«Круглые столы»

«Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования в сфере агропромышленного комплекса»

Рекомендации

Заслушав информацию по вопросу «Законодательные аспекты развития малых форм хозяйствования в сфере агропромышленного комплекса» участники «круглого стола» отмечают следующее.

Развитие малых форм хозяйствования и их объединений на селе является обязательным условием формирования здоровой конкурентной среды в агропромышленном комплексе, развития сельскохозяйственного производства и его оптимальной диверсификации, обеспечения доходов и занятости в сельской местности.

По информации Минсельхоза России на 1 января 2020 года в стране насчитывалось 182047 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ), индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Количество малых форм хозяйствования и их объединений сократилось по сравнению с 2019 годом на 6 % (на 1 января 2019 года – 193528). Доля сельскохозяйственной продукции, производимой КФХ и хозяйствами населения, по итогам 2019 года составляла в среднем 42,1 %
в общем объеме продукции отрасли.

Меры, направленные на создание на сельских территориях благоприятных условий для их социально-экономического развития, стабилизации численности сельского населения, а также на повышение эффективности ведения сельскохозяйственного производства, поддержки фермерства определены Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной
в 2015 году Правительством Российской Федерации.

Одним из механизмов для решения задач данной Стратегии является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 14 июля 2012 года № 717 (далее – Госпрограмма).

В Посланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно призывал уделять особое внимание поддержке малых форм хозяйствования на селе, развитию сельскохозяйственной кооперации, созданию условий для роста доходов жителей сельских территорий. Кроме того, развитие сельскохозяйственной кооперации является одним из стратегических приоритетов, обозначенных
в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Реализация поставленных главой государства задач по поддержке фермеров и развитию сельскохозяйственной кооперации осуществляется
в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»,
в соответствии с которым с 2019 года Минсельхоз России реализует федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Данным федеральным проектом предусматриваются дополнительные меры государственной поддержки малых форм хозяйствования по трем основным направлениям – грантовая поддержка КФХ на реализацию проектов «Агростартап», государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов и развитие центров компетенций для создания единой системы сельхозконсультирования.

На сегодняшний день центры компетенций созданы в 81 субъекте Российской Федерации, основная цель деятельности которых направлена
на управление материальными, информационными и финансовыми потоками непосредственно связанными с жизненным циклом продукции предприятиями малого агробизнеса. Вместе с тем, стоит отметить недостаточность эффективности деятельности центров во взаимодействии с малыми формами хозяйствования и их объединениями на селе.

Следует отметить, что работа по совершенствованию законодательства в сфере АПК в части налогового регулирования, административной ответственности, кооперативного управления ведется постоянно.

Так, 2 декабря 2020 года в Совете Федерации одобрен Федеральный закон ««О внесении изменения в статью 401 Федерального закона
«О сельскохозяйственной кооперации», которым предусмотрено снижение административной нагрузки для малых кредитных кооперативов в виде отмены обязательного соблюдения финансовых нормативов, касающихся соотношения размеров задолженности по сумме основного долга
при привлечении или предоставлении кредитным кооперативом займов.

Принято изменение в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривающее отмену срока перерегистрации для КФХ, созданных в соответствии с положениями Закона РСФСР
от 22 ноября 1990 года № 348–1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
в статусе юридических лиц.

Несмотря на принимаемые меры для развития малого бизнеса в сфере АПК, имеется ряд нерешенных задач.

По итогам проработки представленных субъектами Российской Федерации предложений можно выделить следующие направления
по совершенствованию законодательства и нормативного правового регулирования, которые позволят устранить препятствия для развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе:

1. Развитие системы торговли сельскохозяйственной продукции, создание и поддержка сбытовой инфраструктуры (оптово-розничной, ярморочной торговли и пр.). Создание эффективного механизма государственных закупок и поставок продукции, повышение ее конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Развитие малых форм хозяйствования в системе регионального АПК требует формирования условий для создания инфраструктуры сбыта, переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции. Отсутствие условий для гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе вызвана невозможностью конкурировать с крупными ритейлерами. В связи с чем, развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации остается актуальной. Потребности в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации для хозяйств отдельных отраслей сельского хозяйства различаются. Так, для производителей молока, мяса и овощей интересны все направления кооперирования: снабжение ресурсами, хранение, переработка, сбыт продукции. Для производителей зерновых культур, например, сбытовая кооперация не актуальна. Однако дифференцированный подход в оказании мер государственной поддержки
в зависимости от потребности отрасли в направлении кооперации
не прослеживается. Также требуется урегулирование законодательства
в сфере государственных закупок в целях определения специальных условий
для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

2. Развитие системы финансового обеспечения субъектов малого предпринимательства, облегчение доступа к финансовым ресурсам и налоговым льготам, в том числе субсидиям, льготному кредитованию.

