Принят Государственной Думой 20 июля 2017 года
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного
федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»
(проект № 188813–7), принятый Государственной Думой 20 июля 2017 года (далее –
Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях
субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального
округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 119-ФЗ), обусловленные
правоприменительной практикой данного Федерального закона. Также предлагаются
изменения в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
(далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
Уточняются нормы, касающиеся процедуры и формы предоставления информации о территориях, которые определены законом
субъекта Российской Федерации и в границах которых земельные участки не могут
быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным
законом № 119-ФЗ. Федеральный закон содержит положения, расширяющие
основания для отказа в предоставлении гражданину испрашиваемого земельного
участка.
В части, касающейся отношений по использованию и охране недр, установлены следующие основания для отказа в предоставлении земельного участка:
испрашиваемый земельный участок указан в лицензии на пользование недрами или находится в границах территории, указанной
в такой лицензии, за исключением случаев предоставления в пользование участков
недр для регионального геологического изучения недр, геологического изучения,
включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, осуществляемых за счет бюджетных средств, геологического изучения, включающего поиск и оценку
месторождений углеводородного сырья, либо для сбора минералогических,
палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
испрашиваемый земельный участок находится на площадях залегания полезных ископаемых, запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых либо в границах территории,
необходимой для разработки участка недр, предлагаемого для предоставления в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением
углеводородного сырья) или для геологического изучения, разведки и добычи
полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), осуществляемых по совмещенной лицензии.
В части, касающейся лесных отношений, Федеральный
закон дополняет основания для отказа в предоставлении гражданину земельного
участка случаями, когда испрашиваемый
земельный участок является земельным участком из состава земель лесного фонда и на таком земельном участке расположены защитные леса, указанные в пункте 1,
подпунктах «а», «в» — «д» пункта 3, подпунктах «г», «з» и «и» пункта 4 части 2
статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, или особо защитные участки
леса.
В случае досрочного прекращения договора
аренды земельного участка из состава земель лесного фонда за таким гражданином
сохраняется предусмотренная статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации
обязанность по осуществлению лесовосстановления.
В отношении использования земельных участков
в границах охотничьих угодий Федеральный закон устанавливает, что высшие
исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Дальневосточного федерального округа, по предложению
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих такие охотничьи
угодья, определяют территории, в границах которых в целях сохранения охотничьих
ресурсов и среды их обитания гражданам не могут быть предоставлены земельные
участки в безвозмездное пользование, а также устанавливают максимальный размер
площади таких территорий.
Федеральный закон № 119-ФЗ дополняется нормами об упрощенном порядке
определения принадлежности земельного участка к определенной категории земель в случае, если выбранный гражданином вид разрешенного использования земельного
участка не соответствует категории земель, к которой относится земельный
участок, либо если категория земель в отношении земельного участка не определена. В таком случае уполномоченный
орган направляет в орган регистрации прав сведения о принадлежности земельного
участка к определенной категории земель в зависимости от выбранных гражданином
вида или видов разрешенного использования земельного участка. При этом принятие
решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую
категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель
не требуется. Сведения о принадлежности земельного участка к категории земель
населенных пунктов могут направляться уполномоченным органом только в случае,
если выбранный гражданином вид разрешенного использования земельного участка
предусматривает жилищное строительство или ведение дачного хозяйства.
Устанавливается, что в целях обеспечения
прохода или проезда к предоставленным в безвозмездное пользование гражданам
земельным участкам, доступ к которым возможен только через земельные участки,
предоставленные иным гражданам, может быть установлен публичный сервитут в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отдельно следует отметить положения
Федерального закона об обязанности гражданина, договор безвозмездного
пользования земельным участком с которым прекращен в порядке и по основаниям, связанным
с нарушением положений земельного и лесного законодательства, провести
рекультивацию нарушенных земель. В случае отказа гражданина или уклонения в течение шести месяцев со дня прекращения данного договора от исполнения
указанной обязанности мероприятия по рекультивации нарушенных земель проводятся
уполномоченным органом или привлекаемыми им организациями с последующим
возмещением произведенных расходов за счет гражданина.
В Федеральный закон № 218-ФЗ вносятся
корреспондирующие изменения, связанные с требованиями к документам,
представляемым для государственной регистрации прав на земельные участки. Например, введено положение
о том, что сведения об ограничении оборотоспособности земельного участка вносятся в Единый
государственный реестр недвижимости без дополнительного заявления одновременно
с государственной регистрацией договора безвозмездного пользования земельным
участком.
Федеральный закон также содержит нормы,
устанавливающие требования к схеме размещения земельного участка на публичной
кадастровой карте в электронной форме и схеме размещения земельного участка на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе.
Предусматривается
возможность для граждан подавать необходимые для оформления земельного участка
документы не только непосредственно в орган регистрации прав, но и через
многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных
услуг на всей территории Российской Федерации. В указанном случае
многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг
обеспечивает подготовку схемы размещения земельного участка на публичной
кадастровой карте в форме электронного документа. Закрепляется, что законами субъектов Российской Федерации
устанавливаются максимальные цены (тарифы, ставки) на выполнение работ по установлению на местности границ земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно методике проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 года № 96,
коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит
обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы,
предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся
в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного
федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости».