Рекомендации
Рассмотрев
с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов
исполнительной власти, научно-исследовательских учреждений и общественных
организаций актуальные вопросы развития транспортной и производственной
инфраструктур лесного комплекса, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Лесной комплекс Российской Федерации является одним из стратегических секторов национальной экономики. Россия располагает свыше 20% мировых
лесов, которые занимают более половины ее территории. При этом реальный вклад
отрасли в экономическое развитие страны пока не соответствует ее потенциалу.
Доля Российской Федерации в мировой торговле лесоматериалами составляет лишь
около 4%. Вклад лесного комплекса в ВВП страны – около 0,5%, численность
занятых в этой сфере –0,8% от занятых в экономике, осваивается не более 30% от допустимого объема изъятия древесины.
Особое значение для повышения эффективности использования и интенсификации воспроизводства лесов имеет лесная инфраструктура и, прежде
всего, плотность лесных дорог. Слаборазвитая дорожно-транспортная
инфраструктура лесопользования ограничивает возможность освоения
эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность лесных ресурсов. По экспертным данным, протяженность дорог составляет в среднем 1,4 км на одну
тысячу гектаров лесного фонда, только 10% лесных дорог имеют твердое покрытие,
тогда как для освоения лесных территорий необходимо ежегодно строить не менее 3
тысяч километров дорог с твердым покрытием.
Несмотря на усилия по решению проблем транспортной
доступности лесного хозяйства следует отметить, что системного подхода к решению проблем транспортной инфраструктуры пока не отмечается. Лесное
законодательство должным образом не регулирует строительство и содержание
транспортной инфраструктуры, не определены права арендаторов лесных участков,
занимающихся строительством и эксплуатацией лесных дорог. Лесные дороги не входят в перечень автомобильных дорог регионального и местного значения, не отражены в схемах территориального планирования. Не проработаны механизмы
софинансирования строительства лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных
источников на принципах государственно-частного партнерства.
Системной проблемой лесного комплекса является использование
устаревших технологий, машин и оборудования. Технологическое отставание от мирового уровня характеризуется недостаточным внедрением «прорывных»
инновационных проектов в лесном комплексе, позволяющих снять имеющиеся ограничения
развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским
свойствам) видов лесобумажной продукции, востребованных на внешнем и внутреннем
рынках. Темпы технологического обновления в российском лесопромышленном
комплексе в несколько раз меньше по сравнению с принятыми в мире стандартами,
что является одним из главных препятствий для обеспечения конкурентоспособности
отечественных лесобумажных товаров.
В лесопромышленном комплексе важно внедрять современные
инновационные научно-технические достижения, осуществлять модернизацию,
ориентированную на коренное обновление всех направлений деятельности.
Для повышения эффективности функционирования транспортной и производственной инфраструктуры лесного комплекса представляется
целесообразным:
принять Стратегию развития лесного комплекса Российской
Федерации до 2030 года;
рассмотреть возможность внесения изменений в Лесной кодекс
Российской Федерации, предусматривающих четкое разграничение полномочий органов
государственной власти по строительству лесных дорог лесопромышленного
назначения на не переданных в аренду лесных участках;
разработать подпрограмму развития транспортной инфраструктуры
лесного хозяйства в рамках программы «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 годы», направленную, в том числе на строительство лесных дорог противопожарного
и лесопромышленного назначения;
стимулировать развитие транспортной инфраструктуры лесного
хозяйства, которая будет передаваться в аренду для реализации инвестиционных
проектов освоения лесов на принципах государственно-частного партнерства;
разработать дополнительные меры, направленные на техническую
и технологическую модернизацию лесопромышленного комплекса;
принять комплекс мер, направленных на активизацию привлечения
инвестиций в развитие транспортной и производственной инфраструктуры лесного
комплекса;
обеспечить учет лесных автомобильных дорог и включение их в единый государственный реестр автомобильных дорог;
ускорить процесс постановки на кадастровый учет лесных
участков в составе земель лесного фонда, вовлекаемых в хозяйственный оборот.
