Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в статью 261 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и статью 66 Водного кодекса Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (далее – Комитет) рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в статью 261 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и статью 66 Водного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), внесенный членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, И.М.-С. Умахановым, С.Е. Рыбаковым, М.П. Щетининым (в период исполнения ими полномочий члена Совета Федерации), И.А. Гехт, А.В. Кутеповым, И.Д. Зубаревым, А.Н. Кондратенко, О.Ф. Ковитиди; депутатами Государственной Думы С.В. Бессараб, А.Г. Кобилевым, А.М. Шолоховым, принятый Государственной Думой 19 декабря 2018 года (проект № 148432–7), и отмечает следующее.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что соответствующим органом охраны объектов культурного наследия устанавливаются условия доступа граждан к объекту культурного наследия (периодичность, длительность и иные характеристики доступа) с учетом физического состояния объекта, требований к его сохранению и ряда других факторов.
Вместе с тем, Водный кодекс Российской Федерации предоставляет гражданам право неограниченного доступа к водным объектам общего пользования для использования их в личных и бытовых нуждах, а также право пользоваться береговой полосой таких водных объектов для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Неограниченный доступ к таким водным объектам создает угрозу сохранности музеям-заповедникам и влечет невозможность использования объектов культурного наследия для осуществления экскурсионного обслуживания.
В целях обеспечения сохранности территории музея-заповедника, объектов культурного наследия, обеспечения безопасности пребывания граждан на территории музея-заповедника на примыкающем к территории музея-заповедника участке береговой полосы расположенного вне границ территории музея-заповедника водного объекта, Федеральным законом вносятся дополнения в статью 66 Водного кодекса Российской Федерации, которые запрещают деятельность, не совместимую с видами деятельности, установленными для музея-заповедника законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия и законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.
При этом Федеральным законом вносятся дополнения в статью 261 Федерального закона от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», устанавливающие особенности использования водного объекта, расположенного на территории музея-заповедника, участка береговой полосы такого водного объекта и основные требования к правилам посещения музея-заповедника.
Федеральным законом предусмотрено право граждан, постоянно проживающих на территории музея-заповедника, в границах его территории на осуществление деятельности, направленной на обеспечение своей жизнедеятельности, в том числе деятельности, требующей их свободного доступа к расположенному на территории музея-заповедника водному объекту, участку береговой полосы такого водного объекта. В границах территории музея-заповедника допускается деятельность постоянно проживающих на его территории граждан, направленная на сохранение исторически сложившихся видов деятельности, осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, в том числе с использованием водных объектов, их частей.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Принимая во внимание, что предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать сохранению как объектов культурного наследия, так и экосистем водных объектов и их береговой полосы, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 261 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и статью 66 Водного кодекса Российской Федерации».