«Круглые столы»

«Об органическом сельском хозяйстве в Российской Федерации»

Рекомендации

Заслушав информацию по вопросу «О производстве и об обороте органической продукции» участники «круглого стола» отмечают следующее.
Различные формы органического земледелия в последнее время получили динамичное развитие во многих странах мира, причём не только в Европе и Северной Америке, но и в Азии, Африке и Южной Америке.
Органическое сельскохозяйственное производство одно из наиболее перспективных направлений сельскохозяйственной отрасли любого государства, обладающего богатым ресурсным потенциалом, о чем свидетельствуют следующие данные: за период 2000–2015 годов площади сельскохозяйственных угодий, используемых с применением органических технологий, в мире увеличивались в среднем со скоростью 10% в год и достигли уровня 50,9 млн. га, мировой рынок органических продуктов вырос более чем в пять раз — с 18 млрд. долл. в 2000 году до почти 100 млрд. долл. США в 2015 году.
По некоторым экспертным оценкам рынок органических продуктов питания и напитков будет расти ежегодно в среднем на 15,5 % в течение 2016–2020 годов. Общий объем рынка органических продуктов в 2020 году составит по прогнозам около 212 млрд долл. (20% от общего объема мирового сельскохозяйственного производства). В 2015 году органическое сельское хозяйство практиковалось в 179 странах и зависимых территориях мира (в 2000 году их было примерно вдвое меньше), причем почти в половине из них производство, переработка и потребление органической продукции регулируются соответствующим местным законодательством и установленными органическими стандартами.
Органическое сельское хозяйство в мире — локомотив развития сотен тысяч мелких и средних форм сельхозпроизводителей. Крупные производители органической продукции в мире практически отсутствуют (исключение составляют только США).
Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) проведены исследования, согласно которым при реорганизации хозяйств с внедрением методов органического производства, продуктивность малых форм хозяйствования повышалась на 116%, доходы фермеров увеличивались в 2–3 раза. Производственные процессы, независимые от поставок удобрений, пестицидов, гербицидов, антибиотиков, гормонов роста и т. д. сделали сельскохозяйственные предприятия более устойчивыми.
Производство органической сельскохозяйственной продукции – это перспективное направление сельского хозяйства для мелкотоварных производителей, требующее использования современных, биологизированных агротехнологий построенных на основе синтеза последних достижений биологической и инженерной науки, адаптированных к местным условиям. Органическое сельское хозяйство занимает свою уникальную нишу и может существовать параллельно с интенсивным производством, обеспечивая баланс АПК, решая те задачи и проблемы, которые не под силу традиционному земледелию за счет принципиально иного подхода, который заключается в отказе от пестицидов, ГМО, гормонов роста, антибиотиков, пищевых добавок. Органическое сельское хозяйство оказывает менее негативное воздействие на окружающую среду: снижается риск загрязнения грунтовых и поверхностных вод биогенами, создает условия сохранения природного биоразнообразия на прилегающих пространствах. Принципы производства органической продукции предусматривают восстановление естественного плодородия почвы и использование принципиально новых, инновационных природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволяют восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой — о необходимости поиска которых сказал Президент РФ Владимир Владимирович Путин, в своем выступлении на Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 2015 года.
В историческом плане Россия является основоположницей научного органического земледелия. Основатель агрономии как учения Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833гг.) изучил и заложил научные основы органического земледелия, что было признано и учёными стран Европы того времени.
В последние годы и в России все большее распространение получает органическое сельское хозяйство а в отдельных регионах, таких как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Белгородская и Ярославская области, имеются серьезные достижения в его развитии.
