«Круглые столы»

«Развитие деревянного домостроения в сельской местности: проблемы и перспективы»

Информация об исполнении решения Комитета по итогам «круглого стола»

Из информации, поступившей от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по рассмотрению решения Комитета по итогам «круглого стола» «Развитие деревянного домостроения в сельской местности: проблемы и перспективы» (далее – Решение Комитета), отмечаем следующее.

Предложения, сформированные в Решении Комитета, реализованы в Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года № 312-р, вошли в проект Плана мероприятий по ее реализации, разработанный Минприроды России с участием федеральных органов исполнительной власти.

Основными проблемами, сдерживающими развитие деревянного домостроения, являются устаревшее нормативное регулирование и ограничения по ипотечному кредитованию. Запланированный объем поставок деревянных домокомплектов 13,4 млн. кв. метров к 2030 году планируется достигнуть путем совершенствования нормативно-технического регулирования, развития ипотечного кредитования и разработки мер государственной поддержки деревянного домостроения.

Стратегией предусматриваются и реализуются следующие меры поддержки развития деревянного домостроения.

1. Реализация комплекса мер, направленных на развитие строительства с целевым уровнем 20 процентов жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций в рамках программ с государственными мерами поддержки, в том числе при переселении из аварийного жилого фонда, в «пилотных» регионах, а также увеличение количества ипотечных программ по кредитованию проектов индивидуального жилищного строительства с использованием деревянных домокомплектов, произведенных индустриальным способом.

В настоящее время Минсельхозом России реализуется ведомственный проект «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696. Проект предусматривает ввод (приобретение) жилья для семей, проживающих и работающих на сельских территориях, включая 67,77 тыс. кв. м в жилых домах, построенных с использованием деревянного домостроения. Минсельхоз России подготовлены и направлены в федеральные органы исполнительной власти предложения в целях развития индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС) на сельских территориях, в том числе деревянного домостроения (вовлечение новых земельных участков, комплексная застройка ИЖС индустриальным способом, проектное финансирование, банковское сопровождение, ипотечное кредитование); синхронизация правил предоставления субсидий индустриальным производителям деревянных домов в рамках подпрограммы «Развитие производства традиционных и новых материалов» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»), с льготными ипотечными программами, включая программу «Сельская ипотека»; развитие на сельских территориях инфраструктуры, необходимой для комплексной компактной застройки индустриальным способом в сегменте ИЖС (строительство инженерной, транспортной инфраструктуры, обустройство территорий).

Кроме того, в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях), а также с целью развития строительства жилых домов на сельских территориях (сельских агломерация) проектом постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 1567 вносятся изменения, в соответствии с которыми упраздняются цели кредитования на приобретение жилых помещений, которые находятся в многоквартирных домах, кредитование будет осуществляться исключительно на строительство индивидуальных жилых домов и их приобретение (не старше двух лет с момента ввода в эксплуатацию).

Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.09.2020 № 2464-р. Согласно Программе для улучшения жилищных условий населения Дальнего Востока планируется реализация проектов деревянного домостроения. В перспективе до 2035 года на Дальнем Востоке будут развиваться и в приоритетном порядке получать необходимую государственную поддержку на условиях соблюдения требований природоохранного и природоресурсного законодательства отраслевые промышленные кластеры, в том числе лесопромышленный.

Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2021 N 996-р утвержден Единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Пунктом 41 Плана предусмотрена разработка механизмов государственной поддержки жилищного строительства, в том числе деревянного домостроения, в Арктической зоне.

2. Согласно Стратегии необходимо внесение изменений в законодательство, предусматривающих возможность применения счетов эскроу и механизма проектного финансирования при реализации комплексного индивидуального жилищного строительства индустриальным способом. Предусматривается, что в соответствии с положениями стандарта комплексного развития территорий будет сформирован реестр типовых проектов индивидуальных жилых домов повторного применения, при составлении которого должна быть учтена региональная специфика индивидуального жилищного строительства для регионов, где традиционным строительным материалом является дерево, выбор проектов с использованием деревянных домокомплектов должен быть максимально вариативным.

Минстроем России обеспечивается решение задач: формирование территорий комплексной застройки объектов ИЖС, обеспеченных необходимой инфраструктурой, стандартизация рынка индивидуального жилищного строительства, стимулирование строительства индивидуальных домов с привлечением специализированных подрядчиков и производителей современных материалов и домокомплектов.

