Рекомендации
Проведя с участием членов Совета Федерации, представителями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, предприятий лесного комплекса, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций обсуждение актуальных проблем сохранения и воспроизводства лесов, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Ежегодно в лесах
Российской Федерации заготавливается свыше 200 млн куб. м древесины
хозяйственно ценных пород. От полноценной реабилитации эксплуатируемых лесных насаждений зависит сохранение
средообразующих, водоохранных, защитных и оздоровительных функций лесов, а также устойчивость работы лесного сектора экономики страны.
Необходимость в лесовосстановлении обусловлена и значительным истощением лесов в результате их многолетнего экстенсивного использования: фактическая
производительность сосновых и еловых древостоев составляет от 35% до 53%
потенциально возможной производительности.
В экономически доступных лесах отсутствие
эффективного воспроизводства лесов привело к снижению их продуктивности и ухудшению породного состава. В целом по Российской Федерации с 2007 по 2017 г.
среднегодовой темп роста площадей сплошных рубок более чем на 9 % превышал темп роста площадей
лесовосстановления.
По состоянию на 01.01.2018 г. площадь земель,
нуждающихся в лесовосстановлении, составляет 32,7 млн га. По данным
государственного лесного реестра за период 2016–2017 гг. наблюдается увеличение
земель, потерявших лесной покров, на 422,1 тыс. га, в основном, за счет
увеличения площадей гарей (на 260,8 тыс. га или 1,1%) и вырубок (на 197,3 тыс.
га или 3,9%).
В 2018 году лесовосстановление проведено на площади 955 тыс. га, при этом объем искусственного лесовосстановления составил 188
тыс. га. Такое соотношение объемов искусственного и естественного
лесовосстановления сохраняется в практике лесного хозяйства на протяжении
последних 20 лет, что не обеспечивает гарантированного восстановления
хозяйственно ценных продуктивных лесов и приводит к их замещению малоценными
насаждениями.
Агротехнические
и лесоводственные уходы за лесными культурами в 2018 году проведены на площади
718,3 тыс. га, рубки ухода в молодняках — на площади 264,6 тыс., га.
С 2007 года на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами
этих лесных участков. Ежегодно доля участия арендаторов в выполнении
лесовосстановительных мероприятий увеличивается с 45% в 2008 году до 82% в 2018 году.
Согласно национальному проекту «Экология» к 2024 году объемы вырубок и потерь лесов от пожаров должны сравняться с объемами
лесовосстановления. В рамках задачи по воспроизводству лесов на всех участках
вырубленных и погибших лесных насаждений, поставленной в Указе Президента
Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» начата реализация
федерального проекта «Сохранение лесов». Целью проекта является достижение
баланса выбытия и воспроизводства лесов и сокращение ущерба от лесных пожаров с 32,3 до 12,5 млрд рублей.Участниками «круглого стола» отмечено, что важным
аспектом искусственного лесовосстановления является зависимость состояния
создаваемых лесных культур от ухода за ними. Созданием лесных культур не завершается
облесение лесосек (пожарищ) культивируемыми породами: без агротехнического
ухода за ними, а впоследствии, без рубок ухода до 70% лесных культур гибнут в конкурентной борьбе с травянистой растительностью и порослью мягколиственных
пород. При этом современная практика
лесовосстановительных работ ограничивается посадками леса, что обусловлено как
несовершенством лесного законодательства, так и отсутствием у лесопользователей
мотивации к дальнейшему сохранению созданных лесных насаждений.
Важной задачей лесовосстановления является
создание технологических объектов, обеспечивающих производство семян и посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами. Вместе с тем в большинстве регионов происходит существенное снижение количества объектов
селекционного семеноводства. Так за последнее десятилетие площадь лесосеменных
плантаций повышенной генетической ценности сократилась на 24%. На 15,9 тыс. шт. и на 35,5 тыс. га
сократились, соответственно, количество плюсовых деревьев хозяйственно-ценных
пород и площадь плюсовых насаждений.
Потеря объектов лесного семеноводства привела к сокращению объемов заготовки семян с улучшенными наследственными свойствами. По данным Минприроды России доля воспроизводства лесов, основанного на применении
селекционного материала, составляет менее 4%.
Предлагаемое
повышение объемов выращивания посадочного материала с закрытой корневой
системой не решает задачи повышения производительности лесов по причине того,
что без наличия семян с улучшенными наследственными свойствами лесные насаждения,
выращенные из контейнеризированных сеянцев и саженцев, не имеют
каких‑либо преимуществ по продуктивности. (Справочно: в Швеции и Финляндии
100% объемов лесовосстановления обеспечивается семенами с улучшенными
наследственными свойствами).
Результаты состоявшегося обсуждения показали, что
проводимые мероприятия по искусственному лесовосстановлению малоэффективны без
проведения последующих агротехнических и лесоводственных уходов. Отсутствие уходов за лесными культурами, а также последующих рубок ухода в молодняках в большинстве случаев обесценивает
ранее проведенные лесокультурные мероприятия.
Однако действующее лесное законодательство не рассматривает последовательные лесохозяйственные мероприятия, связанные с воспроизводством лесов, как части единого и неделимого цикла и допускает
проведение мероприятий по лесовосстановлению без обеспечения последующих
уходов. Существующая система учета лесовосстановления также не способствует
решению этих проблем, поскольку ориентируется или на самые начальные стадии
процесса воспроизводства (посадка леса), или на его промежуточные результаты.
Участниками «круглого стола» отмечалось, что
современное лесоуправление характеризуется формальным подходом к оценке итогов
лесовосстановления. Достигшие параметров смыкания молодняки переводятся в категорию хозяйственно ценных лесных насаждений без учета нахождения в них
хозяйственно-ценных пород, что существенно искажает реальную картину процессов
воспроизводства лесов, особенно в таежной зоне. В последующем некорректные
сведения отражаются в сведениях государственного лесного реестра и становятся
информационной основой для ошибочного лесного планирования и лесохозяйственного
регламентирования.
