Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

Принят Государственной Думой 17 июля 2019 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (проект № 716663–7), принятый Государственной Думой 17 июля 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование регулирования отношений, возникающих в области обращения с отходами производства и потребления.
В этих целях вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) и Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Федеральный закон № 317-ФЗ).
В части совершенствования регулирования обращения с чрезвычайно опасными (I класс опасности) и высокоопасными (II класс опасности) отходами Федеральным законом вносятся следующие изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ.
Предусматривается создание федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, утверждаемой Правительством Российской Федерации, соблюдение которой является обязательным условием осуществления деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности для всех участников обращения с такими отходами.
Правительством Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» определяется федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности, который осуществляет деятельность по обращению с такими отходами самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании соответствующих договоров. Операторами по обращению с отходами I и II классов опасности являются индивидуальные предприниматели, юридические лица, обладающие правом осуществлять обращение с такими отходами, и имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Федеральным законом вводятся особенности обращения с отходами I и II классов опасности. Устанавливается, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно или передают их федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Плату за услуги в области обращения с отходами I и II классов опасности предлагается определять путем государственного тарифного регулирования.
В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создается государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утверждаемая Правительством Российской Федерации. Оператором указанной системы является федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности.
Федеральным законом также вносятся изменения в Федеральный закон № 317-ФЗ, направленные на дополнение перечня полномочий и функций Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» полномочиями в области обращения с отходами I и II классов опасности.
В части совершенствования регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами Федеральным законом устанавливается следующее.
В Федеральный закон № 89-ФЗ вводятся нормы, направленные на обеспечение деятельности российского экологического оператора — публично-правовой компании, созданной в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и управления ею, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот.
Предусматривается создание федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, которая разрабатывается российским экологическим оператором и утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами включает в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации.
Уточняются требования к территориальным схемам обращения с отходами. Устанавливается, что проект территориальной схемы обращения с отходами направляется на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти, российскому экологическому оператору, которые рассматривают ее, в том числе на предмет экономической обоснованности решений о размещении и технических характеристиках объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также рассматривают схему потоков отходов на предмет достоверности информации. Российский экологический оператор проводит экспертизу проекта территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с учетом позиции федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в отношении обращения с отходами I и II классов опасности, и при необходимости представляет рекомендации по его корректировке.
В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами создается государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов включает в себя, в том числе электронную модель федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, сведения об источниках образования и местах накопления твердых коммунальных отходов, об объектах обращения с такими отходами, сведения о схеме потоков твердых коммунальных отходов, о тарифах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Вводится норма, позволяющая производителям товаров и импортерам товаров на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.
Федеральный закон является основой для реализации федеральных проектов «Инфраструктура для обращения с отходами I — II классов опасности» и «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», входящих в состав Национального проекта «Экология».
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным «г» (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), «е» (установление основ федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации), «ж» (финансовое регулирование), «о» (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленными пунктами «д» (охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности) и «к» (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».