Комитет Совета Федерации
по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
«Круглый стол»
на тему:
«Об эффективности и достаточности мер государственной поддержки предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой и перерабатывающей промышленности»
г. Москва, Совет Федерации | 25 апреля 2024 года |
Рекомендации
Проведя с участием сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений, научно-экспертного сообщества рассмотрение темы «Об эффективности и достаточности мер государственной поддержки предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой и перерабатывающей промышленности», участники «круглого стола» отмечают следующее.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию 29 февраля текущего года отметил, что «к 2030 году объём производства российского АПК должен ещё вырасти не менее чем на четверть по сравнению с 2021 годом, а экспорт – увеличиться в полтора раза. Мы обязательно продолжим поддержку отрасли…».
В этой связи одним из важнейших инструментом решения указанной задачи является повышение эффективности мер государственной поддержки агропромышленного комплекса (далее – АПК).
Важно, что Президент утвердил перечень поручений по итогам рабочей поездки в Ставропольский край 5 марта 2024 года, который включает разработку дополнительных мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей рассмотрев в том числе вопросы об увеличении объема финансирования мероприятий по их льготному инвестиционному кредитованию, о расширении поддержки субъектов малого предпринимательства, о развитии мелиорации земель, о строительстве объектов, необходимых для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, о развитии инфраструктуры, предназначенной для экспорта такой продукции, сырья, продовольствия…
Применявшаяся в последние годы система мер государственной поддержки показала свою эффективность и оказала в целом положительное влияние на развитие сельскохозяйственного производства, особенно крупного и сверхкрупного форматов.
Наблюдавшийся в последние годы рост отечественного аграрного производства, его эффективности и конкурентоспособности был обусловлен множеством факторов, среди которых немаловажную роль играла именно государственная поддержка. Без нее невозможно было добиться столь быстрого развития промышленного птицеводства, свиноводства, производства овощей защищенного грунта и некоторых других видов растениеводческой продукции. В результате, российский агропромышленный комплекс показал серьезные достижения, став одним из локомотивов национальной экономики.
Так, за восемь лет – с 2010 по 2018 год объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств увеличился в два раза (с 2462 до 5349 млрд рублей), в крестьянских (фермерских) хозяйствах – в три раза, в личных подсобных хозяйствах населения – на 50%. В 2023 году объем производства продукции сельского хозяйства составил уже 8341 млрд рублей.
Ощутимо выросла экономическая эффективность и продуктивность сельского хозяйства, были достигнуты и перевыполнены многие показатели самообеспеченности, зафиксированные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.
Российские аграрии стали конкурентоспособными по ряду продуктов на мировом рынке, и страна из нетто-импортера сельскохозяйственной продукции и продовольствия превратилась в одного из крупнейших экспортеров, заняв заметное место в мировом разделении труда. Экспорт продукции АПК в 2023 году составил 43,5 млрд долларов.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» объем финансирования Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее – Госпрограмма) составит в 2024 году более 426 млрд рублей. Важно, чтобы эти финансовые средства были эффективно использованы на цели развития АПК.
С 1 января 2024 года были введены новации в механизм государственной поддержки. В частности, объединены компенсирующая и стимулирующая субсидии. Регионы могут сами выбрать направления для возмещения затрат аграриям. Приоритетные направления государственной поддержки определил Минсельхоз России. В этот перечень добавились субсидии на приобретение посадочного материала ягодных культур, молодняка крупного рогатого скота и ягод у граждан, ведущих личные подсобные хозяйства.
Также в соответствии с данным Федеральным законом на реализацию Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» на 2024 год предусмотрены в объеме 17,25 млрд рублей.
Вместе с тем в пищевой, и перерабатывающей промышленности АПК, в рыбохозяйственном комплексе имеются проблемы, которые сдерживают их развитие, и которые можно было разрешить при финансовой помощи государства. Среди этих проблем: неразвитость, а порой и отсутствие адекватной рыночной инфраструктуры и конкуренции, низкая мотивация для проведения технического перевооружения предприятий и увеличения глубины переработки, часто низкая инвестиционная привлекательность объектов, критически важных для функционирования и развития отраслей и т. д. Также при позитивных тенденциях увеличения объема производства в АПК наблюдается снижение рентабельности, и в конечном итоге снижение эффективности сельскохозяйственного производства.
В этой связи необходимо понять, насколько эффективно действуют меры государственной поддержки и какие необходимо разработать дополнительные меры, обеспечив при этом повышение ее доступности для сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно для малых форм хозяйствования.
Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:
1. Правительству Российской Федерации:
рассмотреть возможность увеличения выделяемых средств из федерального бюджета на:
— компенсацию части затрат на транспортировку продукции по постановлению Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 года № 1104 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции»;
— компенсацию части затрат на сертификацию продукции АПК по постановлению Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № 1816 «О государственной поддержке организаций в целях компенсации части затрат, связанных с сертификацией продукции агропромышленного комплекса на внешних рынках»;
— механизмы поддержки спроса на сельскохозяйственную технику и оборудование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» не менее 20 млрд рублей ежегодно;
— обеспечение финансирования программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, реализуемой в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2019 года № 1135 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу „Росагролизинг“, г. Москва, на возмещение недополученных доходов при уплате лизингополучателем лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным на льготных (специальных) условиях», на 2025 год в размере не менее 12 млрд. рублей;
— финансирование научных исследований и разработок в АПК, в том числе прикладных;
проработать вопросы:
— создания механизмов государственной поддержки для стимулирования разработки и внедрения отечественных инноваций с целью обеспечения технологического суверенитета страны в сфере АПК;
— дополнительных источников финансирования мер государственной поддержки АПК с учетом возможности исключения применения в данных целях экспортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию;
— введения дополнительных мер поддержки пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе в части льготного кредитования, в целях снижения себестоимости продукции;
— пролонгации мер государственной поддержки в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 1899 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в целях софинансирования расходных обязательств указанных субъектов Российской Федерации по возмещению части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию тепличных комплексов для производства овощей в защищенном грунте и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве в Дальневосточном федеральном округе» и увеличения процента возмещения затрат для тепличных комплексов с 20 до 50 %;
— в целях обеспечения населения северных (арктических) регионов свежей овощной продукцией включения в Госпрограмму софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации, по возмещению затрат тепличных предприятий на приобретение энергоресурсов за счет средств федерального бюджета в размере 90%;
— в рамках реализации Госпрограммы софинансирования расходов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по возмещению затрат на строительство и модернизацию тепличных комплексов, для регионов, расположенных в районах Крайнего Севера за счет средств федерального бюджета в размере 90%;
— увеличения базовой экспортной цены (порога невзимания экспортной пошлины) на пшеницу и меслин сроком на 5 лет в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 года № 117 «О ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе» с целью повышения доходности сельхозтоваропроизводителей;
— увеличения субсидии ОАО «Российские железные дороги», ФГУП «Крымская железная дорога» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства;
— распространения меры государственной поддержки перевозок продукции железнодорожным транспортом, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 года № 406 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», федеральному государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции, а также продукции для организации сельскохозяйственного производства», на следующие виды продукции:
лосось тихоокеанский прочий мороженый, соответствующий коду Гармонизированной номенклатуры грузов 03031200;
сельдь мороженая, соответствующая коду Гармонизированной номенклатуры грузов 03035100;
фарш минтая мороженый (блочная заморозка), соответствующий коду Гармонизированной номенклатуры грузов 03049400;
сурими, соответствующее коду Гармонизированной номенклатуры грузов 03049410;
ускорить разработку обновленного национального проекта «Международная кооперация и экспорт» на период до 2030 года;
проработать вопрос стабильного предоставления Федеральной таможенной службой в электронном виде необходимой для экспортеров информации для портала «Мой экспорт» АО «Российский экспортный центр»;
принять меры, направленные на стимулирование поставок сельскохозяйственным товаропроизводителям техники на газомоторном топливе, включая увеличение объемов и ассортимента производства такой техники и создание соответствующей инфраструктуры для ее эксплуатации;
рассмотреть возможность снижения совокупной ставки по страховым взносам с 30% до 15% организациям АПК, которые внедряют инновационные технологии, машины и оборудования с использованием цифровизации и увеличивают оплату труда работников;
рассмотреть возможность поддержки развития системы метеостанций Росгидромета для обеспечения полного охвата территорий производства сельскохозяйственной продукции в целях обеспечения эффективного применения сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой;
проработать вопрос создания государственной страховой компании в сфере сельскохозяйственного страхования;
рассмотреть возможность организации поставок горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям по аналогии с минеральными удобрениями;
проработать вопрос возможности налогового вычета для сельхозтоваропроизводителей по акцизам на топлива;
рассмотреть возможность направления обращения в Министерство промышленности Республики Беларусь в части увеличения предельного срока финансовой аренды (лизинга) энергонасышенной сельскохозяйственной техники (комбайнов) до 8 лет по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466 в рамках реализации программы компенсации части лизинговых платежей по таким договорам за счет средств республиканского бюджета Республики Беларусь;
предусмотреть:
— в рамках реализации программ льготного лизинга АО «Росагролизинг» приобретение сельскохозяйственной техники и машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, в отношении которых выдано заключение о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 или о соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года № 1135 в случае отсутствия российских аналогов;
— внесение изменений в Правительства Российской Федерации № 811 от 03.06.2020 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования» в части установления субсидии в размере 15% цены техники на условии «франко-завод», указанной в договоре купли-продажи (поставки), заключенном организацией на территории любого субъекта Российской Федерации;
обеспечить ежегодную докапитализацию АО «Росагролизинг» в целях сохранения льготных условий лизинга и расширения лизингового портфеля;
рассмотреть возможность внесения изменений в абзац второй подпункта «а» пункта 3 проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил маркировки отдельных видов консервированных продуктов средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в отношении отдельных видов консервированных продуктов» в части изложения в следующей редакции:
«в отношении консервированной продукции из рыбы и (или) морепродуктов, подвергнутой стерилизации, относящейся к кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 1604 (кроме 1604 31 000 0, 1604 32 001 0), 1605, и кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 10.20.25.110, 10.20.25.111, 10.20.25.112, 10.20.25.113, 10.20.26.119, 10.20.34.120, 10.86.10.510, 10.86.10.590, с 1 декабря 2024 года».
2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
проработать вопросы:
— обеспечения стабильности предоставляемых мер государственной поддержки в пределах планируемого бюджетного цикла в целях предоставления возможности сельскохозяйственным производителям планировать свою деятельность, в том числе в части инвестиций;
разработать комплекс мер, направленных на повышение рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях сокращения доли убыточных и низкорентабельных предприятий с учетом возможности доведения уровня поддержки аграрного сектора до 8 % в рамках Госпрограммы в процентах к валовой продукции сельского хозяйства;
продолжить работу по:
— обеспечению своевременного доведения средств поддержки до сельскохозяйственных товаропроизводителей;
— упрощению доступа и увеличению объемов поддержки для малого и среднего предпринимательства в АПК;
— увеличению государственной поддержки по вновь привлекаемым льготным инвестиционным кредитам;
— реализации меры государственной поддержки по компенсации до 70 процентов затрат на оборудование по маркировке молочной продукции, а также проработать вопрос введения данной поддержки для других отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, где внедряется маркировка продукции средствами идентификации;
провести анализ эффективности мер государственной поддержки производства молока и молочной продукции с учетом отраслевой специфики и подготовить предложения по их совершенствованию в целях обеспечения роста объемов производства и достижения соответствующего показателя Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;
принять меры, направленные на:
— совершенствование механизма интервенционных операций и расширение перечня и объемов продукции, закупаемой в государственный интервенционный фонд;
— стимулирование внедрения цифровых технологий, позволяющих обеспечить снижение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также планировать производство на основе анализа больших данных;
в рамках государственной поддержки подотрасли садоводства рассмотреть возможность:
— включения подотрасли садоводства в приоритетные направления в рамках льготного кредитования, включая инвестиционные и краткосрочные кредиты с минимальной льготной ставкой (кредитование инвестиционных проектов по хранению и подработке продукции садоводства, закладке многолетних насаждений и питомников, а также пополнении оборотных средств);
— выделения подотраслей садоводства и питомниководства в отдельный федеральный проект по их развитию в Российской Федерации по аналогии с виноградарством и овощеводством;
— возможности предоставления в лизинг садоводам тары (контейнеров для хранения плодов), саженцев и других конструкций для строительства сада, в том числе в приказе Минсельхоза России от 16 октября 2023 года № 798 дополнить словами: «Оборудование для хранения овощей и плодов (хранилища), полимерные контейнеры (боксы) кассетного типа, используемые в агропромышленном комплексе»;