Важность развития системы финансового обеспечения объясняется их низким уровнем конкурентоспособности по сравнению с субъектами крупного бизнеса в борьбе за доступ к ограниченным кредитным ресурсам и бюджетным средствам, выделяемых в рамках реализации целевых программ развития отдельных отраслей. Интерес к механизму льготного кредитования
у фермеров высокий. Однако, существуют сложности в получении заемных средств: к мелким КФХ предъявляются такие же требования, как и к крупным сельхозпредприятиям; отсутствие кредитных организаций на сельских территориях не дает возможность оперативного получения дополнительных финансовых средств на развитие. Решение указанных проблем также могут решить сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, количество которых в последнее время неуклонно сокращается. Важнейшей проблемой сельскохозяйственной кредитной кооперации является административная нагрузка, связанная с государственным регулированием, осуществляемым Банком России. Установление правовых регуляторов организации системы кредитования мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей без избыточных административных барьеров позволит увеличить объем финансирования и будет способствовать развитию фермерства и сельскохозяйственной кооперации.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации
от 13 февраля 2020 года № Пр-234ГС прорабатывается возможность внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления порогового значения размера доходов, при котором возможно освобождение от уплаты НДС плательщиков Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), на уровне 400 млн. рублей без поэтапного снижения этого значения по годам. Минсельхоз России поддерживает данное предложение, но Минфин России считает нецелесообразным распространение освобождения
от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС на налогоплательщиков ЕСХН, имеющих достаточно высокий уровень дохода.

Требует проработки вопрос по определению механизмов снижения стоимости электроэнергии, используемой для производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Также сдерживающим фактором в получении специальных мер государственной поддержки является отмена специальной формы регистрации индивидуального предпринимателя (ИП), равно как
и возможности регистрации гражданами КФХ как специфической организационно-правовой формы ИП, что предполагает исключение указанного вида деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей
в принципе.

3. Совершенствование законодательства в сфере земельных правоотношений для повышения доступности к земельным ресурсам.

Повышение эффективности использования земельных ресурсов является принципиально важным вопросом для малых форм хозяйствования, и отрасли
в целом. На сегодняшний день небольшие КФХ в нарушение законодательства осуществляют торговлю своей продукцией непосредственно на ферме, рискуя при этом понести ответственность за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Для реализации фермером часто небольшого объема продукции не требуется строительства отдельного стационарного здания, а имеется возможность осуществлять торговлю в здании фермы, хранилища и иных хозяйственных постройках,
в том числе нестационарных. Кроме того, для малых форм хозяйствования актуально законодательное урегулирование разрешения строительства жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих КФХ, и признания законными ранее возведенных домов, а также упрощение порядка получения разрешения на строительство сельскохозяйственных сооружений.

В целях решения указанных проблем необходимо продолжить совместную работу государственных органов власти, представителей малых форм хозяйствования, их объединений и научно-экспертного сообщества
по совершенствованию законодательного регулирования и нормативной-правовой базы, обеспечивающих необходимые условия
для функционирования малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов, от результатов работы которых непосредственно зависят развития сельхозпроизводства и роста уровня жизни жителей села.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации:

рассмотреть возможность приоритетного рассмотрения и поддержки законопроектов, направленных на совершенствование регулирования сферы сельскохозяйственной кооперации;

рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

— № 601732–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

—№ 762602–7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты в части установления возможности размещения жилого дома, предназначенного для проживания членов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельном участке сельскохозяйственного назначения, входящем в состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

проработать вопрос внесения изменений в действующее законодательство:

— в сфере государственных закупок, устанавливающих для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, в том числе осуществляющих свою деятельность в регионе закупок («локальные поставщики»), преимущественное право при осуществлении поставок продукции
для государственных нужд и муниципальных нужд;