Минстроем России разработан проект постановления Правительства РФ «О Государственной программе Российской Федерации «Развитие индивидуального жилищного строительства в Российской Федерации» (по состоянию на 19.03.2020), который предусматривает комплекс мер по обеспечению земельных участков для ИЖС инфраструктурой (инженерной, транспортной и социальной).

Также Минстрой России совершенствует нормативное регулирование для развития деревянного домостроения. Для этого вносятся изменения в своды правил, разрабатываются стандарты, проводится цикл научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по стройматериалам (с 2015 года приняты 29 стандартов и 6 сводов правил, в 2021 году будут разработаны 3 новых свода правил и 4 стандарта по деревянному домостроению).

По поручению Правительства РФ с 1 июля 2021 года Минстрой России совместно с Минпромторгом России и Дом. РФ проводят всероссийский открытый конкурс на разработку типовых проектов индивидуальных и малоэтажных домов и социально-культурных объектов, по итогам которого проекты победителей будут размещены в открытом доступе.

Минпромторг России проинформировал о действующем механизме информирования всех заинтересованных лиц, а также кредитных организаций о производителях деревянных домокомплектов в рамках Государственной информационной системы промышленности (далее — ГИСП), содержащей Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.

Нахождение продукции в Реестре дает преимущества производителям при ведении бизнеса в Российской Федерации, государственных закупках, реализации программ импортозамещения, конкуренции с продукцией зарубежных производителей на внутреннем рынке. В настоящее время в Реестре находятся три производителя деревянных домокомплектов.

В сети Интернет в ГИСП также функционирует каталог промышленной продукции (далее — Каталог). Каталог позволяет предприятию изготовителю разместить информацию в открытом доступе о производимой продукции, а также получить сертификаты продукции российского происхождения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и предложить альтернативу зарубежной продукции при закупках для государственных и муниципальных нужд.Также с помощью Каталога всем заинтересованным в покупке деревянного домокомплекта возможно найти соответствующего производителя.

Минпромторгом России подготовлен проект постановления Правительства РФ о продлении до 2023 года механизма государственной поддержки в виде субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014 – 2019 годах в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2014 – 2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности.

3. Согласно Стратегии в целях налаживания наиболее эффективного взаимодействия между деревообрабатывающей отраслью и отраслью жилищного строительства необходима синхронизация мероприятий по поддержке производства и спроса, что также должно быть предусмотрено в региональных программах развития индивидуального жилищного строительства.

По информации, поступающей из субъектов РФ, в лесных регионах действуют программы развития, включающие меры поддержки деревянного домостроения. Предлагается разработать комплекс мер поддержки индивидуального жилищного строительства с использованием деревянных конструкций на федеральном уровне, предусмотрев софинансирования из федерального бюджета строительства инженерной и транспортной инфраструктуры, т. к. большая часть затрат при строительстве индивидуального жилья приходится именно на указанную инфраструктуру.

4. Проектом Плана мероприятий по реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, разработанным Минприроды России, предусмотрены меры поддержки проектов развития перерабатывающих производств: рассмотрение предложений о снижении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении импортного оборудования для предприятий лесной промышленности, расходных материалов и комплектующих к нему, аналоги которых не производятся в Российской Федерации; рассмотрение предложений о снижении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении мебельной фурнитуры, аналоги которой не производятся в Российской Федерации. Также предусмотрены меры по стимулированию спроса и развитию рынков сбыта: обеспечение реализации комплекса мер, направленных на развитие строительства с целевым уровнем 20 % жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций в рамках программ с государственными мерами поддержки, в том числе при переселении из аварийного жилого фонда, в пилотных регионах; разработка и реализация комплекса мер, направленных на развитие строительства жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций, созданных индустриальным способом, а также обеспечение реализации комплекса таких мер.

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «Развитие деревянного домостроения в сельской местности: проблемы и перспективы», Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (далее – Комитет) отмечает следующее.