В Российской Федерации, в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, продовольственная безопасность провозглашена одним из ключевых направлений обеспечения безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Одним из наиболее действенных инструментов решения поставленных задач является обеспечение населения высококачественными, безопасными и полезными для здоровья продуктами, что реализуется, в том числе, посредством ведения органического сельского хозяйства.
Содействие процессу развития рынка продукции органического сельского хозяйства в Российской Федерации, должно стать важной государственной задачей.
В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года, в частности было подчеркнуто, что: «Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растет».
Также, на встрече с представителями деловых кругов Ярославской области 25 апреля 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что органическое сельское хозяйство очень перспективное направление, от него зависит здоровье нации. При этом нужно сделать продукцию органического хозяйства доступной по цене, для чего необходимо создавать условия для развития данного направления деятельности. Он указал на наличие принятых стандартов по продукции органического сельского хозяйства и важность ускоренного принятия Государственной Думой проекта федерального закона, регулирующего данную сферу.
Во всём мире используется 44 миллиона гектаров чистых земель, в России таких земель – 28 миллионов гектаров. Это может стать толчком для развития села и повысить потенциал России в сельском хозяйстве.
Сегодня Россия занимает лишь 0,18% от мирового рынка органических продуктов.
Следует отметить, что в последние 6–7 лет в абсолютных цифрах Россия показывала одни из самых высоких в мире темпов роста органического сельского хозяйства по ряду основных показателей.
Так, выросло почти в 10 раз количество сертифицированных под органику земель, прирост площадей органических сельскохозяйственных угодий составил 341,1 тыс. га, что является седьмым показателем в мире. Производителей стало больше в 8–9 раз, рынок органических продуктов вырос более чем на 60% (со 116 до 172 млн. долл.).
По данным IFOAM и FiBL, площадь сертифицированных органических сельскохозяйственных угодий в России в период 2010 −2015 гг. увеличилась с 44,0 до 385,1 тыс. га или в 8,8 раза.
Однако по фактическому состоянию развития рынка продукции органического сельского хозяйства Россия серьезно отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран. Так при наличии ресурсов, у нас крайне мало производителей такой продукции, в связи с чем, ритейлеры вынуждены наполнять полки импортной органической продукцией.
Обладая уникальными природными ресурсами (20% запасов пресной воды, 9% пахотных земель планеты, 58% мировых запасов чернозема) и развивая органическое сельское хозяйство, Россия может уже в ближайшее время занять от 10 до 15% мирового рынка органической продукции. Значимым преимуществом Российской Федерации перед другими странами, является наличие неиспользованных земель сельхозназначения, обладающих высоким уровнем естественного плодородия и пригодных для введения в оборот. Таких земель в Российской Федерации порядка 10,5 млн. га.
Низкий уровень применения минеральных удобрений по сравнению с другими странами (Российская Федерация- 37 кг д. в./га пашни, Китай- 364 кг д. в./га, Великобритания −247 кг д. в./га, Германия — 204 кг д. в./га, Польша- 202 кг д. в./га, Индия — 158 кг д. в./га, США — 132 кг д. в. га) создает дополнительные условия для использования технологий органического земледелия и получения экологически чистых продуктов.
Производство органической продукции (экологически чистой) требует отдельного законодательного регулирования, поскольку технологии, применяемые в ее производстве, существенно отличаются от технологий, применяемых в традиционном сельском хозяйстве.
В частности, при ведении органического сельского хозяйства ограничивается применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста, откорма животных, гормональных препаратов, генномодифицированных организмов и т. д.