— разработки механизма, предусматривающего возможность субсидирования в рамках Госпрограммы, установки противоградовой сетки в отношении садов, вступивших в товарное плодоношение, по аналогии с тем, как это реализовано в настоящее время в отношении виноградников (п. 3 «б» Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития виноградарства и виноделия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2021 года № 2196);
в рамках государственной поддержки предприятий животноводческой направленности рассмотреть возможность:
— введения дотации на покупку семени быков у отечественных племенных организаций в размере 65 руб. за дозу;
— прекращения субсидирования из федерального и региональных бюджетов покупок племенного молодняка крупного рогатого скота по импорту, предусмотрев компенсацию части затрат на покупку племенных животных отечественной селекции из расчета не менее 110 рублей за 1 кг живой массы;
— выплаты племенным хозяйствам по 50 тыс. рублей за каждого полученного теленка и 100 тыс. рублей на введенную в основное стадо первотелку, выращенную в хозяйстве;
— увеличения государственной поддержки генофондных хозяйств, определенных как вид организации по племенному животноводству;
— предусмотреть меры государственной поддержки для формирования экспортного предложения отечественного племенного маточного поголовья, в частности:
создание рабочих групп с представителями стран-покупателей для формирования дорожных карт по выходу отечественного племенного поголовья на экспорт;
компенсация затрат на создание экспортных карантинных площадок;
компенсация затрат на логистику племенных животных, реализуемых на экспорт;
дополнительные меры государственной поддержки для племенных хозяйств, реализующих быков;
в рамках государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса рассмотреть возможность:
— внесения изменений в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации, дополнив ее частью 16.4. следующего содержания: «16.4. В отношении территорий, занятых рыбоводными хозяйствами, осуществляющими в границах водоохранных зон забор (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброс сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства), допускается применение биологических методов очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) с использованием прудов, отнесенных к рыбоводной инфраструктуре, обеспечивающих их очистку на уровне фоновых концентраций веществ в створе водозабора, определяемых в соответствии с Порядком проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов — при условии осуществления водо-пользования одним водным объектом для забора воды и сброса сточных вод; а в иных случаях — на уровне наиболее низких фоновых концентраций веществ из числа определенных для водного объекта, из которого осуществляется забор воды (в створе водозабора), и водного объекта — приемника сточных вод (вне зоны влияния рассматриваемого сброса сточных вод).»;
— введения обязанности для рыбоводных хозяйств заключения с всероссийскими научно-исследовательскими организациями договора на научное сопровождение для создания пятилетнего плана внедрения биологических методов очистки сбрасываемых после использования хозяйством вод (сточные воды), а также его обязательного исполнения в утвержденные в плане сроки;
— увеличения субсидии на приобретение энергосберегающего оборудования для водоснабжения рыбоводных хозяйств;
— увеличения субсидии на электроэнергию во всех регионах Российской Федерации;
— увеличения субсидий на корма более 50 % во всех регионах Российской Федерации;
— увеличения субсидий на приобретение рыбопосадочного материала (оплодотворенной икры, личинки и молоди) до 50% и выше;
— увеличения субсидий на приобретение рыбоводного оборудования;
— увеличения субсидий на капитальное строительство сооружений, а также на текущий ремонт и бетонных бассейнов, приямков, ГТС и др;
— увеличения субсидий на рыбоводно-мелиоративные работы во всех регионах Российской Федерации;
— увеличения субсидии на конечный результат аквакультуры (пищевая икра, товарная рыба, переработка);
— увеличения компенсации части прямых понесенных затрат на создание, модернизацию и реконструкцию объектов аквакультуры (в размере до 30% от общих понесенных затрат на создание, модернизацию и реконструкцию объектов аквакультуры);
— увеличения компенсации части затрат на приобретение кормов (в размере до 30% от общих понесенных затрат на приобретение кормов);
— увеличения компенсации части затрат на приобретение электрической энергии для подачи воды в целях выращивания рыбы (в размере до 50% понесенных затрат);
в целях стимулирования покупки семян отечественной селекции, установить следующее обязательное условие при предоставлении средств государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям по направлению элитное семеноводство и в рамках федерального проекта «Картофель и овощи» – посевные площади должны быть засеяны (засажены) только семенами отечественной селекции;
рассмотреть возможность:
— внесения изменения в меру поддержки по субсидированию производства продукции защищенного грунта, установленную абзацем третьим подпункта «б» пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства картофеля и овощей, утвержденных Госпрограммой, чтобы субсидии выделялись не на тонну произведенной продукции, а на тонну производимой и реализованной продукции.
