Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков»

Принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков» (проект № 40092–7), принятый Государственной Думой 21 декабря 2017 года (далее — Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон вносит изменения в Лесной кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон предусматривает, что информация о лесах относится к общедоступной, размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Согласно Федеральному закону доступ граждан и юридических лиц к указанной информации не может быть ограничен, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Федеральным законом усовершенствованы правила проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно нормам Федерального закона аукционы на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений могут проводиться на основании заявлений заинтересованных лиц.
В целях обеспечения лесоперерабатывающих предприятий древесиной Федеральным законом предусмотрено проведение открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины. Согласно нормам Федерального закона указанный выше открытый конкурс проводится в обязательном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления по заявлению правообладателей объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Предусматривается, что при равных условиях конкурсных предложений лучшим является наибольшая предложенная цена предмета конкурса. Федеральный закон устанавливает, что арендатор, заключивший указанный договор, не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из данного договора, а также сдавать предоставленный лесной участок в субаренду.
Федеральным законом также устанавливаются правила проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений в электронной форме. Следует отметить, что Федеральным законом предусмотрены случаи, когда указанный аукцион в электронной форме не проводится. К таким случаям относятся: предоставление в аренду лесных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства; заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Федеральным законом субъекты Российской Федерации наделяются полномочиями по организации и проведению соответствующих торгов.
Федеральный закон предусматривает, что информация о лицах, которые уклонились от заключения договора аренды лесного участка либо заключения договора купли-продажи лесных насаждений, включается в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений. Указанные лица впоследствии не допускаются к участию в торгах на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков».