«Круглые столы»

«Научное и кадровое обеспечение лесопромышленного комплекса. Проблемы и пути их решения»

Рекомендации

Заслушав информацию по вопросу «Научное и кадровое обеспечение лесопромышленного комплекса. Проблемы и пути их решения», участники «круглого стола» отмечают следующее.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 года поставлены задачи обеспечить: опережающий темп роста производительности труда на основе новых технологий и цифровизации, формирование конкурентоспособных отраслей, увеличение несырьевого экспорта, улучшение делового климата, увеличение роста объема инвестиций; снятие инфраструктурных ограничений развития экономики, раскрытия потенциала регионов; подготовку современных кадров, создание мощной научно-технологической базы.
Достижение показателей, предусмотренных Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 № 1989-р, увеличение вклада лесного комплекса в валовый внутренний продукт до 1 процента, рост численности персонала, занятого в лесном комплексе до 820 тыс. человек, налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации до 189 млрд. рублей требует значительного повышения эффективности лесного хозяйства и лесной промышленности.
В настоящее время имеется существенный разрыв единого инновационного цикла в лесопромышленном комплексе – от подготовки кадров для исследовательской деятельности до внедрения инноваций в производство, утеряна экспериментальная и испытательная база, на производствах используется устаревшее оборудование с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. Снижение качества научного обеспечения развития лесной отрасли связано с сокращением численности научных работников лесных научно-исследовательских институтов, старением кадрового потенциала.
Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий лесопромышленного комплекса должен являться выход Российской Федерации к 2030 году на мировой уровень исследований и разработок по направлениям, определенным национальными научно — технологическими программами.
Главными задачами для достижения стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий должны быть:
повышение эффективности государственного участия в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий необходимых для обеспечения жизнедеятельности лесного комплекса;
активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере;
обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации.
Низкая кадровая обеспеченность – основная проблема развития лесной отрасли. По данным субъектов Российской Федерации прогнозная потребность в кадрах лесного профиля составляет порядка 3 тыс. человек в год. При этом около 8 тыс. руководителей и специалистов лесного хозяйства, имеющих непрофильное образование, нуждаются в повышении квалификации и переподготовке.
Проблемы с укомплектованием штатной численности работников возникают в связи с низкой заработной платой и отсутствием жилья для выпускников «лесных» вузов, колледжей и техникумов.
Решение вопроса привлечения новых кадров в лесную отрасль неразрывно связано с повышением уровня заработной платы и социальной поддержки работников. Вместе с тем субвенции, которые предоставляются из федерального бюджета на обеспечение переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, не предполагают расходов на указанные цели.
Для решения данных проблем на федеральном уровне необходимо разработать и утвердить комплекс мер, предусматривающих:
создание распределенного научно-образовательного лесного центра, включающего лесные ВУЗы, академические и отраслевые НИИ в различных регионах страны;
утверждение нормативов затрат, обеспечивающих среднюю заработную плату государственных лесных инспекторов, лесничих не ниже уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему субъекту Российской Федерации, а также затрат на осуществление лесной охраны и её материальное обеспечение;
разработку и утверждение единой программы поддержки молодых специалистов, содержащей гарантии трудоустройства выпускникам лесных образовательных учреждений и социальную поддержку;
финансирование деятельности школьных лесничеств, в том числе организации массовых мероприятий.
Одной из основных проблем подготовки кадров для лесной отрасли, является недостаточная связь образования и вузовской науки с практикой. Её решение заключается в интеграции образования, науки и практики с использованием следующих механизмов:
взаимодействие вузов с предприятиями и организациями отрасли в части предоставления студентам баз для прохождения практик;
участие представителей работодателей в образовательном процессе для преподавания специальных дисциплин в рамках как основного, так и дополнительного (повышение квалификации работников отрасли) образования, в работе государственных экзаменационных комиссий, а также в качестве руководителей практик студентов, в том числе преддипломной практики;
участие представителей работодателей в образовательном процессе непосредственно: в разработке учебных планов, рабочих программ по дисциплинам, подготовке учебных и методических пособий, разработке и внедрении новых технологий обучения, руководство учебно-исследовательской работой студентов;
выполнение вузом хоздоговорных научных работ по актуальным для предприятий и организациями отрасли темам — как прикладным, так и фундаментальным.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

1. Правительству Российской Федерации рассмотреть предложения:

