«Круглые столы»

«Проблемы и перспективы повышения качества и безопасности продукции агропромышленного комплекса. Вопросы совершенствования технического регулирования»

Рекомендации

Заслушав информацию по вопросу «Проблемы и перспективы повышения качества и безопасности продукции агропромышленного комплекса. Вопросы совершенствования технического регулирования» участники «круглого стола» отмечают следующее.
Обеспечение качества и безопасности продукции агропромышленного комплекса является стратегической государственной задачей.
В соответствии с законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одной из важнейших целей отечественной аграрной политики является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и сельхозтоваропроизводителей, обеспечение высокого качества российских продовольственных товаров.
Президент Российской Федерации В.В. Путин еще в 2015 году сформулировал задачу создания национальной системы управления качеством пищевой продукции (поручение от 26 июня 2015 года № Пр-1259).
Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 (далее – Стратегия) ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества и является основой для формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции.
Стратегией и Планом мероприятий по ее реализации предусматривается совершенствование и развитие нормативной базы, нормативное закрепление определения качества пищевой продукции, внесение изменений в технические регламенты Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в части введения отдельных показателей качества пищевой продукции, переход на обязательное соблюдение требований качественных показателей продукции, обеспечение мониторинга, обеспечение государственного контроля (надзора) и применение мер административной ответственности за несоблюдение изготовителем (продавцом) требований к качеству пищевой продукции, создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции, создание механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания, создание условий для развития производства пищевых ингредиентов, актуализация действующих нормативов содержания в пищевой продукции пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ, остатков лекарственных средств для ветеринарного применения и средств защиты растений, продвижение принципов здорового питания.
В постановлении Совета Федерации «О мерах по обеспечению защиты прав потребителей, качества продуктов питания и контроля за их безопасностью» от 18 мая 2016 года № 197-СФ отмечено, что необходимо осуществление комплекса мер, направленных, прежде всего на совершенствование законодательного регулирования вопросов качества пищевой продукции.
По итогам встречи Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева с членами Совета палаты Совета Федерации 12 февраля 2019 года сформулировано поручение о представлении предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих совершенствование контроля качества пищевой продукции, питьевой воды и о наделении Роспотребнадзора полномочиями по контролю (надзору) за качеством продукции.
Действующие технические регламенты Евразийского экономического союза устанавливают требования, прежде всего, к безопасности продукции и не регулируют сферу ее качества. Показатели качества продукции содержатся в стандартах, но они применяются на добровольной основе.
В настоящее время действует 12 технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), в том числе, «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «О безопасности мяса и мясной продукции», «О безопасности рыбы и рыбной продукции», «О безопасности молока и молочной продукции» и другие. Продолжается разработка технических регламентов на мясо птицы и продукты ее переработки, корма и кормовые добавки, материалы контактирующие с пищевой продукцией.
В настоящее время разрабатываются 11 проектов изменений в принятые технические регламенты Евразийского экономического союза на пищевую продукцию.
Кроме того, вопросы обеспечения безопасности пищевой продукции урегулированы в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), Едином перечне товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории, Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
Технические регламенты непосредственно связаны со стандартами, и к большинству технических регламентов утверждены перечни стандартов, обеспечивающие их исполнение.
Совершенствование стандартов подразумевает установления терминов и определений; гармонизации стандартов на методы контроля с международными стандартами и Директивами ЕС; введение в стандарты показателей, обеспечивающих выявление фальсифицированной продукции методами лабораторных анализов; разработки стандартов на методы испытаний, в том числе экспрессных, позволяющих выявлять фальсифицированные и опасные для здоровья продукты.
Также, необходимо отметить, что переход с 1 июля 2018 года на систему электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» должен обеспечить прослеживаемость поднадзорной продукции, повысить защищенность потребителя, обеспечить основы честной конкуренции в производстве и обороте продукции, сделать полностью прозрачными и подконтрольными действия надзорных органов.