— об установлении приоритета в предоставлении торговых мест, предназначенных для сельхозтоваропроизводителей, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным кооперативам, участвующим в государственных программах государственной поддержки
в сфере развития сельского хозяйства;

в целях облегчения доступа малых форм хозяйствования к финансовым ресурсам рассмотреть возможность:

— проработать вопрос об установлении обязательной доли государственных субсидий, которые должны направляться на поддержку малых форм хозяйствования;

— увеличения максимальной суммы микрозайма до 10 млн. рублей и увеличения максимального срока возврата микрозайма до 10 лет в целях стимулирования предоставления указанным хозяйствующим субъектам заемных средств через государственные микрофинансовые организации
по сниженным (льготным) процентным ставкам;

— упрощения процедуры рассмотрения документов малых форм хозяйствования при получении ими кредитов по льготной ставке:
для клиентов, имеющих положительную кредитную историю и получателей грантовой поддержки предусмотреть упрощенный порядок предоставления заемных средств по принципу «зеленого коридора»;

— введения специального гранта, предусмотренного для вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов по аналогии с грантом «Агростартап»;

— предоставления мер государственной поддержки личным подсобным хозяйствам населания, применяющих налог на профессиональный доход (самозанятые);

— проработать вопрос о прекращении государственного регулирования
в отношении сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, не представляющих угрозы для финансовых рынков
с количеством членов до 200 человек, с суммой активов до 10 млн. рублей;

— проработать вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления порогового значения размера доходов, при котором возможно освобождение от уплаты НДС плательщиков ЕСХН, на уровне 400 млн. рублей без поэтапного снижения этого значения
по годам;

— изменения системы оплаты электроэнергии и других энергоресурсов для малых форм хозяйствования на селе, введение льготной ставки
для сельского хозяйства, исключение авансирования и штрафных санкций
за пропуск срока авансового платежа при оплате за газ и электроэнергию
для малых форм хозяйствования на селе;

— проработать вопрос о внесении изменений в приложение 8 Госпрограммы в части распространения использования гранта
на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования на условиях лизинга, а также об увеличении объема финансирования ведомственного проекта «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» Госпрограммы;

в целях совершенствования законодательства в сфере земельных правоотношений для повышения доступности к земельным ресурсам рекомендуем:

— ускорить доработку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов: «О землеустройстве», «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части совершенствования процедуры изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения), «О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части осуществления
на земельных участках сельскохозяйственного назначения, принадлежащих крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, сбыта произведенной ими продукции);

— рассмотреть вопрос о целесообразности установления порядка предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов при условии последующего использования данного земельного участка по целевому назначению в целях защиты местных сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— рассмотреть возможность скорейшего принятия государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации;

проработать вопрос внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты с целью упорядочения деятельности личных подсобных хозяйств:

— в части корректировки понятия (статуса) «личное подсобное хозяйство» включить в Федеральный закон от 7 июня 2003 года № 112-ФЗ
«О личном подсобном хозяйстве» норму, определяющую право субъекта Российской Федерации устанавливать нормативы содержания (количество) сельскохозяйственных животных, пчел и птицы, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, которые одновременно могут находиться
в хозяйстве, либо дополнить статью указанного федерального закона следующим признаком статуса личного подсобного хозяйства: максимальное количество сельскохозяйственных животных, пчел и птиц, используемых
для ведения личного подсобного хозяйства, которые одновременно могут находиться в одном хозяйстве;

— в части совершенствования порядка ведения похозяйственного учета:

1) в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнить полномочия органов местного самоуправления в части ведения книг похозяйственного учета;

2) в Федеральном законе от 7 июня 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»: исключить норму о заявительном характере формирования сведений книг похозяйственного учета (со слов владельца личного подсобного хозяйства), обязав владельцев хозяйств предоставлять указанные сведения в обязательном порядке в письменной форме ежегодно
до 15 марта; закрепить норму об обязательной перерегистрации
в предпринимательские формы при превышении личным подсобным хозяйством установленных норм;

3) проработать вопрос о возможности осуществления похозяйственного учета с применением механизма межведомственного обмена данными между
Минсельхозом России, Минэкономразвития России (курируют вопросы формирования статданных и учета земельных ресурсов) и МВД России (курирует вопросы миграционного учета и автомобильной техники);

