Рекомендации
Обсудив с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, экспертного и научного сообществ, реализацию норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также ход разработки Правительством Российской Федерации изменений в законодательство Российской Федерации в части снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, участники «круглого стола» отмечают следующее.
I. Правовые основы обращения с отходами
производства и потребления (далее – отходы) определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»,
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации» (далее – Закон № 458-ФЗ) внес значительные изменения в законодательство об отходах производства и потребления. В частности, с 1 января
2016 года вступили в действие нормы, касающиеся перераспределения полномочий
между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами
местного самоуправления в области обращения с отходами.
Законом № 458-ФЗ также установлена обязанность производителей, импортеров товаров
обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно, а в случае необеспечения такой утилизации — уплатить экологический сбор. В соответствии с Законом № 458-ФЗ средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами в части покрытие покрытия расходов на сбор,
транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров;
подготовку проектной документации на строительство объектов, используемых для
обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, оснащение таких
объектов и на другие цели.
В настоящее
время законодательство субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами приводится в соответствие с федеральным законодательством.
Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения своевременной реализации возложенных на них полномочий
осуществляют разработку и принятие (издание) нормативных правовых актов.
В целях
установления поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на новую
систему обращения с твердыми коммунальными отходами Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» (далее – Закон № 486-ФЗ) предусматривается,
что введение в субъектах Российской Федерации обязанности граждан по внесению
платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
тариф за которую учитывает
плату за негативное воздействие на окружающую среду, должно быть осуществлено
не позднее 1 января 2019 года.
Законом № 486-ФЗ вводятся контрольные сроки по переходу субъектов Российской Федерации на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами:
не позднее
1 мая 2018 года должны быть заключены соглашения между органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами;
не позднее
1 июля 2018 года должны быть направлены предложения об установлении единого тарифа
на услугу регионального оператора в орган регулирования (орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного
регулирования тарифов или в случае передачи соответствующих полномочий законом
субъекта Российской Федерации — в орган местного самоуправления).
Одновременно
устанавливается, что тарифы на услуги организаций коммунального комплекса,
утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»,
применяются до 1 января 2018 года.
Одновременно
с этим законодательством установлено право операторов по обращению с отходами,
в том числе по их размещению, вносить изменения в тариф при условии внесения
изменений в действующей законодательство. Таким образом, вступление в силу с 1 января 2016 года обязанности операторов по обращению с твердыми коммунальными
отходами, осуществляющие деятельность по их размещению, к которым относятся
организаций коммунального комплекса, по внесению платы за размещение твердых
коммунальных отходов дало им право вносить изменение в тарифы на коммунальную
услугу в части учета в его составе платы за размещение отходов.
Анализ
правоприменительной практики федерального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявил следующее:
необходимость
внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской
Федерации в части совершенствования реализации принципов расширенной
ответственности производителей товаров и упаковки;
отсутствие
в федеральном законодательстве положений, конкретизирующих форму участия органов
местного самоуправления в организации деятельности по сбору (в том числе
раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, что создает сложности в толковании
законодательных норм субъектами Российской Федерации;
отсутствие
достаточного финансирования строительства объектов инфраструктуры для
обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов;
отсутствие
финансирования из федерального бюджета региональных программ в области
обращения с отходами за счет средств, получаемых от взимания экологического
сбора, что создает условия, при которых субъекты Российской Федерации не в состоянии
обеспечить реализацию всех необходимых мероприятий, предусмотренных
территориальной схемой обращения с отходами;
наличие
большого количества свалок отходов, требующих затрат на их ликвидацию;
отсутствие
типовых проектов производственно-технических комплексов, осуществляющих
обращение с отходами;
осуществление
деятельности регионального оператора без наличия в зоне его деятельности
объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр, что может
привести к увеличению тарифа для населения (в части затрат на плату за негативное воздействие на окружающую среду);
отсутствие
установленной законом безусловной обязанности собственников твердых
коммунальных отходов заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором;
отсутствие
закрепленной в законе обязанности операторов по обращению с отходами по заключению договоров с региональным оператором и соблюдению территориальной
схемы обращения с отходами;
отсутствие
установленного законом обязательного характера исполнения территориальных схем
обращения с отходами;
отсутствие
установленного законом обязательного требования к разработке территориальной
схемы обращения с отходами в виде электронной модели;
отсутствие на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru раздела для размещения информации о проведении конкурсного отбора региональных операторов, что препятствует
реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации
полномочий по проведению конкурсных отборов региональных операторов;
отсутствие
в Законе № 89-ФЗ возможности установления льготных тарифов (по аналогии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным
законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»);
оказание
услуг по сортировке мусора является убыточным видом деятельности в связи с отсутствием рынка сбыта вторичного сырья и продуктов его переработки;
отсутствие
в Законе № 89-ФЗ возможности учета при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора его затрат на обработку, утилизацию твердых
коммунальных отходов.
