Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 22886–7), принятый Государственной Думой 22 декабря 2017 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Проект Федерального закона (№ 22886–7) (далее – законопроект) был внесен в Государственную Думу 8 ноября 2016 года Правительством Российской Федерации под наименованием «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах производства и потребления), Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации.
Федеральным законом вносятся следующие изменения в Федеральный закон об отходах производства и потребления:
дается новая редакция понятий сбора отходов, накопления отходов, отходов от использования товаров;
уточняются полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами,
Российская Федерация наделяется новыми полномочиями в части установления порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждения правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра;
органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схемы их размещения и ведение их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
уточняются требования к содержанию территориальной схемы обращения с отходами;
устанавливаются требования к местам (площадкам) накопления отходов;
уточняется порядок расчета и уплаты экологического сбора, а также расходования средств федерального бюджета от экологического сбора;
уточняются полномочия региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установления льгот при их уплате.
В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон об отходах производства и потребления, вносятся корреспондирующие изменения в иные нормативные акты Российской Федерации.
Федеральным законом также вносятся изменения Федеральный закон Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части признания утратившими силу положений, направленных на установление полномочия Правительства Российской Федерации об утверждении перечня организаций, являющихся поставщиками работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов.
Федеральным законом предусматривается, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 год и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
В связи с этим обращаем внимание, что установленная льгота повлечет выпадающие доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов отдельных муниципальных образований, поскольку в соответствии со статьями 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные неналоговые доходы подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 5 процентов; в бюджеты субъектов Российской Федерации – по нормативу 40 процентов; в бюджеты городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – по нормативу 95 процентов; в бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением – по нормативу 55 процентов.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом «а» (федеральный бюджет) и «в» (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».