РЕКОМЕНДАЦИИ
Рассмотрев актуальные вопросы развития системы обращения с отходами производства и потребления, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Основным законодательным актом в области обращения с отходами производства и потребления является Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), в котором специальное регулирование установлено в отношении твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), отходов от использования товаров и упаковки, отходов I и II классов опасности.
По данным Минприроды России в Российской Федерации в 2022 году образовано свыше 9 мдрд. тонн отходов производства и потребления. За период с 2013 г. по 2022 г. совокупная масса отходов увеличилась в 1,7 раза[1].
Перед органами государственной власти стоит задача исполнения Национальной цели в части формирования экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100% объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50% таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25% отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья.
При охвате населения платежами за коммунальную услугу по обращению с ТКО — 98% и собираемости платежей в целом по стране — 95,5% в 2023 году, работа исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональные операторы) в ряде субъектов Российской Федерации вызывает обоснованные нарекания граждан.
В некоторых субъектах Российской Федерации не обеспечена надлежащая реализация федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».
Имеются
проблемы, негативно влияющие на развитие системы обращения
с отходами производства и потребления и требующие выработки решений:
дефицит средств у органов местного самоуправления для создания контейнерных площадок и связанного с этим отсутствие необходимого количества контейнерных площадок;
ненадлежащее состояние контейнерных площадок;
отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации достоверной информации о количестве образования ТКО;
отсутствие действенного механизма привлечения к ответственности недобросовестного регионального оператора;
недостаточность инфраструктуры по обращению с отходами производства и потребления;
неурегулированность вопроса ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на нераспределенных землях;
отсутствие у региональных операторов достоверных данных об отходообразователях — юридических лицах и индивидуальных предпринимателях;
Одновременно в целях усовершенствования отрасли требуют дополнительной проработки следующие вопросы:
регулирование
обращения с отдельными видами отходов, в том числе
III-IV классов опасности и медицинских отходов;
отсутствие особенностей организации деятельности в области обращения с ТКО на труднодоступных территориях;
недостаточность внедрения раздельного сбора отходов;
отсутствие особых требований к обращению с отходами III класса опасности, схожих по компонентному составу с отходами I и II классов опасности, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья человека;
дополнение
перечня отходов, содержащих в своем составе стойкие органические загрязнители,
а также компоненты, обладающие опасными свойствами, которые не могут быть
отнесены к побочной продукции отходов
I и II классов опасности;
превышение мусоровозами обязательных требований по нагрузке на ось;
необходимость обеспечения использования мест (площадок) накопления ТКО юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в частности, в случае, если такие лица не имеют собственных мест (площадок) накопления ТКО, проработать вопрос финансирования расходов на строительство и эксплуатацию мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых иными лицами.
Таким
образом, несмотря на существенное развитие законодательной базы, требуется
совершенствование регулирования в сфере обращения
с отходами производства и потребления.
Учитывая изложенное, участники мероприятия предлагают:
1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в первоочередном порядке проекты федеральных законов:
№ 365183–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами»;
№ 120890–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в части организации обращения с ТКО на труднодоступных территориях).
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть предложения:
2.1. О внесении изменений в Федеральный закон № 89-ФЗ в части установления обязательной передачи отходов, образующихся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобных по составу ТКО, региональным операторам.
2.2. В целях совершенствования правового регулирования вопросов создания и ведения реестров мест (площадок) накопления ТКО, повышения качества и полноты содержащихся в них сведений:
закрепить обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по своевременному предоставлению сведений о местах (площадках) накопления ТКО в органы местного самоуправления для включения их в реестр, входящий в состав ФГИС УТКО;
утвердить Единую форму реестра мест (площадок) накопления ТКО в рамках ФГИС УТКО, установить последовательность внесения в них требуемых сведений на каждом уровне местного самоуправления и далее в уполномоченном органе.
2.3. Об обеспечении использования мест (площадок) накопления ТКО юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в частности, в случае, если такие лица не имеют собственных мест (площадок) накопления ТКО, проработать вопрос финансирования расходов на строительство и эксплуатацию мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых иными лицами.
2.4. Установить в качестве единого источника информации о ТКО, в том числе статистических данных, федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов.
2.5 Установить государственное регулирование цен (тарифов) на деятельность по утилизации ТКО путем компостирования с включением соответствующих расходов в единый тариф регионального оператора.
2.6. Проработать вопрос об установлении административной ответственности за остановку или стоянку транспортных средств, создание иных препятствий на территории, прилегающей к месту накопления ТКО, повлекших создание препятствий вывозу ТКО, исключающих возможность загрузки мусоровозом ТКО из бункеров и контейнеров, а также за ненадлежащее состояние дорог (улично-дорожной сети), препятствующее подъезду спецтехники к месту накопления ТКО.
