Принят Государственной Думой 18 декабря 2018 года
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (далее – Комитет) рассмотрел, в части вопросов
своего ведения, Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект
№ 410602–7), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан,
принятый Государственной Думой 18 декабря 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) государственные инспектора
субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды наделены
полномочиями по рассмотрению дел о ряде административных правонарушений, в числе которых, например, уничтожение и повреждение знаков особо охраняемых
природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным
миром или органами, осуществляющими федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды
их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям
и органам, нарушение порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и ряда других.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 65
Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный экологический
надзор включает в себя, в том числе, государственный надзор за геологическим
изучением, рациональным использованием и охраной недр и государственный надзор
в области использования и охраны водных объектов.
Однако в настоящее время, при выявлении
административных правонарушений в указанных областях, государственный инспектор
субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды не вправе
привлечь правонарушителя к административной ответственности, в связи с чем
процедура взыскания административного штрафа значительно затягивается.
Данным Федеральным законом вносятся изменения в статьи 23.22, 23.23 Кодекса в части наделения государственных инспекторов
субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды полномочиями
по рассмотрению дел об административных правонарушениях природоохранного
законодательства в области недропользования и в области охраны водных объектов.
Кроме того, по аналогии со статьей 23.29 Кодекса («Органы, осуществляющие
государственный экологический надзор»), полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях природоохранного законодательства в области
недропользования и в области охраны водных объектов также наделяются
государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей
среды.
Федеральный
закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой
федерального законодательства.
Внутренняя
логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными
частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Согласно
методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Правовыми
последствиями вступления в силу Федерального закона будут являться
совершенствование системы осуществления государственного экологического
надзора, повышение его эффективности, что будет способствовать формированию
экологического правосознания граждан.
Отмечая
необходимость и целесообразность совершенствования законодательства об административных правонарушениях, направленного на снижение количества
правонарушений в сфере экологии и природопользования, Комитет Совета Федерации
по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон
«О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».