Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 9 апреля 2019 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (далее – Комитет) рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации» (проект № 499593–7), принятый Государственной Думой 9 апреля 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от штрафов, неустоек, пеней, а также платежей, поступающих в целях возмещения вреда окружающей среде.
Федеральный закон устанавливает единый принцип зачисления доходов от штрафов, установленных федеральными законами, согласно которому указанные доходы зачисляются в тот бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, налагающего данный штраф.
Федеральный закон предусматривает перераспределение в пользу федерального бюджета доходов от штрафов, налагаемых на особо охраняемых природных территориях федерального значения, и средств, уплачиваемых в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного на таких территориях.
Согласно положениям Федерального закона, снижение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, возникающее от перераспределения в федеральный бюджет вышеуказанных поступлений, будет компенсировано зачислением в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, поступающих в настоящее время в федеральный бюджет, административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановления о наложении которых вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный, либо федеральный государственный надзор, а также штрафов, выявленных должностными лицами органов муниципального контроля.
Кроме того, в бюджеты субъектов Российской Федерации будут поступать в полном объеме штрафы по договорам, заключенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими отдельных переданных полномочий Российской Федерации, (штрафы по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений, а также по договорам водопользования), которые в настоящее время поступают в доход федерального бюджета.
Предусмотрено также увеличение на 5 процентов нормативов, установленных для зачисления в доходы местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя платы за негативное воздействие на окружающую среду и 100 процентов — нормативов, установленных для зачисления в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации акцизов на спирт этиловый из пищевого и непищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию. При этом предусматривается, что доходы от акцизов на спирт этиловый из пищевого и непищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию в размере 50 процентов объема указанных доходов будут распределяться территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральным законом о федеральном бюджете.
Следует отметить, что положения Федерального закона предусматривают поступление административных штрафов, выявленных органами муниципального контроля, в бюджеты муниципальных образований, за счет средств которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности данных органов.
В Федеральном законе также урегулировано зачисление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платежей, уплачиваемых в целях добровольного возмещения ущерба, причиненного государственному или муниципальному имуществу, вреда окружающей среде (в местные бюджеты).
Таким образом, в соответствии с нормами Федерального закона, выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будут компенсированы перераспределением стабильных источников доходов — платы за негативное воздействие на окружающую среду, акцизов на спирт этиловый из пищевого и непищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию, а также зачислением в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты всех штрафов, налагаемых мировыми судьями, штрафов, выявленных должностными лицами органов муниципального контроля, что не приведет к уменьшению доходов региональных и местных бюджетов.
Учитывая, что предлагаемые Федеральным законом изменения позволят однозначно определить бюджет, в который должны поступать штрафы; осуществить рост заработной платы государственных инспекторов в области охраны окружающей среды; повысить заинтересованность муниципальных органов в выявлении административных правонарушений, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации».
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 507370–7), принятый Государственной Думой 9 апреля 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон разработан в целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушение правил в области использования и охраны водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, и предусматривает усиление административной ответственности для должностных и юридических лиц, не соблюдающих водоохранный режим на водосборах водных объектов.
Вносимые изменения также направлены на усиление ответственности для должностных и юридических лиц за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования.
Федеральный закон предусматривает значительное увеличение сумм административных штрафов для должностных и юридических лиц:
- за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, а также за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение;
- за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов; 
— за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах;
- за нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений;
- за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Федеральный закон не предусматривает увеличение административных штрафов для граждан за нарушение правил охраны водных объектов и правил водопользования.
Для реализации вышеуказанных целей абзац второй части 1, абзац второй части 3, абзац второй части 4, абзац второй части 5 статьи 8.13, а также абзац второй части 2 статьи 8.14 и абзац второй статьи 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложены в новой редакции.
Федеральный закон подготовлен в связи со значительным количеством выявленных нарушений санитарного и природоохранного законодательства, приводящих к поступлению в поверхностные водные объекты загрязняющих веществ, включая весьма опасные для окружающей среды. При этом основными загрязнителями акваторий рек и морей на территории Российской Федерации являются хозяйствующие субъекты.
Как следует из материалов к Федеральному закону, его принятие не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Реализация указанных изменений позволит повысить эффективность борьбы с нарушениями правил охраны водных объектов и правил водопользования, а также предупредить административные правонарушения, что будет способствовать сохранению флоры и фауны водных объектов, улучшению качества питьевой воды, а также препятствовать возникновению и распространению вспышек заболеваний с водным фактором их передачи.
С учетом изложенного, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».