Президент Российской Федерации В.В. Путин по итогам состоявшегося 29 сентября 2020 года совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса поручил Правительству Российской Федерации реализовать комплекс первоочередных мер стратегического характера по развитию глубокой переработки древесины, в том числе разработать и утвердить новую стратегию развития лесного комплекса в Российской Федерации; разработать комплекс мер, направленных на развитие строительства жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций, созданных индустриальным способом, а также обеспечить реализацию комплекса таких мер; обеспечить распространение ипотечных программ на строительство объектов индивидуального жилищного строительства с использованием деревянных конструкций, созданных индустриальным способом; обеспечить начиная с 1 января 2021 года реализацию за счет средств Фонда развития промышленности программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих заготовку древесины и вывоз из Российской Федерации необработанной или грубо обработанной древесины, в целях модернизации их основных фондов и создания мощностей по глубокой переработке древесины.

В постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 3 ноября 2020 года № 475-ФЗ «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства» указывается, что лесной отрасли нужны новые ориентиры, необходим комплексный подход к решению всех вопросов — от лесоустройства до производства продукции глубокой переработки древесины и ее дальнейшей реализации, развития смежных отраслей, в том числе биоэнергетики и деревянного домостроения. Данным постановлением Совет Федерации рекомендовал Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на развитие деревянного домостроения, в том числе с использованием механизма субсидирования жилищных (ипотечных) кредитов на приобретение деревянных домов и предоставления льготных кредитов на приобретение жилья в сельской местности в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696; на поддержку модернизации производства и создания мощностей для глубокой переработки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность по экспорту необработанной древесины.

Мировой опыт показывает, что деревянное домостроение является одной из самых популярных технологий строительства домов. При этом в общем объеме строительства в России применение продукции деревянного домостроения составляет лишь 10%, в то время как в США, Канаде и странах Западной Европы доля деревянных жилых и нежилых зданий в общем объеме строительства доходит до 40%.

Современные деревянные дома — это максимально глубокая переработка древесины на скоростных производственных линиях. Это позволяет задействовать значительный лесной ресурс страны и обеспечить мультипликативный экономический эффект в смежных отраслях (производство строительных материалов, энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, потребительские товары, в том числе, мебель).

В настоящее время деревянные дома в индивидуальном жилищном строительстве занимают порядка 22% (8,8 млн кв. метров) от всех технологий строительства таких домов. При этом ежегодно на долю индустриальных деревянных домов приходится не более 3% (0,2 млн кв. метров) вводимых деревянных домов.

Непопулярность индустриального деревянного домостроения в массовом сегменте потребления обусловлена его более высокой стоимостью по сравнению с домами, построенными хозяйственным способом. По экспертным оценкам дома, построенные с использованием «серых бригад» на 20–40% дешевле домов заводского изготовления при более низком качестве. При этом в России существует полноценная высокотехнологичная отрасль по заводскому производству деревянных домов, которые обладают высоким качеством, безопасностью, скоростью сборки, продуманными, современными архитектурными и конструктивными решениями. Такие дома наиболее экономически эффективны при оценке затрат на протяжении всего жизненного цикла за счет применения долговечных и качественных материалов, квалифицированной подготовки архитектурных проектов и конструкторской документации, применения современного производственного оборудование, отлаженных производственных и строительных процессов, и, как следствие, более высокой скорости возведения благодаря предварительному изготовлению на заводе строительных элементов (домокомплектов) и работе профессиональных строителей.

Для привлечения инвестиций с целью создания новых производств по выпуску домокомплектов или модернизации существующих, целесообразно разработать временные (до 2025 года) налоговые льготы по уплате НДС (0% или 10%), что позволит снизить конечную стоимость объектов

Комплекс мер, направленных на развитие деревянного домостроения, следует синхронизировать с долгосрочной программой развития отечественного станкостроения в области деревообработки, производства комплектов деревянных домов и строительных деревянных конструкций. С 2015 года продолжается совершенствование нормативной правовой базы в области проектирования конструкций из дерева. За последние пять лет было выполнено девять научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) по определению нормируемых параметров деревянных конструкций. Для развития деревянного домостроения были приняты 29 стандартов и 6 сводов правил (далее – СП). Среди них два ключевых СП, принятых в 2019 году. Это СП 451.1325800.2019 «Здания общественные с применением деревянных конструкций. Правила проектирования» и СП 452.1325800.2019 «Здания жилые многоквартирные с применением деревянных конструкций. Правила проектирования», которые допускают проектирование зданий с применением деревянных конструкций высотой до 28 метров. Разработке нормативных документов предшествовали научные исследования по обеспечению пожарной безопасности.

