Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 25 июля 2018 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 826412–6), принятый Государственной Думой 25 июля 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Устанавливается порядок посещения особо охраняемых природных территорий, в соответствии с которым физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. При этом порядок определения указанной платы и случаи освобождения от взимания платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом уточняются правовое положение и порядок создания государственных природных заповедников (далее – заповедники). Устанавливается, что создание заповедников и расширение их территорий осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, а земельные участки и природные ресурсы, расположенные в их границах, находятся в федеральной собственности. При этом указанные земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Вводится запрет на изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах заповедников.
Федеральным законом также уточняется правовое положение национальных парков. Устанавливается, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности, а земельные участки не подлежат отчуждению. Вместе с тем в границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников. Снимается запрет на заготовку пищевых лесных ресурсов в зоне традиционного экстенсивного природопользования национального парка, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
На территориях национальных парков запрещается строительство новых объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур и размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления.
Уточняется порядок пребывания физических лиц на территории национальных парков. Устанавливается, что физические лица, проживающие на территории национального парка, в том числе лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации могут находиться на территории национального парка без специального разрешения. Кроме того, в положениях о национальных парках могут предусматриваться случаи, когда пребывание физических лиц на территориях национальных парков не требует разрешения.
Вводится обязанность юридических лиц и граждан, которым земельный участок, расположенный в границах национального парка, предоставлен в аренду для осуществления рекреационной деятельности, ежегодно проводить мероприятия по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде (перечень мероприятий утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки).
Расширяются полномочия государственных инспекторов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Устанавливается, что при исполнении своих служебных обязанностей указанные инспектора пользуются помимо прав должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, также правами должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный охотничий надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Предлагается разрешить государственным инспекторам в области охраны окружающей среды при осуществлении возложенных на них задач хранение, ношение и применение в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия. При этом перечень типов, моделей и количество служебного огнестрельного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Одновременно Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии», «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Федеральным законом также определяется закрытый перечень государственных природных заповедников, подлежащих преобразованию в национальные парки, а также устанавливается порядок такого преобразования.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами «д» (федеральная государственная собственность и управление ею), «м» (безопасность) и «о» (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами «в» (вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами), «д» (природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории) и «к» (административное законодательство, законодательство об охране окружающей среды) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».