2.7. Рассмотреть вопрос о предельной нагрузке на ось для отдельных категорий транспортных средств, предусмотренные статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на специализированные транспортные средства, которые используются для транспортирования ТКО при оказании услуг потребителям.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
3.1. Разработать и утвердить комплекс мер (»дорожную карту») по решению проблемных вопросов в сфере обращения с ТКО и совершенствованию регулирования в отношении иных видов отходов.
3.2. Обеспечить внесение в Государственную Думу в 2024 году проекта федерального закона, подготовленного Минприроды России и направленного на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 № 27-П, обратив особое внимание на необходимость решения вопроса об источниках финансового обеспечения ликвидации мест несанкционированного размещения отходов на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и неразграниченной государственной собственности, а также достаточности таких средств.
3.3. Рассмотреть предложения Московской области:
3.3.1. Предусмотреть административную ответственность за нарушение графика вывоза ТКО с возможностью привлечения к ответственности в упрощенном порядке на основании данных средств автоматической фиксации.
3.3.2. Наделить должностных лиц органов регионального государственного экологического контроля (надзора) полномочиями по выдаче предписаний об устранении нарушений в области обращения с отходами, выявленных в ходе выездного обследования.
3.4. Обеспечить ускорение интеграции федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности с информационными системами Минпромторга России, Минприроды России и иных федеральных органов исполнительной власти, а также государственных корпораций и публично-правовых компаний, обеспечивающих реализацию мероприятий федеральных проектов в составе национального проекта «Экология», в целях снижения нагрузки на организации отрасли обращения с отходами I и II классов опасности путем исключения ввода дублирующих данных.
4. Рекомендовать Минприроды России совместно с ППК «Российский экологический оператор» при участии ФАС России подготовить законодательные предложения в части:
обеспечения организации работы по вывозу всех отходов с контейнерной площадки;
совершенствования механизма создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, в том числе расширения источников финансирования, направленного на устранение дефицита контейнерных площадок и улучшения их санитарного состояния;
стимулирования создания специальных площадок для сбора отходов, образующихся у населения, и не относящихся к ТКО (шины, строительные отходы и пр.).
5. Рекомендовать Минприроды России совместно с ППК «Российский экологический оператор»:
5.1. Рассмотреть возможность отнесения растительных отходов, образующихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками на придомовой территории, к ТКО.
5.2. Рассмотреть вопрос о совершенствовании порядка формирования Федерального классификационного каталога отходов, в том числе в части отнесения отходов к твердым коммунальным отходам.
6. Рекомендовать Минприроды России:
6.1. Проанализировать ход и результаты реализации мероприятий по реформированию системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обратив особое внимание на эксплуатацию свалок, которые без согласования с уполномоченными органами включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъектов Российской Федерации и территориальную схему.
6.2. Проработать вопрос целесообразности определения ответственным за организацию обращения с отходами III класса опасности, схожих по компонентному составу с отходами I и II классов опасности, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья человека, федерального экологического оператора.
6.3. Проработать возможность установления запрета на отнесение к побочной продукции отходов I и II классов опасности.
7. Рекомендовать Минстрою России совместно с Минприроды России, Минцифры России и ППК «Российский экологический оператор» проработать вопрос шифрования персональных данных о потребителях с использованием QR-кодов или других технологий для заключения договоров и выставления платежных документов.
8. Рекомендовать ППК «Российский экологический оператор создать Федеральный штаб по решению проблемных вопросов в сфере обращения с ТКО, подготовить предложения по структуре и формату его работы.
9. Рекомендовать уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственным за обращение с твердыми коммунальными отходами:
9.1. Не допускать недостижения плановых значений показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».
9.2. Обеспечить ликвидацию дефицита объектов размещения ТКО в срок до 1 января 2026 года.
9.3. Усилить контроль за исполнением пункта 1 перечня поручений Президента Российской от 08.07.2023 № Пр-1364, в частности, синхронизировать данные по образованию и обращению с твердыми коммунальными отходами в форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления», утвержденной приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 и государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
9.4. Проанализировать исполнение органами местного самоуправления, отходообразователями, собственниками объектов обращения с ТКО установленных требований в части создания, обустройства, и содержания контейнерных площадок, а также проработать порядок определения унифицированных нормативных требований к составу работ по строительству и содержанию контейнерных площадок. Результаты анализа представить в Минстрой России и Минприроды России.
[1] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году».