Вместе с тем для массового применения деревянных конструкций в строительстве требуется провести научно-исследовательские работы (далее – НИР), разработать и актуализировать ряд сводов правили ГОСТ, в том числе: рассмотреть вопросы о пересмотре:

нормативных сроков службы и расчетных сроков эксплуатации малоэтажных домов и зданий, построенных по различным технологиям деревянного домостроения;

критериев достаточности противопожарных расстояний между зданиями с применением деревянных конструкций при использовании современных огнестойких материалов.

Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (далее – Программа) предусматривает общий объем финансирования в 2020–2025 годах около 2,3 трлн рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 1 трлн рублей. Целью ведомственного проекта «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» является обеспечение объема ввода (приобретения) не менее 2,34 млн. кв. м жилья для 25,5 тыс. семей, проживающих и работающих на сельских территориях; обеспечение объема ввода не менее 189,67 тыс. кв. м жилых домов, построенных с использованием деревянного домостроения; улучшение жилищных условий 201 тыс. семей, проживающих на сельских территориях, путем предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке от 0,1 до 3 процентов годовых; повышение уровня благоустройства не менее 424,3 тыс. сельских домовладений; обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройство не менее 1317 площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку.

В рамках указанной государственной программы реализуются следующие мероприятия, направленные на развитие жилищного строительства, в том числе индивидуального домостроения:

1) строительство жилья, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения. В рамках данного мероприятия предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству жилья, предоставляемого по договору найма (в 2020 году реализуется в 16 субъектах Российской Федерации, 40,6 тыс. кв. м., финансирование — 867 545 тыс. руб.). Субсидии предоставляются, в том числе для осуществления индивидуального жилищного строительства. Вид, технология и метод строительства определяются самостоятельно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.

2) предоставление жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях) по льготной процентной ставке в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года № 1567 (далее — Постановление № 1567). В рамках данного мероприятия предусмотрено предоставление субсидий российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях). Реализуется в 82 субъектах, на 14 декабря 2020 года подано 183,5 заявок на 391,2 млрд рублей, из них выдано 35,4 кредитов на 68,9 млрд рублей, что составляет 1,9 тыс. кв. м. Обязательным условием получения льготного ипотечного кредита (займа) является строительство (приобретение) жилья на сельских территориях (сельских агломерациях).

Льготный ипотечный кредит (заем) предоставляется, в том числе на строительство (приобретение) жилого дома (жилого дома с земельным участком), а также на завершение ранее начатого строительства или приобретение земельного участка на сельских территориях (сельских агломерациях) и строительство на нем жилого дома по договору подряда. Ограничений в части методов строительства, используемых гражданами при осуществлении строительства индивидуальных жилых домов, Постановлением № 1567 не установлено.

Огромным потенциалом для развития сельских территорий практически всех регионов России обладает внутренний туризм – это и большое количество памятников культурного наследия, уникальных природных ландшафтов и местных достопримечательностей.

На развитие туристической отрасли направлена принятая в сентябре 2017 года Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. В настоящее время разрабатывается Национальный проект по развитию туризма.

Создание туристической инфраструктуры для размещения на сельских и лесных территориях способно стать драйвером развития сельских территорий, создать значительное количество рабочих мест, как непосредственно в туристической отрасли, так и в смежных отраслях, будет способствовать развитию сферы услуг, народных промыслов, выращиванию и сбыту фермерских продуктов, обеспечению роста и развития крестьянско-фермерских хозяйств.

Целесообразно разработать меры по стимулированию приобретения комплектов деревянных домов и сооружений, изготовленных индустриальным способом, сельскохозяйственными товаропроизводителями, перечисленными в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, реализующими инвестиционные проекты по строительству и эксплуатации объектов туристской индустрии, арендного жилья на сельских территориях.

Одной из мер может стать лизинг на комплекты домов заводского изготовления с учетом стоимости монтажа.

На данный момент механизмы приобретения комплектов домов, включая их монтаж, в лизинг не проработаны лизинговыми компаниями, а также с точки зрения законодательного регулирования.

По мнению экспертов, возможность приобретения в лизинг домокомплектов и деревянных строительных конструкций заводского изготовления сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями туристкой инфраструктуры будет стимулировать строительство: постоянного и арендного жилья сотрудников, обслуживающего персонала, гостиничных объектов, кафе, административных зданий и зданий, сооружений вспомогательного назначения, зданий сельскохозяйственного назначения, досуговых и спортивных сооружений, навесов, пристроек, надстроек зданий, малых архитектурных форм, иных капительных и некапитальных объектов.