По информации Минприроды России в ходе проведения государственного мониторинга
воспроизводства лесов в 2017 году было выявлено, что 29% обследованных
молодняков не соответствуют критериям и требованиям, предъявляемым к лесным
насаждениям. При этом наибольшая доля данных несоответствий отмечена в Приморском крае (100% от площади обследования), Сахалинской (80%), Калужской
(72%), Новгородской (70%) областях, Республике Тыва (71%). В 2018 году аналогичные несоответствия по наличию целевых пород были выявлены на площади 4,1 тыс. га. Наибольшая доля
данных несоответствий отмечена в Мурманской (86%), Кемеровской (81%) областях,
Еврейской автономной области (79%), Республике Саха (Якутия) (72%), Республике
Татарстан (70%).
Подчеркивая принципиальную важность осуществления
комплексного подхода к воспроизводству лесов, перехода к интенсивному лесному хозяйству, основанному
на проведении качественного и эффективного лесовосстановления, участники «круглого стола» рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации.
· Определить
целевое назначение средств, формирующихся в бюджетах субъектов Российской
Федерации от поступления лесного дохода в объеме превышения платежей за пользование лесными ресурсами над минимальными ставками платы за древесину,
отпускаемую на корню, для обеспечения воспроизводства лесов.
· Внедрить
механизмы государственной поддержки работ по выращиванию древесины
хозяйственно-ценных лесов. В указанных целях разработать новые подходы к формированию арендной платы за использование лесов в целях заготовки древесины,
основанные на учете затрат лесопользователя на воспроизводство лесов.
Предусмотреть включение указанных затрат в себестоимость продукции
лесопромышленного комплекса, учитываемую при налогообложении.
· Внести
в лесное законодательство Российской Федерации нормы, устанавливающие
зависимость объемов рубок хозяйственно ценных пород от результатов их
воспроизводства. В границах лесных участков, предоставленных в аренду,
установленный размер пользования следует ограничить площадью, равной площади
молодняков, вводимых в категорию хозяйственно-ценных насаждений.
· Ввести
в земельное и лесное законодательство Российской Федерации изменения,
устанавливающие возможность ведения лесного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения, вышедших из целевого употребления вследствие низкого плодородия и (или) нерентабельности их
использования в сельском хозяйстве.
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства.
· Отнести
к основным задачам воспроизводства лесов:
— для зон интенсивного использования
и воспроизводства лесов – искусственное и комбинированное лесовосстановление,
основанное на результатах лесной селекции и генетики, уход за лесами, выполнение
мероприятий по сохранению биологического разнообразия лесов;
— для зон экстенсивного освоения – управление
природными процессами воспроизводства лесов, ведение лесного хозяйства с учетом
возможного возобновления хозяйственно-ценных насаждений через смену пород;
— для труднодоступных территорий и резервных лесов – мониторинг состояния лесов.
· Разработать
и утвердить нормативы затрат и ценообразования на продукцию лесовосстановления.
· Установить
виды и перечень законченных лесохозяйственных объектов, нормативы затрат на их
выполнение.
· Ввести
для лиц, использующих леса на основании договоров аренды, ответственность за состояние лесных культур до момента их перевода в покрытые лесной
растительностью земли.
· Исключить
использование средств федерального бюджета на выращивание посадочного материала
основных лесообразующих пород при отсутствии семян с улучшенными
наследственными свойствами.
· Реализовать
в составе Государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» мероприятия по селекции и семеноводству основных лесообразующих пород, в том числе мероприятий
по созданию (восстановлению) лесосеменных объектов, а также внедрению современных
достижений лесной генетики.
· Восстановить
практику введения в состав лесных культур высокоэффективных интродуцентов,
прежде всего лиственницы и сосны скрученной. Исключить для зон интенсивного
лесного хозяйства осину, иву и ольху из перечня главных древесных пород,
учитываемых при переводе молодняков в покрытые лесом площади в результате
естественного возобновления.
· Обеспечить
государственную поддержку развитию частных питомнических хозяйств, в том числе
формирование для них долгосрочного государственного заказа на выращивание
сеянцев и саженцев основных лесообразующих пород, а также их обеспечение
семенами лесных растений с улучшенными наследственными свойствами.
· Внести
изменения в приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября
2016 г. № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей
заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного
кодекса Российской Федерации», устанавливающие зависимость сроков примыкания лесосек от успешности
искусственного или естественного восстановления лесов на вырубках,
непосредственно примыкающих к планируемой лесосеке.
· Ввести
в состав ежегодных статистических данных, публикуемых в Единой межведомственной
информационно-статистической системе (ЕМИСС), показатели, отражающие основные
действия по воспроизводству лесов в разрезе субъектов РФ, в том числе:
— площадь созданных и погибших лесных культур;
— площадь рубок ухода за молодняками, отдельно по лесным культурам и по молоднякам естественного
происхождения, по осветлениям и прочисткам;
— площадь молодняков хозяйственно
ценных пород, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями, отдельно по лесным культурам и по молоднякам естественного происхождения.
· Представить
предложения по совершенствованию порядка проведения государственного
мониторинга воспроизводства лесов, предусматривающие переход от оценки
промежуточных результатов лесовосстановления к оценке законченного цикла работ.
3. Министерству науки и образования Российской Федерации.
· Расширить
исследования, направленные на повышение качества лесов, разработку новых
технологий воспроизводства лесов, в том числе с использованием биотехнологий.
· Открыть
целевую подготовку бакалавров и магистров по направлению «Лесное дело» с профилем «Воспроизводство лесов».