Исходя из изложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
ускорить внесение
изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 года
№ 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных
кластеров», обеспечивающих получение государственной поддержки участниками
лесопромышленного кластера;
рассмотреть
вопросы:
создания в Центрально-Черноземном регионе (Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская,
Орловская области) биотехнологического кластера и реализации на его базе
пилотного проекта организации производства по переработке мелкотоварной и дровяной древесины, с применением механизма государственно-частного
партнерства;
субсидирования
затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга или компенсацию
части процентных ставок при заключении договора кредитования, приобретения
оборудования или техники;
финансовой
поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляющего деятельность в лесном хозяйстве малолесных регионов, в т. ч. предоставления субсидий на возмещение части затрат при выполнении работ по воспроизводству лесов
(искусственному лесовосстановлению);
субсидирования
части затрат по приобретению лесопосадочного материала улучшенного качества и выращиваемого с закрытой корневой системой лесопользователями, осуществляющими
искусственное лесовосстановление;
субсидирования
затрат на строительство лесовозных дорог предприятиям-лесозаготовителям за счет
средств федерального бюджета;
субсидирования
затрат на техническое перевооружение лесоперерабатывающих компаний и модернизацию лесного машиностроения;
предусмотреть
дополнительные меры поддержки лесопромышленных предприятий в виде компенсации
части затрат на транспортировку продукции деревообработки.
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения:
разработать комплекс мер, стимулирующих создание новых
объектов лесного семеноводства, в объемах, обеспечивающих увеличение доли
лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными
свойствами;
разработать комплекс мер, обеспечивающих надлежащий уход за высаженными лесными растениями или их всходами;
после проведения полевых исследований и подготовки нормативов
использования и воспроизводства лесов для лесных районов Республики Карелия
обеспечить принятие нормативных правовых актов Министерства, позволяющих
осуществлять интенсивное ведение использования и воспроизводства лесов.
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть предложения:
ограничить экспорт круглой древесины хвойных пород,
произведенной на территории Российской Федерации, в целях обеспечения
дополнительным сырьем предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и плитных
производств;
дополнить Стратегию развития лесного комплекса
Российской Федерации до 2030 года комплексом мероприятий по увеличению объемов
производства сопутствующих и используемых в технологических процессах основных
и вспомогательных материалов;
включить в Перечень технологических направлений для
предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР комплексных инвестиционных
проектов по развитию производства лесных машин в соответствии с Правилами,
утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1312 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским
организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской
промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных
инвестиционных проектов»;
провести комплекс НИОКР по разработке инновационных
технологий строительства лесных дорог на основе новых машин, оборудования и инновационных материалов;
стимулировать НИОКР в области создания новых
материалов на основе переработки
древесного сырья методами биотехнологий;
создать научно-исследовательский центр с опытным производством
по разработке машин и оборудования для лесопромышленного комплекса.
4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения:
ускорить разработку проекта Плана («дорожной карты»)
реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года;
включить в Стратегию развития лесного комплекса Российской
Федерации на период до 2030 года индикаторы и показатели, касающиеся развития
лесной инфраструктуры и лесных дорог;
разработать механизм компенсации части затрат на строительство лесных дорог;
проработать механизмы софинансирования строительства
лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников на принципах государственно-частного
партнерства;
провести работу по определению собственников лесных
межпоселенческих дорог;
пересмотреть технические требования к объектам лесной
инфраструктуры в дорожной отрасли (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для
защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов»);
дополнить типовой договор аренды лесного участка,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка», новым подпунктом,
предусматривающим обязанность арендаторов (лесопользователей) согласовывать с владельцами автодорог общего пользования транспортные схемы вывозки
лесопродукции и условия перевозки грузов;
разработать комплекс мер, обеспечивающих развитие
кадрового, технологического и научного потенциала лесного комплекса.