В целях обеспечения дальнейшего развития отрасли деревянного домостроения необходима синхронизация программы «сельская ипотека» с действующим инструментарием Минпромторга России в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 года № 163 «Об утверждении правил предоставления субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным на приобретение специализированной техники и деревянных домов» (далее — постановление № 163).

Постановлением № 163 определен механизм стимулирования спроса на отечественное деревянное домостроение, в рамках которого предусматривается субсидирование первоначального взноса на кредит на покупку деревянного дома заводского изготовления в размере 10% стоимости дома. Предполагается, что покупатель деревянного дома обратится в банк за кредитом, часть первоначального взноса (не более 10% стоимости дома) за покупателя внесет банк, который после возведения дома обратится в Минпромторг России за возмещением понесенных расходов. Компенсация предоставляется на дома стоимостью не более 3,5 млн рублей. Размер запланированного государственного финансирования на данную меру поддержки составляет 360 млн руб. в год на 2020, 2021 и 2022 годы. Вместе с тем отмечается невысокая заинтересованность банков в участии в данной программе в связи с низкой прогнозируемой прибылью, отсутствием залога на период изготовления домокомплекта, предполагаемыми, по мнению банков, рисками недостроя и общей незаинтересованностью в таком рынке, как индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС).

Основой для преодоления указанных обстоятельств могут стать прямые субсидии физическим лицам на приобретение домокомплектов и (или) строительство деревянных домов, поддержка субъектов Российской Федерации, у которых есть возможность снизить общую стоимость постройки дома за счет снижения стоимости предоставления участка, простимулировать создание инженерной и транспортной инфраструктуры, а также выбрать застройщика территории индивидуальными жилыми домами заводского изготовления. Данные меры поддержки возможно оказать в рамках запуска пилотных проектов по расширению применения индустриальных индивидуальных жилых домов.

Субъекты Российской Федерации заинтересованы в развитии деревянного домостроения, в том числе многоэтажного, с использованием современных и новых материалов, но отмечают ряд основных проблем, в том числе отсутствие современной (актуальной) и достаточной нормативной технической базы; малый опыт применения деревянных конструкций; нерегулируемый и слаборазвитый рынок материалов, услуг и типовых решений; недостаточная информированность строителей и конечных потребителей о возможностях деревянного домостроения, а также недоверие конечного потребителя к деревянным конструкциям; дефицит квалифицированных кадров, в том числе проектировщиков, нехватка качественного пиломатериала.

Кроме того, при строительстве деревянного домостроения существуют такие же проблемы, как и при любом индивидуальном жилищном строительстве:

отсутствие системного подхода у органов местного самоуправления к формированию участков для комплексного освоения территории, предполагающего, в том числе синхронизацию документов территориального планирования, градостроительного зонирования и инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций;

несоблюдение технологий при строительстве хозяйственным способом, что в свою очередь влечет проблемы с ипотечным кредитованием в связи с тем, что банки оценивают предмет залога ниже, чем стоимость самого кредита.

Появляются дополнительные издержки банков на контроль целевого использования средств на реализацию ИЖС. С 1 января 2019 года органы местного самоуправления обязаны при подготовке проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого они обеспечивают, использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования, подготовленную применительно к аналогичному объекту. В реестре экономически эффективной проектной документации повторного использования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отсутствуют типовые проекты индивидуальных жилых домов с использованием деревянных конструкций.

Стандартизация рынка ИЖС, распространение оптимальных, отвечающих всем современным требованиям проектов и строительство домов с привлечением подрядчиков на основе качественной проектной документации будет способствовать повышению ликвидности предметов залогов при осуществлении банковского кредитования.