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляется работа по выявлению несоответствий по показателям безопасности в продукции животного происхождения и кормах, проводятся исследования продукции животного происхождения и кормов на соответствие качественного состава, заявленного производителем, а также проводятся контрольно-надзорные мероприятия в области обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки.
В Российской Федерации образована сеть центров информирования и консультирования потребителей на базе территориальных органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Сформирован и ведется государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей, адресованный гражданам, органам власти, представителям бизнес-сообществ и общественных объединений.
В рамках указанного ресурса создана система быстрого оповещения «О сведениях и принимаемых мерах в отношении не соответствующей нормативным требованиям продукции», в которую в постоянном режиме поступают сведения о выявлении в обороте на территории Российской Федерации пищевой продукции, не соответствующей установленным требованиям. Указанная система позволила принимать меры реагирования одновременно во всех субъектах Российской Федерации, на территорию которых поступила опасная и недоброкачественная продукция, а также на территории которых она произведена, координировать межведомственное взаимодействие с органами внутренних дел, оперативно реагировать на факты выявления в обороте фальсифицированной продукции.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 780-р в целях развития институтов повышения качества продукции создана автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество), задачей которой является повышение качества пищевой продукции путем выработки соответствующих решений. Организацией разрабатываются повышенные требования к качеству продукции, оформлению необходимой нормативной документации, организованы закупки в розничных сетях и исследованы показатели качества отдельных видов пищевой продукции.
Вместе с тем, в сфере качества и безопасности пищевой продукции остается ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие производства пищевой продукции. Не в полной мере работает система контроля безопасности и качества сырья и пищевой продукции, существуют проблемы сырьевой базы, моральный и физический износ основных производственных фондов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, остро стоит проблема недостатка высококвалифицированных кадров. В зоне особого внимания остаются вопросы несанкционированного использования в процессе сельскохозяйственного производства лекарственных препаратов для ветеринарного применения, что может приводить к негативным последствиям для здоровья человека. Не восстановлена интегрированная система обеспечения безопасного применения пестицидов в аграрном производстве и контроля их остаточных количеств в сырье и пищевой продукции. Не менее важное значение имеют и вопросы регулирования генно-инженерной деятельности, контроля за оборотом генно-инженерно-модифицированных организмов, а также мониторинга их воздействия на человека и окружающую среду. Отсутствие аттестованных методик приводит к тому, что нет возможности должным образом проверить качество пищевой продукции.
Для успешного достижения поставленной цели повышения качества и безопасности продукции АПК представляется целесообразным принятие следующих мер:
-совершенствование законодательства, в том числе о защите прав потребителей с усилением ответственности за нарушение установленных требований, а также совершенствование правового регулирования в сфере торговой деятельности;
- внесение изменений в нормативные правовые акты в части обеспечения возможности проведения проверок предприятий, производящих и реализующих пищевую продукцию, без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- совершенствование и развитие нормативной базы в сфере требований к качеству продуктов и внедрение ее на предприятиях пищевой промышленности, нормирования характеристик качества, технологические приемы его формирования и сохранения;
- обеспечение постоянного мониторинга безопасности и качества пищевой продукции, внедрение системы контроля сырья и продукции по принципу «от поля до стола потребителя»;
- разработка системы государственного стимулирования предприятий-производителей качественной продукции для здорового питания;
- разработка технологий и создание производств выпускающих в Российской Федерации ингредиенты, добавки, закваски и бактериальные концентраты, ферментативные препараты и т. п.;
- обеспечение контроля за качеством питьевой бутилированной воды, с введением государственной регистрации на все виды упакованных вод, предусмотрев обязательное наличие эталонного образца воды источника;
- разработка и внедрение систем управления качеством продукции;
- разработка и внедрение системы оценки безопасности пищевой продукции, произведенной с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов растительного (второго и третьего поколений), животного и микробиологического происхождения;
- модернизация системы контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции и совершенствование экспертизы генетического материала.
Положительное решение этого круга вопросов позволит обеспечить повышение уровня качества и безопасности пищевой продукции на российском рынке, что внесет значительный вклад в обеспечение качества жизни граждан Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

