«Круглые столы»

«Состояние и перспективы развития транспортной и производственной инфраструктур лесного комплекса»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций актуальные вопросы развития транспортной и производственной инфраструктур лесного комплекса, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Лесной комплекс Российской Федерации является одним из стратегических секторов национальной экономики. Россия располагает свыше 20% мировых лесов, которые занимают более половины ее территории. При этом реальный вклад отрасли в экономическое развитие страны пока не соответствует ее потенциалу. Доля Российской Федерации в мировой торговле лесоматериалами составляет лишь около 4%. Вклад лесного комплекса в ВВП страны – около 0,5%, численность занятых в этой сфере –0,8% от занятых в экономике, осваивается не более 30% от допустимого объема изъятия древесины.
Особое значение для повышения эффективности использования и интенсификации воспроизводства лесов имеет лесная инфраструктура и, прежде всего, плотность лесных дорог. Слаборазвитая дорожно-транспортная инфраструктура лесопользования ограничивает возможность освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность лесных ресурсов. По экспертным данным, протяженность дорог составляет в среднем 1,4 км на одну тысячу гектаров лесного фонда, только 10% лесных дорог имеют твердое покрытие, тогда как для освоения лесных территорий необходимо ежегодно строить не менее 3 тысяч километров дорог с твердым покрытием.
Несмотря на усилия по решению проблем транспортной доступности лесного хозяйства следует отметить, что системного подхода к решению проблем транспортной инфраструктуры пока не отмечается. Лесное законодательство должным образом не регулирует строительство и содержание транспортной инфраструктуры, не определены права арендаторов лесных участков, занимающихся строительством и эксплуатацией лесных дорог. Лесные дороги не входят в перечень автомобильных дорог регионального и местного значения, не отражены в схемах территориального планирования. Не проработаны механизмы софинансирования строительства лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников на принципах государственно-частного партнерства.
Системной проблемой лесного комплекса является использование устаревших технологий, машин и оборудования. Технологическое отставание от мирового уровня характеризуется недостаточным внедрением «прорывных» инновационных проектов в лесном комплексе, позволяющих снять имеющиеся ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов лесобумажной продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках. Темпы технологического обновления в российском лесопромышленном комплексе в несколько раз меньше по сравнению с принятыми в мире стандартами, что является одним из главных препятствий для обеспечения конкурентоспособности отечественных лесобумажных товаров.
В лесопромышленном комплексе важно внедрять современные инновационные научно-технические достижения, осуществлять модернизацию, ориентированную на коренное обновление всех направлений деятельности.
Для повышения эффективности функционирования транспортной и производственной инфраструктуры лесного комплекса представляется целесообразным:
принять Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года;
рассмотреть возможность внесения изменений в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающих четкое разграничение полномочий органов государственной власти по строительству лесных дорог лесопромышленного назначения на не переданных в аренду лесных участках;
разработать подпрограмму развития транспортной инфраструктуры лесного хозяйства в рамках программы «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 годы», направленную, в том числе на строительство лесных дорог противопожарного и лесопромышленного назначения;
стимулировать развитие транспортной инфраструктуры лесного хозяйства, которая будет передаваться в аренду для реализации инвестиционных проектов освоения лесов на принципах государственно-частного партнерства;
разработать дополнительные меры, направленные на техническую и технологическую модернизацию лесопромышленного комплекса;
принять комплекс мер, направленных на активизацию привлечения инвестиций в развитие транспортной и производственной инфраструктуры лесного комплекса;
обеспечить учет лесных автомобильных дорог и включение их в единый государственный реестр автомобильных дорог;
ускорить процесс постановки на кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Исходя из изложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

ускорить внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 года № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров», обеспечивающих получение государственной поддержки участниками лесопромышленного кластера;
рассмотреть вопросы:
создания в Центрально-Черноземном регионе (Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Орловская области) биотехнологического кластера и реализации на его базе пилотного проекта организации производства по переработке мелкотоварной и дровяной древесины, с применением механизма государственно-частного партнерства;
субсидирования затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга или компенсацию части процентных ставок при заключении договора кредитования, приобретения оборудования или техники;
финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляющего деятельность в лесном хозяйстве малолесных регионов, в т. ч. предоставления субсидий на возмещение части затрат при выполнении работ по воспроизводству лесов (искусственному лесовосстановлению);
субсидирования части затрат по приобретению лесопосадочного материала улучшенного качества и выращиваемого с закрытой корневой системой лесопользователями, осуществляющими искусственное лесовосстановление;
субсидирования затрат на строительство лесовозных дорог предприятиям-лесозаготовителям за счет средств федерального бюджета;
субсидирования затрат на техническое перевооружение лесоперерабатывающих компаний и модернизацию лесного машиностроения;
предусмотреть дополнительные меры поддержки лесопромышленных предприятий в виде компенсации части затрат на транспортировку продукции деревообработки.

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения:

разработать комплекс мер, стимулирующих создание новых объектов лесного семеноводства, в объемах, обеспечивающих увеличение доли лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами;
разработать комплекс мер, обеспечивающих надлежащий уход за высаженными лесными растениями или их всходами;
после проведения полевых исследований и подготовки нормативов использования и воспроизводства лесов для лесных районов Республики Карелия обеспечить принятие нормативных правовых актов Министерства, позволяющих осуществлять интенсивное ведение использования и воспроизводства лесов.

3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть предложения:

ограничить экспорт круглой древесины хвойных пород, произведенной на территории Российской Федерации, в целях обеспечения дополнительным сырьем предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и плитных производств;
дополнить Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года комплексом мероприятий по увеличению объемов производства сопутствующих и используемых в технологических процессах основных и вспомогательных материалов;
включить в Перечень технологических направлений для предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР комплексных инвестиционных проектов по развитию производства лесных машин в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1312 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов»;
провести комплекс НИОКР по разработке инновационных технологий строительства лесных дорог на основе новых машин, оборудования и инновационных материалов;
стимулировать НИОКР в области создания новых материалов на основе переработки древесного сырья методами биотехнологий;
создать научно-исследовательский центр с опытным производством по разработке машин и оборудования для лесопромышленного комплекса.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения:

ускорить разработку проекта Плана («дорожной карты») реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года;
включить в Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года индикаторы и показатели, касающиеся развития лесной инфраструктуры и лесных дорог;
разработать механизм компенсации части затрат на строительство лесных дорог;
проработать механизмы софинансирования строительства лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников на принципах государственно-частного партнерства;
провести работу по определению собственников лесных межпоселенческих дорог;
пересмотреть технические требования к объектам лесной инфраструктуры в дорожной отрасли (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов»);
дополнить типовой договор аренды лесного участка, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка», новым подпунктом, предусматривающим обязанность арендаторов (лесопользователей) согласовывать с владельцами автодорог общего пользования транспортные схемы вывозки лесопродукции и условия перевозки грузов;
разработать комплекс мер, обеспечивающих развитие кадрового, технологического и научного потенциала лесного комплекса.