разработать новые механизмы финансирования научно -исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию машин, оборудования и технологий в лесном комплексе;
разработать государственную программу развития лесного машиностроения на период до 2030 года;
разработать государственную программу по созданию новых материалов с высокой добавленной стоимостью (биокомпозитов, пластиков, наноцеллюлозных материалов, биоэтанола, ксантана, армирующих материалов, сверхпоглотителей и т.д) из древесного сырья методами биотехнологий до 2030 года;
разработать государственную программу по разработке оборудования и технологий по переработке отходов лесозаготовительной и деревоперерабатывающей промышленности;
о создании «Государственного научного центра лесного комплекса» с опытным производством и испытательными полигонами для создания опытных образцом машин, оборудования и технологий для лесного комплекса;
по отчислению не менее 5% от стоимости платы за древесину на корню для целевого использования при проведении НИОКР по созданию машин, оборудования и технологий для лесного комплекса;
разработать предложения по совершенствованию тарифного и нетарифного регулирования импорта лесной техники;
о финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в следующих направлениях: разработка и производство высокотехнологичных гусеничных лесозаготовительных машин с автоматической трансмиссией; разработка и организация производства гусеничных машин легкого класса с электромеханической трансмиссией и технологическим оборудованием для лесохозяйственных работ; разработка новых материалов из древесной биомассы; разработка и производство наноматериалов из целлюлозосодержащего сырья; разработка технологий и оборудования для переработки биомассы древесины методами биотехнологий; разработка оборудования для переработки отходов лесозаготовки и деревопереработки;
разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий вопросы принятия субъектами Российской Федерации региональных программ деревянного домостроения для обеспечения жильем молодых специалистов, приезжающих работать в сельскую местность;
включить в Перечень критических технологий Российской Федерации раздел «Технологии переработки и воспроизводства лесных ресурсов»;
включить в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, индикаторов строительства на селе деревянных домов, укомплектования их мебелью из древесины отечественного производства, а также строительства объектов социально-культурного назначения из древесного сырья;
об организации инновационного научного центра лесопромышленного комплекса с опытным производством и испытательным полигоном на базе имущественного комплекса, в том числе земельного участка, Акционерного общества «Государственный научный центр лесопромышленного комплекса» для создания опытных образцов лесных машин, оборудования и технологий по глубокой переработке древесного сырья с выделением необходимых финансовых средств из федерального бюджета;
о поддержке развития созданного центра компетенций в лесной отрасли (центра опережающего развития, инжинирингового центр) на базе Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана при участии Минприроды России, Минпромторга России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, включая научные, технологические, мониторинговые, демонстрационные и сертификационные центры;
о передаче полномочия по осуществлению подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров всех уровней для лесного хозяйства органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть предложения:

рассмотреть и утвердить интегрированную программу лесной науки и лесного образования (комплексного плана научных исследований – КПНИ ЛЕС), которая нацелена на: инновационное развитие основных направлений лесной отрасли, создающих основу лесной биоэкономики: лесное хозяйство, целлюлоза и бумага, деревянное домостроение, деревообработка и мебель, биоэнергетика;
о создании современной научной и образовательной инфраструктуры коллективного пользования, включающей: опытные производства и испытательные полигоны, учебно-опытные лесные хозяйства и ботанические сады, сети научного лесного мониторинга и лесных стационаров, создание современной научной и образовательной инфраструктуры коллективного пользования: опытные производства и испытательные полигоны, учебно-опытные лесные хозяйства и ботанические сады, сети научного лесного мониторинга и лесных стационаров, распределенные дата-центры и центры по информационным ресурсам для сбора, хранения и обработки больших данных; распределенные лабораторные центры, информационные порталы;
о создании на основе интегрированной программы развития лесной науки и образования распределенного научно-образовательного лесного центра, включающего лесные ВУЗы, академические и отраслевые НИИ в различных регионах страны;
о включении Министерства науки и высшего образования в состав участников государственной программы «Развитие лесного хозяйства до 2030 года»;
о дополнении проекта государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» лесным разделом и включении Федерального агентства лесного хозяйства в состав участников данной программы;
о выделении ежегодных грантов на издание современных базовых учебников по дисциплинам лесного профиля на основании утвержденных планов;
совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ускорить процессы разработки, согласования и утверждения профессиональных стандартов и примерных основных образовательных программ в области лесного дела;
о включении в федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы по лесным направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры обязательных требований по наличию учебно-опытных лесных хозяйств в образовательных организациях, осуществляющих подготовку по соответствующим направлениям;
восстановить ранее существовавший порядок предоставления вузам субсидии на обеспечение содержания учебно-опытных лесных хозяйств и ботанических садов, выполняющих специфические функции, в том числе на развитие материально-технической базы данных объектов и повышение уровня подготовки лесных специалистов;
предоставление прав университетам по корректировке образовательных программ с учетом участия студентов и преподавателей в корпоративных образовательных проектах крупных холдинговых лесопромышленных структур;
распределять бюджетные места между университетами, осуществляющими подготовку бакалавров и магистров по направлению «Лесное дело», в соответствии с утвержденными критериями.