С учетом изложенного Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует:

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть возможность разработки и внедрения стимулирующих механизмов по увеличению доли деревянного домостроения в субъектах Российской Федерации, в частности:

внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, направленные на дополнение Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации обязательством использования технологий деревянного домостроения при строительстве жилых домов и объектов социально-культурного назначения в объеме не менее 20% от общего числа таких объектов, на которые предоставляются субсидии;

распространить действие указанных предложений на пилотные субъекты Российской Федерации, имеющие потенциал развития деревянного домостроения (Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Архангельская область, Владимирская область, Вологодская область, Иркутская область, Калужская область, Костромская область, Новосибирская область, Свердловская область, Тамбовская область);

внести в Перечень индикаторов для расчета индекса качества городской среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 года № 510-р, индикаторы «Доля площади жилых помещений, введенных в эксплуатацию с применением технологий индустриального деревянного домостроения (процентов)», «Количество социально — культурных объектов, введенных в эксплуатацию с применением технологий индустриального деревянного домостроения (процентов)»;

реализовать меру поддержки индустриального деревянного домостроения в виде прямых субсидий гражданам — покупателям домокомплектов.

1.2. Рассмотреть возможность разработки комплекса льготных условий для предприятий, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих глубокую переработку древесины, включающие в себя льготы по налогам и кредитам.

1.3. Упростить порядок предоставления лесных участков в пользование лицам, осуществляющим производство деревянных конструкций, используемых для домостроения.

1.4. Рассмотреть вопрос о разработке и утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие индивидуального жилищного строительства в Российской Федерации», предусматривающей софинансирование из федерального бюджета на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры.

1.5. Предусмотреть комплекс мер по развитию деревянного домостроения документах стратегического планирования, включая разрабатываемые «Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035 года» и Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

 

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть возможность:

сформировать общедоступный реестр рекомендуемых производителей домокомплектов и строительных материалов для использования в строительстве индивидуальных жилых домов индустриальным методом;

синхронизации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, мероприятий по стимулированию роста объемов деревянного домостроения, а также Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года в части разработки и реализации мер государственной поддержки по развитию отечественного станкостроения в области деревообработки и деревянного домостроения;

 

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

проработать вопрос повышения эффективности программ льготного ипотечного кредитования в части увеличения федерального финансирования на предоставление «сельской ипотеки».

включить в объем льготного ипотечного кредитования при строительстве деревянных домов индустриального домостроения для развития сельских территорий мебель первой необходимости (кухни, прихожие, встроенные шкафы, детскую мебель) в объеме 150 тыс. рублей на одно домохозяйство.

 

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность:

включения тематического раздела, посвященного вопросам поддержки деревянного домостроения в проект Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года, разрабатываемый в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 года № 1697-р «Об утверждении плана мероприятий (»дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 – 2020 годы»;

включения проектной документации на жилые дома и объекты социально-культурного назначения, строящиеся с использованием деревянных конструкций и созданные индустриальным способом, в реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования, применение которой обязательно органами государственной власти и органами местного самоуправления при реализации национальных и региональных проектов, а также государственных, региональных и областных государственных программ;

разработки плана по развитию нормативно-технической базы в области деревянного домостроения;

 

5. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства рассмотреть возможность проведения мониторинга реализации механизма обеспечения древесиной лесоперерабатывающих предприятий, установленного Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков» и подготовить предложения по повышению его эффективности.

 

6. Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность:

проведения оценки экономической эффективности введения на период до 2025–2030 годов нулевой (или 10%) ставки НДС на комплекты деревянных домов, а также деревянных строительных конструкций, производимых индустриальным способом и предназначенных для возведения на сельских территориях, зонах рекреации, а также на соответствующие услуги по строительству с использованием таких домокомплектов и строительных конструкций на сельских территориях в рамках «Программы комплексного развития сельских территорий» и «Программы развития внутреннего и въездного туризма»;

рассмотреть возможность проведения анализа нормативно-правового регулирования в финансовой сфере в части оценки возможности предоставления в лизинг комплектов сборных деревянных домов заводского изготовления, включая услуги по монтажу;

рассмотреть возможность разработки программы поддержки (субсидирование процентной ставки, первоначального взноса, фонд поддержки) для лизингополучателей, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям, инвестирующих в создание объектов туристской индустрии с использованием комплектов деревянных домов, деревянных строительных конструкций заводского изготовления;

рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации в целях отнесения сельских территорий, реализующих проекты комплексного развития, к территориям опережающего социального-экономического развития, установив в качестве одного из обязательных критериев минимального объема вводимых домов, зданий и сооружений с применением комплектов деревянных домов и конструкций заводского изготовления на уровне не менее 70%.


7. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность разработки и включения в региональные программы развития субъектов Российской Федерации мер поддержки развития деревянного домостроения.