По экспертным оценкам уже в течении 3–5 лет с момента принятия в России закона регулирующего отношения в области производства органической продукции несколько тысяч КФХ и ЛПХ смогут пройти соответствующую сертификацию. Многие производители, производящие органическую продукцию, легализуются. В связи с чем, рынок органической продукции вырастет более чем в 10 раз и достигнет уровня ведущих Европейских стран. В большей степени это будут доходы сельских домохозяйств.
Единственным нормативным правовым актом в сфере производства органической продукции (продукции органического производства) является ведомственный нормативный правовой акт Минздрава России — Санитарные правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 36, в которые в 2008 году включен раздел «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам».
Иные законодательно закрепленные механизмы регулирования процессов производства органической продукции (продукции органического производства), а также системы контроля её соответствия установленным требованиям в России отсутствуют. До сих пор законодательно не определено, какую продукцию можно считать органической продукцией.
82 страны имеют собственные законы в данной сфере, а в Европе, США, Японии, Индии, Канаде и Китае существуют развитые системы регулирования органического сельского хозяйства. Среди стран СНГ законы по органическому сельскому хозяйству приняты в Казахстане, Молдове, Грузии, Армении.
Отсутствие в Российской Федерации нормативного правового регулирования в области органического сельского хозяйства не позволяет России выступать полноценным участником на международном рынке органической продукции, а внутри страны создает возможность недобросовестным товаропроизводителям безосновательно маркировать свою продукцию как «органическая», «экологическая», «биологическая» и вводить потребителей в заблуждение.
На решение вышеперечисленных проблем направлен проект федерального закона «Об органической продукции (продукции органического производства)», разработанный Минсельхозом России.
Вопросы, касающиеся применения правил производства органической продукции (продукции органического производства), отнесены законопроектом к сфере регулирования национальных стандартов. Сегодня уже разработаны и утверждены национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 56104–2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения», ГОСТ Р 56508–2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования», ГОСТ Р 57022–2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства», с 2018 года вступает в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980–2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL 32–1999», принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии сертификации (ЕАСС).
Существенным сдерживающим фактором развития органического сельского хозяйства является также низкий уровень доходов населения, т. к. на сегодняшний день разница между органическим продуктом и традиционным продуктом одинакового состава составляет от 50 до 650 %, в то время как за рубежом подобная разница составляет лишь 30–50 %, что обусловлено механизмами государственной поддержки органического продовольствия. С позиции потребителей важной проблемой развития российского рынка органической продукции является приближение цен на органические продукты к возможностям разных потребительских групп.
Обсудив проблемы развития производства и оборота органической продукции в России и принимая во внимание аргументы научного и экспертного сообщества, участники «круглого стола» отмечают, что развитие производства и оборота органической пищевой продукции, обеспечение сохранения плодородия почв не могут быть обеспечены только лишь за счет усилий самих товаропроизводителей. Необходима разработка комплекса мер, включающих меры государственного регулирования и поддержки, и направленных на создание условий для развития наукоемкого, экологически безопасного сельского хозяйства, на минимизацию рисков и негативных последствий ведения хозяйственной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т :