 1. Правительству Российской Федерации:

ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов:
«О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»;
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной продукции»;
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (в части установления порядка прекращения и приостановления действия сертификатов соответствия и деклараций о соответствии и внесения изменений в единый реестр сертификатов соответствия и единый реестр деклараций о соответствии);
рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации», направленных на установление законодательного запрета на использование в названиях товаров названий, тождественных или сходных до степени смешения с придуманными названиями, установленными стандартами, за исключением продукции, выпускаемой по этим стандартам;
рассмотреть возможность внесения изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения ответственности в виде лишения права заниматься установленным видом деятельности для руководителей и учредителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих поставки некачественной и небезопасной продукции в государственные бюджетные учреждения сферы социального обеспечения;
рассмотреть возможность внести изменения в статью 38 Федерального закона «О техническом регулировании» и статью 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления требования о приостановке обращения продукции и изъятия ее из оборота во всех случаях выявления несоответствия (как по заявленным в маркировке требованиям качества, так и по безопасности);
рассмотреть возможность издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, дополняющего действующее правовое регулирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части наделения заказчиков обязанностью по проведению обязательной инструментальной экспертизы продукции с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий в целях выявления ненадлежащего качества продукции, расторжения контракта и внесения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков;
принять меры, направленные на развитие отечественного производства пищевых ингредиентов и биологически активных веществ, используемых в пищевой промышленности;
рассмотреть возможность наделения Россельхознадзора полномочиями по контролю и надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами;
проработать вопрос нормативного закрепления минимальных значений показателей качества пищевой продукции, взяв за основу указанные показатели в национальных и межгосударственных стандартах (ГОСТ);
проработать вопрос обеспечения наличия в перечнях стандартов к техническим регламентам Евразийского экономического союза, стандартов на методики, обеспечивающие контроль всех показателей, устанавливаемых техническим регламентом, а также своевременной актуализации указанных перечней;
рассмотреть возможность введения обязательной государственной регистрации технических условий и стандартов организаций;
активизировать работу по подготовке предложений по совершенствованию отдельных положений технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в сфере АПК;
проработать вопрос возможности разработки технического регламента Евразийского экономического союза на яйцо;
рассмотреть возможность актуализации требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), устанавливающих требования к пищевой продукции для детского питания, действующих государственных и межгосударственных стандартов на пищевую продукцию (технических условий) с целью повышения требований к качеству продуктов специализированного, в том числе детского питания, а также разработки технического регламента на продукцию детского питания;
рассмотреть возможность внесения изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 в части запрета использования терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования, в названии и при нанесении информации на потребительскую упаковку пищевой продукции (например термин „экологически чистый продукт“);
рассмотреть возможность внесения изменений в технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» ТР ТС 040/2016 в части установления раздельных показателей безопасности по органическому и неорганическому мышьяку в рыбе и рыбной муке с учетом международного опыта, включения в перечень стандартов, межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» ТР ЕАЭС 040/2016, а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» ТР ЕАЭС 040/2016 и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования стандарта или методики по раздельному определению уровня предельного содержания мышьяка органической и неорганической формы в рыбе и рыбной продукции;
ускорить представление в Евразийскую экономическую комиссию итогов внутригосударственного согласования по изменениям № 2 и № 6 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, изменению № 2 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» ТР ТС 033/2011;
проработать вопрос введения в технические регламенты Евразийского экономического союза пороговых значений содержания в мясной продукции мяса видов животных, не заявленных в маркировке;
обратить внимание на необходимость при разработке изменений № 3 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, в части требований к шоколаду и шоколадной продукции, учета позиции российских производителей такой продукции;
проработать вопрос об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного выдавать официальные разъяснения по применению технических регламентов Евразийского экономического союза на территории Российской Федерации, в целях единообразного применения их положений;
осуществить своевременное и в полном объеме финансирование в 2019 году и в последующие годы за счет федерального бюджета мероприятий в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также направленных на создание условий для повышения качества пищевой продукции;
обеспечить постоянный мониторинг безопасности и качества пищевой продукции, в том числе в части видового состава сырья в мясной и рыбной продукции, внедрение системы сквозного контроля сырья и продукции по принципу «от поля до стола потребителя», в том числе посредством маркировки контрольно-идентификационными знаками;
продолжить работу по созданию единой системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации, обеспечив в краткосрочной перспективе возможность введения обязательной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в отраслях с высокой долей оборота фальсифицированной пищевой продукции;
ускорить реализацию мероприятий, необходимых для создания, обеспечения функционирования и развития национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза, в том числе в части технического регулирования, применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер;
принять меры, направленные на гармонизацию нормативных правовых актов в сфере производства и оборота органической продукции с международными требованиями, в том числе ускорить работу по внесению изменений, согласованных с комиссией COROS, в межгосударственный стандарт ГОСТ 33980–2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»;
проработать вопрос внесения изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части введения единых требований к органической продукции.