— предоставления субсидии не на все овощи, произведенные на тепличных комбинатах, соответствующих установленным требованиям, а на овощи, которые производятся с октября по март и имеют более высокую себестоимость;
— корректировки Требований к мощности досвечивания и урожайности овощей с 1 гектара производственной площади, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21 декабря 2022 г. № 902 (далее – Требования), в заголовоке графы 4 Требований перед словами «в случае» дополнить словами «для расчета урожайности учитывается валовый сбор с площади, соответствующий требованиям к мощности досвечивания, а при применении светодиодных фитооблучателей – с площади, на которой используются светодиодные фитооблучатели;»;
— внесения изменения в Предельные значения стоимости единиц мощности в отношении селекционно-семеноводческих центров по производству семян овощных культур в защищенном грунте, установленные приказом Минсельхоза России от 18 июля 2023 года № 625 «Об утверждении предельные значения стоимости единиц мощности объектов и маркировочного оборудования» (далее – Приказ) предельные значения стоимости единиц мощности в отношении селекционно-семеноводческих центров (далее – ССЦ), определив предельные значения в отношении ССЦ по производству семян овощных культур в защищенном грунте – от 10 килограмм семян в год включительно – 7000,0 тыс. рублей за килограмм семян (без учета НДС);
рассмотреть возможность расширения мер государственной поддержки предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе в части:
— увеличения объема финансирования из федерального бюджета на предоставление субсидии на поддержку переработки молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего на пищевую продукцию;
— возмещения части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, а также на приобретение и ввод в эксплуатацию технологического оборудования, включая упаковку и хранение продукции (в размере до 20% понесенных затрат);
— компенсации части затрат на приобретение электрической энергии, используемой в производственных помещениях и цехах (в размере до 20% понесенных затрат);
— предоставления субсидии пищевым предприятиям по возмещению части прямых понесенных затрат на приобретение средств автоматизации и роботизации, предусмотрев механизм предоставления субсидий напрямую пищевым и перерабатывающим предприятиям;
в рамках государственной поддержки АПК субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа рассмотреть возможность:
— увеличения для регионов Дальнего Востока объем возмещаемых затрат на реализацию проектов мелиорации до 70%;
— распространения действия приказа Минсельхоза России от 12 февраля 2024 года № 61 на предоставление льготных кредитов предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе предприятиям по производству минеральной и питьевой упакованной воды, осуществляющим деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, на приобретение молока сухого и мясного сырья, произведенных на территории Российской Федерации, а также на приобретение оборудования и средств автоматизации;
— внесения изменения в пункт 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования Приложения № 8 к Госпрограмме: в абзаце втором подпункта «г» слово «кормовых» заменить на слово «сельскохозяйственных» в соответствующих падежах;
в рамках государственной поддержки АПК субъектов Российской Федерации в районах Крайнего Севера рассмотреть возможность:
— внесения изменений в пункт 17 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (приложение № 8 к Госпрограмме) в части применения повышающего коэффициента равного 2 по приоритетному направлению «на поддержку производства молока» для субъектов Российской Федерации, территории которых входят в Арктическую зону;
— предусмотреть в рамках реализации Госпрограммы софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по возмещению транспортных расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего севера по доставке растениеводческой продукции воздушным и морским транспортом за счет средств федерального бюджета в размере 90%;
в целях развития морского зверобойного промысла рассмотреть вопрос наделения общин морских зверобоев статусом «сельскохозяйственный товаропроизводитель» с внесением соответствующих изменений в:
— Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;
— распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 г. № 79-р в части дополнения Перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности, следующим разделом:
«Продукция морского зверобойного промысла:
Шкуры животных невыделанные, не включенные в другие группировки (шкурки сырые или законсервированные, но необработанные)
Мясо и субпродукты пищевые прочие парные, остывшие, охлажденные или замороженные
Жиры и масла и их фракции из морских млекопитающих
Кость поделочная
Сырье эндокринно-ферментное непищевое прочее»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в части включения в действующие порядки субсидирования, либо в части разработки нового порядка субсидирования общин морских зверобоев на 1 единицу добытой продукции морского зверобойного промысла;
— в рамках реализации Госпрограммы предусмотреть возмещение ущерба на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета в размере 90%, с применением опыта скандинавских стран и Финляндии – возмещение (полностью или частично) убытков, понесенных оленеводческими предприятиями в результате стихийных бедствий;
рассмотреть возможность:
— предусмотреть субсидирование в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», на мероприятие по возмещению предприятиям агропромышленного комплекса до 90% фактически понесенных в году предоставления субсидии и (или) в году, предшествующему году предоставления субсидии, затрат по выплате единовременного пособия молодым специалистам, при условии заключения договора о целевом обучении с обучающимися в образовательных организациях;
— единовременной выплаты молодым специалистам, выпускникам аграрных ВУЗов и СУЗов (ветеринарам, зоотехникам, агрономам, трактористам, слесарям и др.), переехавшим в сельскую местность, установив порядок и условия выплаты аналогичные программе «Земский доктор/фельдшер».
3. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить своевременное доведение до сельскохозяйственных товаропроизводителей средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенных в 2024 году на реализацию мероприятий Госпрограммы.