3. Министерству просвещения Российской Федерации рассмотреть предложение разработать и утвердить систему мер по финансовой поддержке дополнительного школьного образования по программе «Школьные лесничества» для профессиональной ориентации молодежи на лесные специальности.

4. Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть предложения:

о выделении из федерального бюджета средств субвенций на увеличение численности государственных лесных инспекторов, их переподготовку (повышение квалификации) и материально-техническое оснащение;
совместно с высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить доведение уровня средней заработной платы работников государственных учреждений лесного хозяйства (лесничеств и лесопарков) субъектов Российской Федерации до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации

5. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации рассмотреть возможность разработки единой программы финансовой поддержки молодых специалистов лесной отрасли за счет бюджетов соответствующих уровней с внесением необходимых корректив в состав целевой группы, отнесенной к сфере реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан».

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации рассмотреть предложения:

разработать и внедрить механизм постоянного мониторинга кадровой обеспеченности предприятий и организаций лесной отрасли, не подведомственных Рослесхозу, уделив особое внимание мониторингу кадровой обеспеченности при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
дополнить «Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» в части обязательного обоснования кадрового обеспечения их реализации, предусмотрев возможность участия инвесторов в реализации целевого обучения по образовательным программам высшего образования;

7. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть предложения:

о включении показателя уровня финансирования научных исследований в области охраны, защиты и воспроизводства лесов в критерии оценки эффективности исполнения переданных полномочий субъектами Российской Федерации в области лесных отношений;
о включении показателя количества абитуриентов, направленных на целевое обучение по различным формам и уровням образования в соответствии с текущей и перспективной потребностью отрасли региона, в критерии оценки эффективности исполнения переданных полномочий субъектами Российской Федерации в области лесных отношений;
оказать содействие в упрощении процедуры передачи участков лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления научно-исследовательской, опытно-конструкторской и образовательной деятельности;
о выделении отдельной строкой субсидий для проведения лесохозяйственных мероприятий на землях государственного лесного фонда в учебно-опытных лесных хозяйствах;
при разработке новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации предусмотреть возможность распоряжения заготовленной древесиной в университетских учебно-опытных лесных хозяйствах в объеме всей расчетной лесосеки лесничества и направления дохода от ее реализации на развитие материально-технической базы учебно-опытного хозяйства, разработку новых технологий и совершенствование подготовки и переподготовки лесных специалистов;
разработать и внедрить механизм постоянного мониторинга кадровой обеспеченности региональных органов управления лесами и подведомственных им учреждений с учетом соответствия штатов и фактического количества, возрастной структуры, наличия профильного образования, кадрового резерва;
совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, разработать механизм стимулирования привлечения лесопользователей к финансированию научно-исследовательских работ в области охраны, защиты и воспроизводства лесов.

7. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства:

подготовить предложения по критериям распределения бюджетных мест при подготовке бакалавров и магистров по направлению «Лесное дело» по университетам в зависимости от качества образования и профилей подготовки;
создать условия для прохождения повышения квалификации преподавателями университетов и учебно-производственной практики студентов, на рабочих местах в органах государственной власти и подведомственных организациях;
подготовить предложения для Министерства науки и высшего образования Российской Федерации для подготовки и издания базовых учебников по лесным дисциплинам через выделение соответствующих грантов;
подготовить предложения по нормативному обеспечению обязательной аттестации руководителей органов государственной власти в сфере лесных отношений и занятию этих должностей в системе кадрового резерва.

8. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

рассмотреть возможность при организации повышения квалификации и переподготовки кадров учесть необходимость обучения по программе дополнительного профессионального образования «Государственный лесной инспектор» лиц, осуществляющих государственный лесной контроль (надзор);
рассмотреть предложение предусмотреть в стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации разделы, формирующие реальную потребность в кадрах для лесного комплекса.