 2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

ускорить подготовку изменений по организации развития потребительского рынка и защиты прав потребителей в Федеральный закон «О зерне» в части формирования системы действенного контроля и надзора за качеством и безопасностью в сфере оборота зерна, а также разработку нормативных правовых актов, устанавливающих порядки учета зерна при осуществлении поставок для государственных нужд, проведения экспертизы зерна в целях определения возможности дальнейшего использования или уничтожения, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
ускорить принятие административных регламентов Россельхознадзора по исполнению государственных функций по осуществлению государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, государственного карантинного фитосанитарного надзора, контроля за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных семян в пунктах пропуска через государственную границу России;
проработать вопрос внесения изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия в части создания механизма, стимулирующего сельхозтоваропроизводителей выращивать высококачественное зерно (сильная и ценная пшеница 1, 2 и 3 классов), а также мер по стимулированию увеличения объемов производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности и повышения ее качества, производства продукции для здорового питания;
проработать вопрос внесения в нормативные правовые акты изменений, устанавливающих, что перемещение зерна и продуктов его переработки с территории Российской Федерации на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза, а также экспорт в зарубежные страны разрешается только организациям и лицам, осуществляющим производство, переработку и (или) хранение указанной продукции, включенным в соответствующий реестр, с учетом закрепления полномочий по ведению указанного реестра за Россельхознадзором;
продолжить работу по:
разработке и принятию проекта технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности мяса птицы и продукции ее переработки»;
внесению изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части установления идентификационных признаков группы продуктов смешанного состава, производимых с использованием молока и заменителей молочного жира, массовая доля которых в жировой части готового продукта составляет 50,0 процентов и более;
актуализации требований к маркировке продуктов убоя и мясной продукции в части определения содержания питательных веществ в продукте и указания пищевой ценности в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» ТР ТС 034/2013;
исключению показателя «перекисное число» из показателей безопасности пищевой масложировой продукции для соусов на основе растительных масел, майонезов, соусов майонезных, кремов на растительных маслах, содержащихся в техническом регламенте Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию»;
уточнению понятий (терминов) «спред» и «смесь топленая», содержащиеся в техническом регламенте Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» ТР ТС 024/2011 в части регулирования использования «заменителей молочного жира» (ЗМЖ) в перечне применяемого сырья;
проработать вопрос организации учета производителей муки в Российской Федерации.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации:

ускорить внесение в Правительство Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» в части наделения органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов полномочиями по принятию решений о признании недействительными документов об обязательном подтверждении соответствия продукции;
рассмотреть возможность подготовки проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрев проведение внеплановых проверок без предупреждения владельцев продукции, введения правовых механизмов, направленных на предотвращение недопустимых рисков в сфере производства и реализации пищевой продукции для здоровья населения, а также включение государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза в число видов контроля, при осуществлении которых не применяются положения указанного федерального закона, устанавливающий порядок организации и проведения проверок.

