«Круглые столы»

«О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения»

Порядок ведения

11.00 – 11.55 – регистрация участников

Регламент: выступления — до 5 минут; выступления в рамках дискуссии — до 3 минут

Общая продолжительность заседания – до 2 часов

Открытие «круглого стола»:

вступительное слово первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Федоровича ЛИСОВСКОГО

Выступления:

НЕКРАСОВ Роман Владимирович, директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России

ЗАХАРОВА Ольга Валерьевна, начальник Управления земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Россельхознадзора

СМИРНОВ Максим Сергеевич (АНОХИН Сергей Анатольевич), заместитель руководителя Росреестра (заместитель начальника Управления государственного геодезического и земельного надзора Росреестра)

НАЗАРЕНКО Ольга Георгиевна, директор Государственного центра агрохимической службы «Ростовский»

БОРИСОВА Ольга Анатольевна, заместитель председателя Новгородской областной Думы

САВИН Игорь Юрьевич, заместитель директора Почвенного института имени В.В. Докучаева

БОРИСОВ Борис Анорьевич, декан факультета почвоведения, агрохимии и экологии РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева

ЧУКОВ Серафим Николаевич, профессор кафедры почвоведения и экологии почв Санкт-Петербургского государственного университета

КУЗНЕЦОВ Максим Владимирович, исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений

МАГОМЕДОВ Айгун Халидович, член Общественной палаты Российской Федерации

ГАЛИНОВСКАЯ Елена Анатольевна, ведущий научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Дискуссия

ХОМЯКОВ Дмитрий Михайлович, заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

МИСНИК Галина Анатольевна, профессор кафедры земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия

СИЗОВ Александр Павлович, заведующий кафедрой кадастра и основ земельного права Московского государственного университета геодезии и картографии

ЛИПСКИ Станислав Анджеевич, заведующий кафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству

Закрытие «круглого стола»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «О мерах по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения», участники «круглого стола» отмечают.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России в 2018 году составляла 382,5 млн га, в том числе самая ценная часть -сельскохозяйственные угодья – 197,7 млн га[1], из них 116, 2 млн га – пахотные почвы. В 2019 году посевы занимали 79,8 млн га, пары – 12,0 млн га.

В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2012 года, констатируется, что практически во всех субъектах Российской Федерации сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Основными негативными процессами, приводящими к деградации почв, изменению среды обитания растений, являются водная и ветровая эрозия, заболачивание, подтопление земель, переувлажнение, засоление и осолонцевание почв.

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» предусмотрено, что обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счет, в том числе, повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Для сельского хозяйства должна производиться классификация и группировка почв, именно они обладают плодородием. Следовательно, нужны принципиально новые методологические основы и наборы методик исследования, основанные на получении, накоплении, проверке и алгоритмах использования массивов цифровых геопространственных данных о состоянии почвенного покрова.

По экспертным оценкам, уже 25 лет наблюдается ежегодный отрицательный баланс основных элементов минерального питания растений. В 1990 году внесение органических удобрений в расчете на 1 условную голову скота в хозяйствах всех категорий составляло 6,5 т, сейчас – менее 2,0 т. Торф не используется вовсе. В крайне незначительных количествах проводятся работы по известкованию почв. Необходимо пополнение запасов органического вещества за счет внесения в почву навоза и обязательной заделки пожнивных остатков для предотвращения потерь гумуса и восстановления агрономически ценной структуры почвы.

Стратегический национальный ресурс – почвы с их плодородием остаются недооценены и используются ненадлежащим образом, объемы используемых удобрений и мелиорантов недостаточны даже для простого воспроизводства плодородия.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 1292-р «Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года» констатируется, что в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.

Проводимый в настоящее время мониторинг не обеспечивает наблюдение за земельными участками и полями севооборота как производственным ресурсом. Он не осуществляется по ряду параметров, характеризующих плодородие почв, имеющих существенное значение для сельскохозяйственного производства.

