаже такого земельного участка. Сделки, совершенные с нарушением данного правила, являются ничтожными.»

 

члены Совета
Федерации
Г.А.Горбунов
С.В.Белоусов
А.Н.Кондратенко

абзац второй подпункта «е» пункта 2 статьи 3 проекта изложить в новой редакции:
«9. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся собственниками земельного участка, в отношении которого принято решение об изъятии, не вправе участвовать в публичных торгах по продаже такого земельного участка. Сделки, совершенные с нарушением данного правила, являются ничтожными.»

 

абзац второй подпункта «е» пункта 2 статьи 3 проекта:
«9. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся собственниками земельного участка, в отношении которого принято решение об изъятии, не вправе участвовать в публичных торгах по продаже такого земельного участка. Сделки, совершенные с нарушением данного правила, являются ничтожными.»

 

с целью введения единого ограничения участия в публичных торгах по продаже земельного участка для всех нарушителей земельного законодательства — не только для юридических лиц, но и для граждан, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств

 

5

абзац первый статьи 6 проекта:
«Утвердить перечень признаков ненадлежащего использования, использование земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства и осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности согласно приложению № 1.»

 

члены Совета
Федерации
Г.А.Горбунов
С.В.Белоусов
А.Н.Кондратенко

абзац первый статьи 6 проекта изложить в следующей редакции:
«Утвердить перечень признаков неиспользования и ненадлежащего использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства и осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности согласно приложению № 1 к настоящему Федеральному закону.»

 

абзац первый статьи 6 проекта:
«Утвердить перечень признаков неиспользования и ненадлежащего использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства и осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности согласно приложению № 1 к настоящему Федеральному закону

 

уточнение наименования перечня признаков неиспользования и ненадлежащего использования земельных участков в связи с новой редакцией этого перечня, предлагаемого поправкой № 7

6

абзац второй пункта 1 статьи 7 проекта:
«Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.».»

члены Совета
Федерации
Г.А.Горбунов
С.В.Белоусов
А.Н.Кондратенко

абзац второй пункта 1 статьи 7 проекта изложить в новой редакции:
«Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями (в том числе гидротехническими), используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.».»

 

абзац второй пункта 1 статьи 7 проекта:
«Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями (в том числе гидротехническими), используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.».»

 

предлагается к собственности субъектов Российской Федерации отнести гидротехнические сооружения

 

7

приложение 1 к Федеральному закону:
«ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЗНАКОВ НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ И НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОЙ СВЯЗАННОЙ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Неиспользование и ненадлежащее использование земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения определяется на основании одного из следующих признаков:
1.1. Площадь земельного участка на тридцати и более процентах не обрабатывается в соответствии с требованием технологии возделывания сельскохозяйственных культур (подготовка почвы к посеву и посев не проводятся, уборка урожая на участках занятых многолетними посадками не проводятся).
1.2. На десяти и более процентах площади земельного участка заросли сорной растительностью и лесом, работы по борьбе с вредителями растений не проводятся, участки, отведенные под пастбища и кормовые культуры, не выкашиваются, наличие поголовья скота ветеринарной службой не подтверждается.
1.3. На земельном участке, занятом многолетними насаждениями не производятся работы по обрезке, уходу и уборке урожая, не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений.
1.4. На площади более пятнадцати процентов земельного участка развивается водная и ветровая эрозия, идет процесс подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушение почвы.
1.5. Объекты недвижимости, расположенные на участке для содержания и выпас скота, хранение кормов, горюче‑смазочных материалов, минеральных удобрений, временного проживания работников, по целевому назначению не используется, превратились в рассадник загрязнение окружающей среды и не отвечает требованиям охраны природы.
2. Для оценки неиспользования и ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения районные, региональные органы государственной власти, муниципальные образования, на территории которого находится указанный земельный участок, своим решением могут создавать комиссию, в состав которой могут входить представители государственного земельного надзора (руководитель комиссии, специалисты сельского хозяйства, ветеринарного, экологического и технического надзора). Акт комиссии о состоянии земельного участка и выполнения требований земельного законодательства по эффективному целевому использованию собственником земельного участка направляется в муниципалитет и в орган государственной исполнительной власти региона к предписанию, выдаваемому государственной службой по надзору за использованием земель.
В случае ненадлежащего использования земельного участка и решения органов государственной и муниципальной власти обратиться в суд, указанный акт включается в перечень документов и направляется в судебный орган.»

 

члены Совета
Федерации
Г.А.Горбунов
С.В.Белоусов
А.Н.Кондратенко

приложение 1 к Федеральному закону изложить в следующей редакции:
«ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЗНАКОВ НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ И НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОЙ СВЯЗАННОЙ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Неиспользование земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения определяется на основании одного из следующих признаков:
1.1. На участке не проводятся работы по подготовке почвы к посеву и не проводятся посев и уборка урожая.
1.2. На участке, отведенном под пастбища, скот не выпасается, наличие поголовья скота ветеринарной службой не подтверждается.
1.3. На участке, отведенном под сенокос, кормовые культуры не выкашиваются.
1.4. На земельном участке, занятом многолетними насаждениями, не производятся работы по обрезке, уходу и уборке урожая, не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений.
2. Ненадлежащее использование земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения определяется на основании одного из следующих признаков:
2.1. Площадь земельного участка на тридцати и более процентах не обрабатывается в соответствии с требованием технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
2.2. На земельном участке работы по борьбе с вредителями и болезнями растений не проводятся.
2.3. Десять и более процентов площади земельного участка заросли сорной растительностью и лесом.
2.4. На площади более пятнадцати процентов земельного участка развивается водная и ветровая эрозия, идет процесс подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения почвы.»

 

приложение 1 к Федеральному закону:
«ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЗНАКОВ НЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ И НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОЙ СВЯЗАННОЙ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Неиспользование земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения определяется на основании одного из следующих признаков:
1.1. На участке не проводятся работы по подготовке почвы к посеву и не проводятся посев и уборка урожая.
1.2. На участке, отведенном под пастбища, скот не выпасается, наличие поголовья скота ветеринарной службой не подтверждается.
1.3. На участке, отведенном под сенокос, кормовые культуры не выкашиваются.
1.4. На земельном участке, занятом многолетними насаждениями, не производятся работы по обрезке, уходу и уборке урожая, не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений.
2. Ненадлежащее использование земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения определяется на основании одного из следующих признаков:
2.1. Площадь земельного участка на тридцати и более процентах не обрабатывается в соответствии с требованием технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
2.2. На земельном участке работы по борьбе с вредителями и болезнями растений не проводятся.
2.3. Десять и более процентов площади земельного участка заросли сорной растительностью и лесом.
2.4. На площади более пятнадцати процентов земельного участка развивается водная и ветровая эрозия, идет процесс подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения почвы.»

 

с целью разграничения признаков неиспользования и признаков ненадлежащего использования
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предлагается новая редакция приложения к проекту федерального закона;
также полагаем излишним создание комиссии органами местного самоуправления, региональными органами государственной власти, в полномочия которой входит принятие акта о состоянии земельного участка и выполнения требований земельного законодательства собственником