 4. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

активизировать работу, направленную на совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки инженерных и рабочих кадров для пищевой и перерабатывающей промышленности, кадров в области технического регулирования, систем менеджмента качества и безопасности продукции агропромышленного комплекса, обеспечить разработку новых образовательных технологий и программ по нутрициологии, диетологии и пищевой биотехнологии для системы высшего и дополнительного профессионального образования;
проработать вопрос разработки отраслевыми научным организациями критериев фальсификации сельскохозяйственной и пищевой продукции и методов их выявления;
рассмотреть возможность разработки новых методов обнаружения, идентификации и количественного определения генно-модифицированных объектов, включая генно-модифицированные микроорганизмы, основанных на технологиях ДНК-секвенирования, в продовольственном сырье, пищевых продуктах и ингредиентах, а также разработки системы оценки безопасности генно-модифицированных организмов и продукции, полученной с их использованием, в том числе на основе генно-модифицированных микроорганизмов.

 5. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти:

совместно с федеральными органами исполнительной власти, ОАО «РЖД» и Ассоциацией операторов рефрижераторного подвижного состава принять меры по доработке проекта Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов с целью приведения их в соответствие с действующей законодательной базой, регулирующей перевозку пищевой продукции, в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов Евразийского экономического союза.

 6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

рассмотреть возможность ужесточения требований к разработке, согласованию и утверждению технических условий, стандартов организаций на пищевую продукцию, в целях устранения причин и условий, способствующих введению потребителя в заблуждение рассмотреть возможность установления запрета на установление нормативов в отсутствии методов их контроля в нормативных правовых актах в сфере технического регулирования.

 7. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

проработать вопрос внесения изменений в Положение о Службе в части уточнения полномочий по осуществлению надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов;
рассмотреть возможность внесения изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011в части гармонизации показателей допустимого содержания антибиотиков тетрациклиновой группы в пищевой продукции с показателями технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» ТР ТС 034/2013 и Единых санитарно-эпидемиологических требований, а также нормирования в мясной продукции противомикробных средств групп нитрофуранов, хинолонов и кокцидиостатиков;
рассмотреть возможность внесения изменений в технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» ТР ЕАЭС 044/2017 в части исключения возможности при помощи маркировки вводить в заблуждение потребителя относительно природного происхождения воды (например, указания на этикетке слово «Nature» и его аналогов);
рассмотреть возможность актуализации требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), в части установления требований к качеству к пищевой продукции для детского питания;
рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты в части исключения возможности введения в заблуждение потребителей в связи с использованием в придуманных названиях продукции незарегистрированных наименований мест происхождения товара (например, алтайский мед, кубанский рис и т. д.), а также недостоверного указания в придуманных названиях продукции на ее происхождение (яйца от кур свободного выгула, подснежниковый мед, бамбуковые ткани, морская соль и т. д.) предусмотрев их использования в маркировке (в придуманных названиях) при обязательном документальном подтверждении указанных свойств продукции;
ускорить разработку нормативных правовых актов и нормативных документов, предусмотренных планом мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р, в том числе:
 изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
проекта федерального закона, направленного на закрепление принципа ответственности изготовителя (исполнителя, продавца и лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям качества, в зависимости от степени его вины;
ведомственных актов в части установления идентификационных критериев (маркеров) пищевой продукции для целей выявления фальсификации, аналитических методов выявления фальсификации пищевой продукции;
усилить контроль рыбы и рыбной продукции при реализации в розничной торговле в части соблюдения требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» по содержанию глазури и указанию видового названия рыбы в маркировке готовой продукции.

 8. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

разработать комплекс мер направленных на повышение качества и безопасности пищевой продукции, производимой и(или) реализуемой на территории субъекта Российской Федерации, а также закупаемой для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
принять в рамках полномочий, определенных статьей 421 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», дополнительные меры.