4) проработать вопрос о возможности внесения изменений в статью 2 Федерального закона от 7 июня 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» в части включения пункта 5 для определения товарных личных подсобных хозяйств: «товарное личное подсобное хозяйство – это личное подсобное хозяйство, являющееся участником оборота подконтрольных товаров и оформившее ветеринарные сопроводительные документы
в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти
в области нормативно-правового регулирования ветеринарии»;

рассмотреть возможность приоритетного рассмотрения и внесения
в Государственную Думу разработанных Минпромторгом России совместно
с субъектами Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на упрощение порядка организации рынков и осуществления на рынках торговой деятельности: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации по вопросам деятельности рынков», «О внесении изменений
в статьи 346.28 и 413 части второй Налогового кодекса Российской Федерации по вопросам деятельности рынков» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности рынков».

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

проработать вопрос совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработки «дорожной карты»
по совершенствованию законодательства с целью развития сельскохозяйственной кооперации в Российской Федерации;

совместно с Минобрнауки России и АО «Корпорация «МСП» проработать возможность расширения практики проведения мероприятий
по обучению и обмену опытом специалистов центров компетенций, в том числе, с привлечением учебных и научных организаций, ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и их саморегулируемых организаций, других кооперативных объединений;

совместно с Минпромторгом России продолжить работу, направленную на расширение и упрощение для малых форм хозяйствования и их объединений доступа на рынки сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе путем оказания им информационной поддержки и стимулирования развития инфраструктуры сбыта, соответствующей их особенностям и потребностям.

доработать проект Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, разведения, реализации и использования
для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства с учетом следующих предложений и замечаний:

— должны содержаться только ветеринарные нормы, обеспечивающие предупреждение болезней пчел и их лечение, защиту населения от болезней, общих для человека и пчел, выпуск полноценных и безопасных
в ветеринарном отношении продуктов пчеловодства, и не должен содержать норм как технического, так и технологического характера;

— необходимо учесть существующую регламентацию отношений
в области пчеловодства законами субъектов Российской Федерации;

— должны учитываться результаты сложившейся юридической практики, включая судебную, так как ее игнорирование приводит к созданию норм, противоречащих сложившимся общественным отношениям, и приводит
к конфликтам при осуществлении пчеловодной деятельности;

— необходимо указать, какие нормативно-правовые акты должны утратить силу в связи с введением новых Ветеринарных правил.

4. Министерству финансов Российской Федерации совместно
с Федеральной налоговой службой предусмотреть специальную форму регистрации индивидуальных предпринимателей – крестьянских (фермерских) хозяйств или отметку об осуществлении ИП крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве его главы.

5. Министерству энергетики Российской Федерации совместно
с заинтересованными федеральными органами исполнительными власти проработать вопрос механизма снижения стоимости электроэнергии, используемой для производства сельскохозяйственной продукции малых форм хозяйствования и их объединений.

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации проработать предложение АО «Росагролизинг» о поддержке технической модернизации парка машинно-технологических компаний в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 года № 811 по аналогии с программой «Доступная аренда».

7. В целях снижения избыточной административной нагрузки на малые формы хозяйствования на селе Россельхознадзору, Росприроднадзору, Роспотребнадзору с учетом практического опыта применения санитарных, ветеринарных и иных требований рассмотреть возможность их корректировки и дифференциации в зависимости от размеров производства в нормативных документах.

8. Рекомендовать высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с представителями малых форм хозяйствования и их объединений в агропромышленном комплексе региона:

— подготовить и направить в Минсельхоз России предложения
по внесению изменений в законодательство о сельскохозяйственной кооперации в части совершенствования субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственных кооперативов, вступления кооперативов в ревизионные союзы, ответственности ревизионных союзов за некачественные ревизионные проверки, ответственности кооперативов за невступление в ревизионный союз и т. д.

— разработать комплекс мер, направленных на развитие сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов;

— при организации закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд предусматривать приоритетное участие в них КФХ и сельскохозяйственных производственных кооперативов.

9. Направить рекомендации в Правительство Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральную налоговую службу, Федеральную антимонопольную службу, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.