«Круглые столы»

«О реализации Федерального закона „Об отходах производства и потребления“

Рекомендации

Обсудив с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, экспертного и научного сообществ, реализацию норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также ход разработки Правительством Российской Федерации изменений в законодательство Российской Федерации в части снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, участники «круглого стола» отмечают следующее.

 I. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления (далее – отходы) определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 458-ФЗ) внес значительные изменения в законодательство об отходах производства и потребления. В частности, с 1 января 2016 года вступили в действие нормы, касающиеся перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обращения с отходами.
Законом № 458-ФЗ также установлена обязанность производителей, импортеров товаров обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно, а в случае необеспечения такой утилизации — уплатить экологический сбор. В соответствии с Законом № 458-ФЗ средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами в части покрытие покрытия расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров; подготовку проектной документации на строительство объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, оснащение таких объектов и на другие цели.
В настоящее время законодательство субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами приводится в соответствие с федеральным законодательством. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения своевременной реализации возложенных на них полномочий осуществляют разработку и принятие (издание) нормативных правовых актов.
В целях установления поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 486-ФЗ) предусматривается, что введение в субъектах Российской Федерации обязанности граждан по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, тариф за которую учитывает плату за негативное воздействие на окружающую среду, должно быть осуществлено не позднее 1 января 2019 года.
Законом № 486-ФЗ вводятся контрольные сроки по переходу субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами:
не позднее 1 мая 2018 года должны быть заключены соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами;
не позднее 1 июля 2018 года должны быть направлены предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора в орган регулирования (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации — в орган местного самоуправления).
Одновременно устанавливается, что тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», применяются до 1 января 2018 года.
Одновременно с этим законодательством установлено право операторов по обращению с отходами, в том числе по их размещению, вносить изменения в тариф при условии внесения изменений в действующей законодательство. Таким образом, вступление в силу с 1 января 2016 года обязанности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению, к которым относятся организаций коммунального комплекса, по внесению платы за размещение твердых коммунальных отходов дало им право вносить изменение в тарифы на коммунальную услугу в части учета в его составе платы за размещение отходов.
Анализ правоприменительной практики федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявил следующее:
необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования реализации принципов расширенной ответственности производителей товаров и упаковки;
отсутствие в федеральном законодательстве положений, конкретизирующих форму участия органов местного самоуправления в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, что создает сложности в толковании законодательных норм субъектами Российской Федерации;
отсутствие достаточного финансирования строительства объектов инфраструктуры для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов;
отсутствие финансирования из федерального бюджета региональных программ в области обращения с отходами за счет средств, получаемых от взимания экологического сбора, что создает условия, при которых субъекты Российской Федерации не в состоянии обеспечить реализацию всех необходимых мероприятий, предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами;
наличие большого количества свалок отходов, требующих затрат на их ликвидацию;
отсутствие типовых проектов производственно-технических комплексов, осуществляющих обращение с отходами;
осуществление деятельности регионального оператора без наличия в зоне его деятельности объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр, что может привести к увеличению тарифа для населения (в части затрат на плату за негативное воздействие на окружающую среду);
отсутствие установленной законом безусловной обязанности собственников твердых коммунальных отходов заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором;
отсутствие закрепленной в законе обязанности операторов по обращению с отходами по заключению договоров с региональным оператором и соблюдению территориальной схемы обращения с отходами;
отсутствие установленного законом обязательного характера исполнения территориальных схем обращения с отходами;
отсутствие установленного законом обязательного требования к разработке территориальной схемы обращения с отходами в виде электронной модели;
отсутствие на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru раздела для размещения информации о проведении конкурсного отбора региональных операторов, что препятствует реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по проведению конкурсных отборов региональных операторов;
отсутствие в Законе № 89-ФЗ возможности установления льготных тарифов (по аналогии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»);
оказание услуг по сортировке мусора является убыточным видом деятельности в связи с отсутствием рынка сбыта вторичного сырья и продуктов его переработки;
отсутствие в Законе № 89-ФЗ возможности учета при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора его затрат на обработку, утилизацию твердых коммунальных отходов. 

II. В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-140ГС) по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года , Правительству Российской Федерации поручено внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предусматривающие в том числе:
разработку и утверждение порядка выполнения сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха и их применения при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ, включая использование системы квотирования таких выбросов;
разработку и утверждение критериев формирования предприятиями плана мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;
особенности проведения проверок природопользователей в период неблагоприятных метеорологических условий.
На основании протокольного поручения Совета Федерации (выписка из протокола № 528/5 заседания Совета Федерации 1 февраля 2017 года) Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию осуществляется мониторинг разработки Правительством Российской Федерации изменений в законодательство Российской Федерации в части снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В рамках «круглого стола» заслушана и принята к сведению информация Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о ходе разработки изменений в законодательство Российской Федерации в части снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. 

В целях обеспечения сбалансированного подхода к решению указанных проблем участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:
1.1. Ускорить принятие (издание) следующих нормативных правовых актов (постановлений) Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Закона № 458-ФЗ:
»О перечне видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»;
»О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации из средств, поступивших в счет уплаты экологического сбора, на финансирование работ по обращению с отходами».
1.2. Ускорить разработку и принятие внесений изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 года № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров».
1.3. Ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
1.4. Поручить уполномоченным федеральным органам исполнительной власти:
1.4.1. Проработать вопрос о внесении изменений в «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, в части определения порядка ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, право государственной собственности на которых не разграничено.
1.4.2. Проработать вопрос о закреплении за региональными операторами обязанностей по обращению с отходами производства.
1.4.3. Внести изменения в Структуру блока 7 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445, обеспечив выделение в блоке классификационных групп отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, обращение с которыми обеспечивает региональный оператор, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
1.5. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон № 89-ФЗ в части установления льготных тарифов (по аналогии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
1.6. Ускорить внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

2. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию продолжить работу по мониторингу реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки:
утверждение и реализацию территориальных схем обращения с отходами;
утверждение и реализацию региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
принятие (издание) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
определение регионального оператора;
заключение соглашений между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональными операторами;
установление предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности утверждение единого тарифа на услугу регионального оператора.