II. В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-140ГС)
по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом
развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений»,
состоявшегося 27 декабря 2016 года , Правительству Российской Федерации
поручено внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные
на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предусматривающие в том числе:
разработку
и утверждение порядка выполнения сводных расчётов загрязнения атмосферного
воздуха и их применения при нормировании выбросов вредных (загрязняющих)
веществ, включая использование системы квотирования таких выбросов;
разработку
и утверждение критериев формирования предприятиями плана мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период
неблагоприятных метеорологических условий;
особенности
проведения проверок природопользователей в период неблагоприятных
метеорологических условий.
На основании протокольного поручения Совета Федерации (выписка из протокола № 528/5 заседания Совета Федерации 1 февраля 2017 года) Комитетом Совета
Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
осуществляется мониторинг разработки Правительством Российской Федерации
изменений в законодательство Российской Федерации в части снижения выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В рамках
«круглого стола» заслушана и принята к сведению информация
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о ходе
разработки изменений в законодательство Российской Федерации в части снижения
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В целях обеспечения сбалансированного подхода к решению указанных проблем участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству
Российской Федерации:
1.1. Ускорить принятие
(издание) следующих нормативных правовых актов (постановлений) Правительства Российской Федерации,
необходимых для реализации Закона № 458-ФЗ:
»О перечне видов
отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых
запрещается»;
»О порядке
предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации
из средств, поступивших в счет уплаты экологического сбора, на финансирование
работ по обращению с отходами».
1.2. Ускорить
разработку и принятие внесений изменений в распоряжение Правительства
Российской Федерации от 24 сентября 2015 года № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации
после утраты ими потребительских свойств» и распоряжение Правительства Российской
Федерации от 4 декабря 2015 года № 2491-р «Об утверждении нормативов
утилизации отходов от использования товаров».
1.3. Ускорить
рассмотрение и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
1.4. Поручить
уполномоченным федеральным органам исполнительной власти:
1.4.1. Проработать
вопрос о внесении изменений в «Правила обращения с твердыми коммунальными
отходами», утвержденные постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, в части определения порядка ликвидации
несанкционированных свалок на земельных участках, право государственной
собственности на которых не разграничено.
1.4.2. Проработать
вопрос о закреплении за региональными операторами обязанностей по обращению с отходами производства.
1.4.3. Внести
изменения в Структуру блока 7 Федерального классификационного каталога отходов,
утвержденного Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445, обеспечив
выделение в блоке классификационных групп отходов, относящихся к твердым
коммунальным отходам, обращение с которыми обеспечивает региональный оператор,
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
1.5. Рассмотреть
вопрос о внесении изменений в Закон № 89-ФЗ в части установления льготных
тарифов (по аналогии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
1.6. Ускорить внесение
изменений в законодательство Российской Федерации в части снижения выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
2. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию продолжить работу по мониторингу реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
3. Органам
государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления обеспечить в установленные законодательством
Российской Федерации сроки:
утверждение и реализацию
территориальных схем обращения с отходами;
утверждение и реализацию
региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми
коммунальными отходами;
принятие (издание)
нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по сбору (в том числе
раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению
твердых коммунальных отходов;
установление нормативов
накопления твердых коммунальных отходов;
определение регионального
оператора;
заключение соглашений между
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональными
операторами;
установление предельных
тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в частности
утверждение единого тарифа на услугу регионального оператора.