Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Принят Государственной Думой 18 декабря 2018 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (далее – Комитет) рассмотрел, в части вопросов своего ведения, Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 410602–7), внесенный Государственным Советом Республики Татарстан, принятый Государственной Думой 18 декабря 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды наделены полномочиями по рассмотрению дел о ряде административных правонарушений, в числе которых, например, уничтожение и повреждение знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или органами, осуществляющими федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, нарушение порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и ряда других.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор включает в себя, в том числе, государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
Однако в настоящее время, при выявлении административных правонарушений в указанных областях, государственный инспектор субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды не вправе привлечь правонарушителя к административной ответственности, в связи с чем процедура взыскания административного штрафа значительно затягивается.
Данным Федеральным законом вносятся изменения в статьи 23.22, 23.23 Кодекса в части наделения государственных инспекторов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях природоохранного законодательства в области недропользования и в области охраны водных объектов. Кроме того, по аналогии со статьей 23.29 Кодекса («Органы, осуществляющие государственный экологический надзор»), полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях природоохранного законодательства в области недропользования и в области охраны водных объектов также наделяются государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Правовыми последствиями вступления в силу Федерального закона будут являться совершенствование системы осуществления государственного экологического надзора, повышение его эффективности, что будет способствовать формированию экологического правосознания граждан.
Отмечая необходимость и целесообразность совершенствования законодательства об административных правонарушениях, направленного на снижение количества правонарушений в сфере экологии и природопользования, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».