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

поддержать проект федерального закона «О производстве органической продукции» при его внесении в Государственную Думу Федерального Собрания в установленном порядке.

 2. Правительству Российской Федерации:
ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов:
«О производстве органической продукции»;
«О защите растений»;
рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части выделения отдельного регулирования биологических средств защиты растений и органических удобрений, без отнесения их к пестицидам и агрохимикатам, которые запрещены к применению в органическом сельском хозяйстве;
разработать и утвердить Стратегию развития органического сельскохозяйственного производства и обеспечения экологической безопасности в сельском хозяйстве и план ее реализации, предусматривающие в том числе:
- изучение, обобщение и использование зарубежного опыта в сфере органического сельского хозяйства;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности органического сельского хозяйства;
- научное обеспечение органического сельского хозяйства;
- разработку методов повышения исходного уровня плодородия и его поддержания для почв, предназначенных для возделывания культур по органическим технологиям;
- селекцию специализированных сортов и гибридов и первичное семеноводство сельскохозяйственных растений, устойчивых к болезням и вредителям, позволяющих обходиться без применения агрохимикатов, отзывчивых на применение биопрепаратов и биоорганических удобрений в технологиях возделывания для получения органической продукции;
- получение новых пород и типов сельскохозяйственных животных, пригодных к органическому животноводству и разработку новых методов селекции таких животных;
- разработку агротехнологий и специальных технических средств для органического производства, а также стимулирование развития производства таких технических средств;
- разработку новых биоудобрений, агрономически ценных штаммов микроорганизмов, энтомофагов, средств защиты растений, пригодных для использования в органическом производстве, а также стимулирование развития их производства;
- разработку порядка присвоения территориям статуса «органической» сырьевой зоны по принципу качества и безопасности сырья, получаемого с использованием органических приемов агротехники и зоотехнии;
- разработку мероприятий в части организации каналов сбыта органической продукции, включая государственную поддержку ее экспорта, прежде всего для малого и среднего бизнеса, а также предоставления преференций при государственных конкурсных закупках органической сельскохозяйственной продукции для питания детей, в то числе детскими образовательными, оздоровительными и медицинскими учреждениями;
- разработку мероприятий в сфере образования, подготовки и переподготовки кадров, консультирования в сфере производства и оборота органической продукции, предусмотрев государственную поддержку в части компенсации затрат на прохождение обучения и переподготовки кадров;
- создание Центра развития органического сельского хозяйства;
- разработку мер, направленных на стимулирование производителей к выпуску органической пищевой продукции, в том числе путем проведения соответствующих конкурсов;
- информационную поддержку производства и продвижения органической продукции, в том числе на мировом рынке с целью наращивания экспортного потенциала Российской Федерации;
 — определение уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере органического сельского хозяйства, в том числе по проведению государственной регистрации и ведению реестра предприятий и организаций, производящих органическую продукцию;
ускорить формирования нормативной правовой базы, регулирующей сферу органического сельскохозяйственного производства, включая введение необходимой терминологии для органической сельскохозяйственной продукции и разрешенных для применения в органическом сельском хозяйстве удобрений и средств защиты растений, в том числе с учетом необходимости ее гармонизации с международными требованиями и возможности взаимного признания стандартов;
активизировать работу по разработке и принятию стандартов в области органического сельскохозяйственного производства продукции;
рассмотреть вопрос о создании и развитии национальной системы сертификации органической продукции, включая аккредитацию органов по сертификации и контроль за их деятельностью, как инструмента интеграции в международную систему стандартизации и сертификации для обеспечения доступа на внешние рынки органической продукции, а также формирования доверия потребителей к результатам сертификации;
рассмотреть возможность государственной поддержки в части компенсация затрат на сертификацию органической продукции;
обеспечить разработку и утверждение объективных показателей и методов аналитического контроля, позволяющих идентифицировать органическую продукцию;
предпринять меры по усилению контроля за производством и оборотом органической продукции, прежде всего в части борьбы с ее фальсификацией и введением потребителей в заблуждение, а также по созданию системы прослеживаемости такой продукции;
рассмотреть возможность разработки мер государственной поддержки организаций и предприятий агропромышленного комплекса, работающих в сфере органического сельского хозяйства, с учетом их более высоких затрат на производство продукции и необходимости ее дополнительной сертификации, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

 3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
подготовить предложения, касающихся включения мер государственной поддержки организаций и предприятий агропромышленного комплекса, работающих в сфере органического сельского хозяйства, в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы;
подготовить совместно с аграрными научными учреждениями рекомендации для производителей и переработчиков органической пищевой продукции по методам ведения органического сельского хозяйства применительно к секторам животноводства, птицеводства, пчеловодства, аквакультуры, растениеводства;
рассмотреть возможность введения отдельного упрощенного порядка регулирования в части внесения в Государственный каталог биологических средств защиты растений и органических удобрений, в том числе создания специализированного каталога (реестра) таких средств;
рассмотреть возможность исключения необходимости фумигации при экспорте органической продукции из Российской Федерации;
рассмотреть возможность включения образовательных программ по органическому сельскому хозяйству и рынку продукции органического сельского хозяйства в учебных заведениях аграрного профиля.

 4. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
разработать комплекс мероприятий в целях поддержки развития органического сельского хозяйства, включая совершенствование нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации;
осуществить меры по сохранению и восстановлению агроландшафтов, а также меры, направленные на совершенствование структуры земельных угодий и на оптимизацию структуры посевных площадей с учетом территориальной специализации сельскохозяйственного производства и возможности организации на них органического производства.