Состояние российских почв требует принятия комплекса мер, направленных на их сохранение, охрану и воспроизводство плодородия. В настоящее время Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 681101–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий», которым, в частности, предлагается сделать обязательным для землевладельцев и арендаторов проведение агротехнических, мелиоративных и фитосанитарных мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, собственники будут обязаны регулярно проводить исследования почв и направлять их результаты в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Следует ввести в действующее законодательство полноценное, научно-обоснованное, однозначное, неконтекстное определение почвы и ее плодородия как фундаментального уникального свойства.

Необходимо отметить особую роль землеустройства как комплекса мероприятий по изучению состояния почв, планированию, организации их рационального использования и охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального по утвержденному проекту использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Почвы, их характеристики и плодородие должны быть в числе обязательных критериев эффективности осуществления всех мероприятий по землеустройству. Неоднородность природных условий, почвенного покрова, климата, агрометеорологических характеристик обуславливают невозможность введение универсальных сельскохозяйственных регламентов. Между тем существует большой опыт в создании зональных и региональных адаптивно-ландшафтных систем земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории (внутрихозяйственным землеустройством), что позволяет эффективно и бережно использовать имеющиеся природные ресурсы (почву, влагу и др.).

В приоритетном порядке следует реализовать меры, направленные на восстановление системы профессиональной и научной подготовки кадров в области агрохимии, мелиорации и почвоведения, а также земельных отношений, землеустройства и кадастра.

 

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» предлагают:

1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона № 681101–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

2.1 ускорить доработку и внесение в Государственную Думу:

проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» с учетом дополнения его положений понятиями почвы, плодородия почв, рациональное использование почв и агрохимикатов;

проектов федеральных законов «О землеустройстве» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части совершенствования процедуры изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения);

проекта федерального закона, направленного на установление порядка проведения государственного мониторинга земель и почв в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий;

проекта федерального закона, предусматривающего усиление административной ответственности за порчу земли и почвы;

2.2 рассмотреть возможность утверждения государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации;

2.3 рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части отмены лицензирования утилизации биологических отходов производства животноводческой продукции (навоза), для хозяйств, использующих навоз в качестве органических удобрений на собственных полях и в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части исключения из него навоза, птичьего помета и продукции их содержащей;

2.4 рассмотреть целесообразность разработки нормативного правового акта по утверждению правил обращения, перемещения, хранения, переработки, утилизации, обеззараживания, использования органических отходов и органических удобрений;

2.5 усилить межведомственное взаимодействие в части устранения расхождений и несоответствия сведений о землях сельскохозяйственного назначения, аккумулирующихся в различных государственных информационных системах;

2.6 продолжить наращивать уровень государственной поддержки в целях обеспечения воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, развития мелиорации земель и почв, разработки альтернативных инновационных подходов к использованию удобрений.

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность:

3.1 разработки мер организационного, структурного и финансово-экономического характера, направленных на проведение комплексных мелиоративных мероприятий на невостребованных, необрабатываемых земельных участках сельскохозяйственного назначения, покрытых травостоем, кустарником, мелколесьем и лесом малоценных пород, с целью вовлечения таких земель в сельскохозяйственное производство;

3.2 разработки системы мер, направленных на воспроизводство почвенного плодородия: восполнение запасов макро- и микроэлементов питания растений; внедрение зональных и региональных адаптивно-ландшафтных систем земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории (внутрихозяйственным землеустройством), восстановление функционирования осушительных мелиоративных систем; внедрение высокотехнологичных методов переработки навоза и помета с регламентацией мер безопасного обращения — с момента постановки их на производство до реализации и применения агрохимических средств конечным потребителем; внедрение инновационных высокотехнологичных гуминовых и органо-минеральных препаратов и удобрений; разработка и внедрение микробных препаратов для восстановления плодородия почв;

