«Круглые столы»

«Качество молочной продукции как основа здоровья нации»

Рекомендации

РЕЗОЛЮЦИЯ 

Круглый стол проведен в целях определения актуальных вопросов реализации «Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года» по поручению Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в рамках проведения Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». В Круглом столе приняли участие 28 специалистов из ФГБНУ «ВНИМИ», ФГБНУ «ВНИИМС», НИИ детского питания — филиала ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», Совета Федерации, ФГБНУ «ВНИХИ», ФГБОУ ВО «МГУПП», ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г. Разумовского, компании «Христиан Хансен» и др.
Выступило 8 докладчиков и проведены обсуждение итогов работы круглого стола. Участниками круглого стола отмечено, что в Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года указаны приоритетные направления производства пищевой продукции: обеспечение полноценного питания, профилактика заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения. Обращено внимание на необходимость стимулирования развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества, и формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции.
В Стратегии акцентировано внимание на то, что употребление пищевой продукции с низкими потребительскими свойствами является причиной снижения качества жизни и развития ряда заболеваний населения, в том числе за счет необоснованно высокой калорийности пищевой продукции, сниженной пищевой ценности, избыточного потребления насыщенных жиров, дефицита микронутриентов и пищевых волокон. А от того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Поэтому особенно важно формировать правильное отношение к здоровому питанию в детском и подростковом возрасте. Это является не только личным делом подрастающего поколения, но и серьезной общественной задачей! Организация рационального питания учащихся во время пребывания в детском саду, школе, ВУЗе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности дальнейшей жизнедеятельности.
Участники Круглого стола, анализируя питание наших современников характеризуют его как недостаточное и даже кризисное, аргументируя это: — снижением энергозатрат человека при одновременном уменьшении пищевой плотности рациона и его неспособности полноценно обеспечить потребности организма необходимыми нутриентами; — нерациональностью питания, проявляющейся в избыточном потреблении жиров и углеводов на фоне недостаточного потребления животных белков, растительных жиров, овощей и фруктов; — разбалансированностью рациона по основным веществам, являющейся причиной дефицита практически всех жизненно важных компонентов (витаминов, микро- и макроэлементов, полиненасыщенных жирных кислот, пищевых волокон и др.); — употреблением в пищу высокой доли консервированных, рафинированных, подвергнутых технологической обработке и хранению пищевых продуктов, лишенных значительной части природных биологически активных веществ. Включение в рацион специализированных продуктов, обладающих небольшим объемом, высокой биологической ценностью, а так же повышенной биодоступностью, позволяет, благодаря определенной направленности их химического состава, оперативно вносить корректировки в питание детей и взрослых, обеспечивая организм необходимыми пищевыми нутриентами и энергией, тем самым восполняя энергозатраты, способствуя адекватному росту и развитию ребенка.
При этом известно, что доля молочных продуктов в общем объёме профилактического функционального питания составляет 65%, однако население РФ употребляет в два раза меньше молочных продуктов относительно рекомендуемой медицинской нормы потребления. Связать это можно с довольно высокой стоимостью молочных продуктов, потерей доверия потребителей к молочной продукции в связи со снижением качества и наличием фальсификата, а так же с появлением дополнительного широкого ассортимента продуктов заменяющих молочные в потребительской корзине.
 В настоящее время основным документом, устанавливающим критерии к оценке качества, безопасности, идентификации и маркировке является технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции (ТР ТС 033/2013). Для подтверждения соответствия молочной продукции требованиям ТС 033/2013 должны применятся методики, включенные в Перечень стандартов, утвержденный Решением Коллегии Еврозийской экономической комиссии 26.05.2014г №80, содержащих правила и методы исследований и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента. Однако, за прошедшие с момента утверждения Перечня время прошёл достаточно активный этап разработки новых и пересмотр морально устаревших методических стандартов в части оценки качества и безопасности молока и молочной продукции, В связи с чем назрела необходимость пересмотра Перечня 3 стандартов, содержащих правила и методы исследований, применяемых для подтверждения соответствия молочной продукции.
При этом существуют разногласия по применению методических стандартов на территориях стран Таможенного союза. Например, на территории Республики Беларусь действуют национальные стандарты (СТБ) прямого перевода стандартов ИСО, а в республике Казахстан стандартов ЕN. За последние 2–3 года в силу необходимой востребованности достаточно активно проходит процесс разработки новых методических стандартов по идентификации жировой фазы, белкового и углеводного состава молока и молочной продукции. По определению показателей безопасности продукции наибольший резонанс получили стандарты на определение антибиотиков и сухого молока, так как нормирование установлено для готового продукта, а это довольно сложные объекты для исследования. Но основной упор сделан на выявление фальсификации молочной продукции.
В настоящее время аккредитованными лабораториями совместно с органами Роспотребнадзора, Росконтроля и Роскачества ведется постоянный мониторинг молочных продуктов, в том числе с торговой полки. Наиболее часто выявляемые признакам фальсификации молочной продукции следующие:
- замена молочного жира;
- добавление крахмалов, каррагинанов, фосфатов, стабилизаторов, консервантов, антибиотков и др. добавок;
- несоответствие по содержанию молочнокислых микроорганизмов, бифидобактерий для кисломолочных продуктов и дрожжей для кефира;
- недостоверная информация о показателях пищевой ценности — занижение содержания жира, белка или завышения содержания сахара относительно информации на этикетки;
- несоответствие качества и состава фруктового и других наполнителей; — использование заменителя какао-масла в глазурях;
- несоответствие указанному в маркировке стандарту по отдельным органолептическим и физико-химическим показателям;
