Заключения по ФКЗ и ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»

Принят Государственной Думой 11 декабря 2018 года


Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (проект № 456500–7), принятый Государственной Думой 11 декабря 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
С принятием Федерального закона от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в России начал развиваться рынок сельскохозяйственного страхования. Данная услуга была вполне востребована сельскохозяйственными товаропроизводителями. Однако в настоящее время в силу различных причин в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой наблюдается отрицательная динамика. Положения рассматриваемого Федерального закона направлены на оптимизацию норм законодательства о сельскохозяйственном страховании в современных условиях.
Федеральным законом предлагается исключение критериев утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений; установление безусловной франшизы, минимальный размер которой не может быть менее десяти процентов и увеличение максимального размера франшизы с тридцати до пятидесяти процентов по договорам страхования риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, риска утраты (гибели) посадок многолетних насаждений.
Увеличение максимального размера безусловной франшизы с тридцати до пятидесяти процентов, установленное Федеральным законом, должно повысить интерес страховых компаний к сельскохозяйственному страхованию в зонах рискового земледелия и привести к появлению более дешевого страхового продукта, что позволит большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей с наименьшими финансовыми затратами заключить договоры страхования риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений.
В части страхования риска утраты (гибели) сельскохозяйственных животных и объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) Федеральным законом установлен размер безусловной франшизы, не превышающий тридцати процентов.
В настоящее время в законодательстве не содержится оснований для получения страховых возмещений в случае убоя (уничтожения) сельскохозяйственных животных в связи с наличием очагов заразных болезней животных, ликвидация которых осуществляется в соответствии с ветеринарным законодательством. Федеральный закон содержит соответствующие нормы.
Федеральный закон также уточняет перечень событий, опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений и стихийных бедствий (сельскохозяйственных рисков, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки), что позволит расширить страховое покрытие и не приведет к увеличению предельных размеров ставок для расчета размера субсидий.
Отдельно следует отметить, что Федеральным законом предусмотрена возможность страхования рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры (многолетних насаждений) и рисков утраты (гибели) сельскохозяйственных животных в результате влияния всех, нескольких или одного из страховых событий. Реализация данного законодательного положения позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям выбирать страховые программы с учетом особенностей сельскохозяйственного производства в конкретной местности.
Важнейшими составляющими сельскохозяйственного страхования являются объективное установление факта наступления страхового события и точное определение размера страховой выплаты. Необходима оптимизация в части использования данных авиационного и космического мониторинга. Федеральный закон направлен на решение данного вопроса.
Федеральный закон уточняет требования к нормативным правовым актам высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми устанавливается порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, механизм начисления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по заключенным договорам сельскохозяйственного страхования, а также требования к договору сельскохозяйственного страхования для оказания государственной поддержки.
Рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2019 года.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».