3.3 установления обязательной процедуры паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, отражающей фактическое состояние земельного участка, в том числе показатели, характеризующие плодородия почв;

3.4 законодательного закрепления обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий и почв, использование которых для других целей не допускается;

3.5 разработки механизма экономического стимулирования добросовестных землепользователей в зависимости от изменения основных показателей плодородия почв;

3.6 разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации, регулирующего организацию и порядок ведения почвенно-агрохимического мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий;

3.7 создания научно-методического совета по обеспечению плодородия почв и восстановления системы регулярных почвенных обследований;

3.8 завершения подготовительных работ по организации государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения с полным охватом им всех земель и почв, используемых для ведения сельского хозяйства;

3.9 принятия в кратчайшие сроки подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 477-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации».

4. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

4.1 активизировать работу по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, в том числе в части ведения Красной книги почв Российской Федерации и ее региональных составляющих;

4.2 рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство об использовании и охране недр в части закрепления обязательного проведения работ по рекультивации нарушенных земельных участков сельскохозяйственного назначения, ликвидации или консервации отработанных горных выработок после завершения добычи полезных ископаемых (карьеры, шахты, скважины), а также введения прямого запрета на осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых на участках недр, расположенных в границах земель сельскохозяйственного назначения до их перевода в иную категорию.

5. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации информировать высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку бакалавров и магистров по направлениям подготовки агрохимия и почвоведение (35.03.03, 35.04.03, 06.03.02), землеустройство и кадастры (21.03.02, 21.04.02), о своевременном уточнении учебно-методических материалов и усилении земельно-правовых аспектов при подготовке бакалавров и магистров с учетом вступивших в силу федеральных законов и находящихся на рассмотрении проектов федеральных законов по вопросам землеустройства и сохранения почвенного плодородия.

6. Рекомендовать Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотреть возможность:

6.1. сосредоточения в едином государственном информационном ресурсе всех сведений о земле, в том числе сведений о сельскохозяйственных угодьях, и о состоянии почв;

6.2 разработки единой упрощенной схемы передачи мелиоративных систем в собственность пользователей земельных участков и внесения в правоустанавливающий документ на земельный участок сельскохозяйственного назначения сведений о видах сельскохозяйственных угодий, мелиоративных систем и (или) отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

6.3 совершенствования работы по ведению государственного мониторинга земель и почв, включающего в себя своевременное выявление изменений их состояния, оценку этих изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

7. Рекомендовать Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования обеспечить своевременный и полный государственный надзор за целевым и рациональным использованием земель и проведением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия почв.

8. Рекомендовать законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

8.1 активизировать разработку и утверждение нормативных правовых актов агроэкологического районирования земель сельскохозяйственного назначения сельских поселений с использование адаптивно-ландшафтного подхода, которые включают перечень требований и обязательных мероприятий по улучшению и охране почв от ветровой, водной эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, а также по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, по сохранению достигнутого уровня плодородия почв и мелиорации;

8.2 завершить работы по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, с установлением границ таких угодий;

8.3 изучить опыт субъектов Российской Федерации по внедрению зональных противоэрозионных, адаптивно-ландшафтных систем земледелия, направленных на обеспечение воспроизводства плодородия, охрану почв и агроландшафтов, а так же эффективному и рациональному использованию природных ресурсов в сельском хозяйстве;

8.4 повысить эффективность использования мелиорированных земель и почв;

8.5 активизировать деятельность по нормативному обеспечению и ведению красных книг почв субъектов Российской Федерации.

9. Рекомендовать Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ:

9.1 скоординировать работу по подготовке и имплементации законодательной базы по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения с учетом региональных особенностей и плодородия почв;

9.2 изучить возможности разработки модельного законодательства для совершенствования комплекса мер по обеспечению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

10. Направить рекомендации «круглого стола» в Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Межпарламентскую Ассамблею государств — участников СНГ, Российскую академию наук.



[1] По данным Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2018 году,