- придуманные названия продукции, вводящие в заблуждение потребителей.
Наличие фальсификата, а так же снижение себестоимости продукции за счет ее качества, которое зачастую происходит под давлением торговых сетей, в том числе реализующих продукцию под собственными торговыми марками и ультрадешевым ценам, самым непосредственным образом нарушает условия для честной конкуренции на продовольственном рынке, способствуя банкротству добросовестных поставщиков, отягощённых низкими объемами реализации и большим процентом (не менее 10%) возвратов натуральной скоропортящейся продукции. К важнейшим проблемам, отягчающим выпуск качественного и здорового питания можно отнести нехватку качественного, в том числе сыропригодного молока-сырья, зачастую переработчики вынуждены принимать сырье с превышением в десятки раз нормируемых показателей. И даже получив продукцию заданного качества, потребитель не всегда гарантировано получит продукцию надлежащего качества из‑за нарушения холодильной цепочки доставки и хранения натуральной продукции.
Для решения вопросов обеспечения безопасности кисломолочных продуктов на Круглом столе рассматривалась возможность использования био-защитных культур. Это инновационная разработка способная значительно подавлять рост и развитие дрожжей и плесеней в пищевых продуктах. Био-защитные культуры позволяют без использования консервантов продлевать сроки хранения продуктов, даже в уже открытой упаковке, что существенно уменьшает количество отходов продуктов питания и способствует рациональному использованию пищевого сырья. Для скорейшего внедрения и успешного применения этой инновации необходимо создать эффективную нормативно-правовую базу, регламентирующую условия выхода био-защитных культур на рынок и позволяющую применять их во всех отраслях пищевой промышленности, в частности – в производстве кисломолочной продукции. Для создания такой базы нужно привлечь специалистов из компаний-производителей био-защитных культур, представителей бизнес-сообществ, научных институтов и органов Роспотребнадзора.
Участники Круглого стола поддерживают основные направления в государственной аграрной политики, направленные на повышение качества пищевой продукции. Участники отметили, что в настоящее время молочная отрасль развивается в сложной экономической и геополитической ситуации. Весьма актуальна проблема с фальсифицированием молочной продукции, которая негативно сказывается на конъюнктуре молочного рынка.
Кроме того в отрасли не хватает профессиональных кадров. Большое количество предприятий работают недостаточно эффективно на технически устаревшем оборудовании не обеспечивающем надлежащие санитарные требования при производстве продукции.
Отмечен ряд проблем, связанных с мерами государственной поддержки, с нормативно-правовыми, организационными, технологическими аспектами деятельности предприятий молочной отрасли в Российской Федерации.
Для решения вопросов реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года участники Круглого стола предлагают следующее:
1. Обеспечение вертикальной интеграции с поставщиками сырья и контроль на рынке пищевых продуктов.
2. Совершенствование и развитие нормативной базы в сфере требований к качеству продуктов и внедрение ее на предприятиях перерабатывающей отрасли.
3. Развитие методологической базы и экспресс-методов для оценки качества продуктов, в том числе разработка единообразного методического подхода к выявлению фальсификации молока и молочных продуктов. Определение арбитражных методов контроля.
4. Привлечение для мониторинга качества молочной продукции испытательных лабораторий отраслевых институтов.
5. Разработка и внедрение систем управления качеством продукции и стандартизация понятий классифицирующих выпускаемую продукцию по качественным признакам.
6. Повышение ответственности за качество продукции и результаты ее оценки.
7. Разработка программы по выведению из оборота фальсифицированной молочной продукции на законодательном уровне, включающую комплекс мер по внесению изменений в нормативные правовые акты, разработке стандартов на методы установления фальсификации, мониторингу качества молочной продукции.
8. На постоянной основе осуществление взаимодействия производителей с Роспотребнадзором и торговыми организациями в части легитимного применения положений законодательства молочной отрасли по безопасности молочной продукции и защите прав потребителя.
9. Разработка и принятие национальных (межгосударственных) стандартов направленных на выпуск молочных продуктов, отвечающих критериям качества и принципам здорового питания.
10. Создание технологий продуктов с профилактической или функциональной направленностью и внедрение государственных меры поддержки производителей таких специализированных молочных продуктов.
11. Разработка технологий и создания производств выпускающих в РФ ингредиенты, добавки, закваски и бактериальные концентраты, ферментативные препараты и т. п. для традиционных и новых продуктов. 
12. Совершенствование процедур по размещению государственных и муниципальных заказов на закупки пищевых продуктов для организации питания детей.
13. Внедрение единой политики торговых организаций по отношению к ассортименту и качеству молочных продуктов. Разработка программы мероприятий по формированию привычек здорового питания у детей всех возрастных групп.
14. Взаимодействие со средствами массовой информации в части правильного информирования потребителей о пользе молока и молочной продукции, правилах их маркировки.
15. В рамках взаимодействия с молокоперерабатывающими предприятиями, торговыми организациями и контролирующими органами осуществлять мониторинг внедрения электронной ветеринарной сертификации с целью выработки приемлемых для молочных предприятий условий.16. Целесообразно разработать Федеральную целевую программу (ФЦП) по здоровому образу жизни и питанию, к реализации которой должны быть подключены • ВУЗы и НИИ особое место среди которых, должны занять медицинские и пищевые; • Производители продуктов питания; • Все доступные средства информации для популяризации здорового образа жизни и здорового питания; • Активными участниками ФЦП должны стать участники дошкольного и образовательного процесса. В рамках ФЦП разработать образовательные программы по здоровому образу жизни и питанию, а так же для обучения специалистов по оценке качества продуктов для следующих групп: профессорско-преподавательский состав и научные работники; производители продуктов питания, медицинские работники, участников образовательного процесса. Участники Круглого стола отметили актуальность мероприятий проводимых в рамках XI Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» и высоко оценили организационный уровень их подготовки.