«Круглые столы»

«О совершенствовании системы предоставления субсидий из федерального бюджета для осуществления государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «О совершенствовании системы предоставления субсидий из федерального бюджета для осуществления государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса, участники совещания отмечают:

1. Принять к сведению информацию заместителя директора Департамента экономики и государственной поддержки АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Карабаева А.Н.

2. Предложить Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию продолжить мониторинг ситуации с доведением из федерального бюджета на лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства субъектов Российской Федерации, лимитов бюджетных обязательств по субсидиям на поддержку сельского хозяйства, с доведением средств до сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также в части субсидий, предоставляемых уполномоченным банкам по планируемым к выдаче льготным кредитам, и о реестре кредитных договоров (соглашений), заключенных между заемщиками, включенными в реестр заемщиков, и уполномоченными банками;
совместно с некоммерческой организацией «Российский союз предприятий молочной отрасли» Молочный Союз России, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть в июле текущего года вопрос по эпизоотической обстановки лейкоза крупного рогатого скота.

3.Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- установить единый для всех субъектов Российской Федерации порядок оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям государственной поддержки по направлению сельскохозяйственного страхования, включая перечень требуемых документов, сроки их рассмотрения, сроки принятия решения о предоставлении и перечисления средств государственной поддержки;
- рассмотреть возможность выделения государственной поддержки сельскохозяйственного страхования в отдельное направление в рамках подпрограммы «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, а также возможность утверждения соответствующих субсидий отдельной строкой федерального бюджета;
- принять постановление по вопросу возмещения сельхозпредприятиям части затрат на перевозку кормов для крупного рогатого скота, в случае с невозможностью заготовки кормов и необходимостью их закупки из других регионов, по причине нанесения ущерба от какого‑либо негативного природного явления в результате чрезвычайной ситуации в регионе.

4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть с участием руководителей органов управления АПК субъектов Российской Федерации ход реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, и о внесении изменений в пункт 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» и о результатах проинформировать Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

5. Предложить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
внести изменения в правила предоставления и распределения единой субсидии, предусмотрев возможность субъектов Российской Федерации по согласованию с Минсельхозом России и с учетом региональных приоритетов развития отрасли направлять средства единой субсидии на реализацию дополнительных мер поддержки отрасли;
рассмотреть возможность увеличения лимитов федерального бюджета на реализацию механизма льготного кредитования АПК;
разработать в кратчайшие сроки и утвердить методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели), необходимые для предоставления государственной поддержки на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования;
рассмотреть возможность осуществлять финансовую поддержку предприятиям, возделывающим отдельные виды культур, в регионах, где посевные площади таких культур составляют большую часть возделываемой пашни и являются основой экономики региона;
рассмотреть возможность оказания финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям регионов пострадавшим от какого‑либо негативного природного явления в результате чрезвычайной ситуации и не застраховавшим свои имущественные интересы;

при совершенствовании механизма льготного кредитования важно также предусмотреть следующее:
а) рассмотреть возможность выделения льготных инвестиционных кредитов с заявкой до 100 млн. рублей на одного заемщика в первую очередь предприятиям, получившим в 2017 году отказ в предоставлении таких кредитов в связи с отсутствием бюджетных ассигнований;
б) предоставление государственной поддержки проектов стоимостью свыше 100 млн. рублей предлагаем осуществлять на заседании Комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса. При этом необходимо учитывать стратегию развития субъекта Российской Федерации, факт реализации на его территории в последние 3 года аналогичных инвестиционных проектов, кредитуемых на льготных условиях, а также экономическую целесообразность данных капитальных вложений;
в) при определении максимального размера целевых денежных средств, предоставляемых по льготной ставке одному заемщику на срок до 1 года, учитывать существенную разницу в потребности сельхозтоваропроизводителей в кредитных ресурсах, которая обусловлена размерами и специализацией их деятельности;
сохранить в качестве самостоятельных мер государственной продержки погектарную субсидию и субсидию на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, продолжить применение дифференцированного подхода при распределении указанных субсидий и рассмотреть возможность увеличения объемов их финансирования за счет средств федерального бюджета;
совместно с некоммерческой организацией «Российский союз предприятий молочной отрасли» Молочный Союз России, другими заинтересованными органами дополнительно проработать вопрос подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в части исключения возможных рисков требований к безопасности молочной продукции;
сохранить на среднесрочную перспективу объемы поддержки, предоставляемой в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» на уровне не ниже 2017 года;
увеличить объемы федеральных средств на реализацию ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года»;
при предоставлении государственной поддержки на развитие сельских территорий применять дифференцированный подход, учитывающий разницу в экономических и природных условиях хозяйствования;
в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» предусмотреть мероприятия по строительству, капитальному ремонту и реконструкции объемных спортивных сооружений (спортивных залов).

6. Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации продолжить работу по оценке своевременности доведения до сельскохозяйственных товаропроизводителей средств федерального бюджета, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 год в рамках запланированных контрольных мероприятий.