Парламентские слушания

«Проблемы развития Нечерноземья и возрождение льноводства в Российской Федерации»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «Проблемы развития Нечерноземья и возрождение льноводства в Российской Федерации», участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Природно-климатические условия Нечерноземной зоны Российской Федерации являются исключительно благоприятными для возделывания льна, и именно здесь было сосредоточено их производство в прошлом. С распадом СССР и прекращением действовавшей в РСФСР целевой программы по Нечерноземью 32 субъекта Российской Федерации, в которых проживает более 60 млн человек, оказались в сложном социально-экономическом и демографическом положении, что привело к серьезным перекосами неравномерности пространственного развития страны.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[1], поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года, поручений Президента Российской Федерации[2] по исполнению задачи «организовать ежегодное наращивание объемов производства отечественного льна и льноволокна для обеспечения в среднесрочной перспективе стратегических потребностей государства», поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания «О мерах по развитию сельского хозяйства в Центральном Нечерноземье», состоявшегося 28 июля 2016 года, необходимо обеспечить приоритет развитию Нечерноземья в системе государственной политики.

Стоит отметить, понятие «Нечерноземная зона Российской Федерации» и перечень субъектов Российской Федерации, территории которых входят в указанную зону, не закреплены в нормативных правовых актах. В настоящее время действуют документы стратегического планирования, направленные на гармоничное развитие территорий, в том числе Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года[3] (далее – Стратегия). В ней, в частности, определено, что повышение конкурентоспособности экономики сельских территорий происходит «путем продвижения уникальных локальных брендов, содействия развитию потребительской, кредитной и иных форм кооперации, фермерства, повышения доступности для малых и средних товаропроизводителей рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержки развития специализированной инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, внедрения технологий и оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья». Вместе с тем в Стратегии должно найти свое отражение развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры села, перспективная экономическая специализация регионов Нечерноземья, которую необходимо развивать в будущем, а именно льноводство, животноводство, картофелеводство и овощеводство.

Восстановление и развитие масштабного производства льняного сырья положительно отразится на социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Нечерноземной зоны Российской Федерации и придаст дополнительный импульс устойчивому развитию сельских территорий.

В странах с умеренным климатом лен-долгунец является одной из важнейших технических культур. При ее возделывании получают одновременно несколько ценных видов продукции – волокно, семена и костру. Льняное волокно является для нашей страны одним из основных источников натурального волокнистого сырья, обладающего уникальными свойствами, что позволяет использовать его в текстильной, легкой, пищевой, лакокрасочной, химической промышленности, производстве продукции оборонного значения и медицине.

С начала 1990-х годов посевы льна-долгунца стремительно сокращались. Только за последние 10 лет производство льняных и полульняных тканей сократилось более чем в 6 раз — с 157 млн. кв. м в 2003 г. до 24 млн. кв. м в 2018 году. Одной из причин снижения объемов производства льна является замещение продукции отечественной льняной текстильной промышленности более дешевыми импортными аналогами на основе синтетических волокон и вытеснения России с мирового рынка льняной продукции, в том числе в результате вступления Китая в ВТО. На долю синтетических волокон сегодня приходится 60% объема потребления волокна, на лен – всего около 1%[4]. Мировой рынок льняной продукции оценивается на уровне 2,2 млрд долларов США в год. Доля России на этом рынке – 0,5%. Наибольшие объемы посевных площадей и производства льноволокна приходятся на Францию, где выращиваются около 100 тыс. га и производится более 200 тыс. тонн льноволокна. При этом во Франции на 1 гектар льна субсидии составляют порядка 500–800 евро, для сравнения в России – всего 10 тысяч рублей.

В 2019 году посевная площадь льна-долгунца в Российской Федерации[5] составила 50,6 тыс. га, что на 6,1 тыс. га больше, чем в 2018 году. Наибольшие площади в 2019 году были засеяны льном-долгунцом: в Омской области – 5,1 тыс. га, Тверской области – 5 тыс. га, Смоленской области – 4,8 тыс. га, Вологодской области – 4,7 тыс. га, Нижегородской области – 4,5 тыс. га Алтайском крае – 4,3 тыс. га, Удмуртской Республике – 4,1 тыс. га. К возделыванию льна-долгунца вернулись в Ивановской области и в Республике Марий Эл.

Развитию льноводства и глубокой переработки льна в нашей стране препятствуют нехватка устойчивых рынков сбыта продукции из льна и практически полное отсутствие современных высокотехнологичных перерабатывающих мощностей, специализированных средств механизации. Отсутствие необходимой техники привело к тому, что в ряде субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Нечерноземной зоны Российской Федерации, сельскохозяйственные товаропроизводители либо полностью отказались от производства и переработки льна, либо сократили их объемы до минимума. Подобная картина характерна для Ивановской, Кировской областей, Удмуртской Республики. Возможности технического переоснащения серьезно сдерживаются относительно невысокой доходностью льноводства. Рентабельность производства льна в среднем колеблется от плюс 5 процентов до минус 10 процентов. С учетом субсидий она может достигать 16–18 процентов, что позволяет отрасли выживать, но не развиваться[6].

Серьезными проблемами также являются дефицит квалифицированных кадров и кризис в сфере подготовки специалистов для предприятий льняного комплекса Российской Федерации. Например, в Костромском государственном университете закрываются инженерно-технологические направления по льнопрядению и льноткачеству, переработке льнотресты и производства новых материалов из льняного волокна.

Вместе с тем, в ближайшем будущем следует ожидать существенный рост потребления и, соответственно, спроса, на льняное сырье, что связано с расширением сферы его использования, в том числе в качестве заменителя хлопка при производстве порохов, бумаги, в производстве композиционных материалов для авиа- и автомобилестроения, строительных материалов и так далее. Ежегодная потребность внутреннего рынка оценивается экспертами в 450 тыс. тонн льняного волокна.

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия[7] предусмотрен ряд мер государственного стимулирования производства льна-долгунца:

— предоставление льготных краткосрочных кредитов;

— предоставление льготных инвестиционных кредитов;

— возмещение части затрат на создание и модернизацию объектов

льноводства (зданий, складских помещений, оборудования);

— субсидирование в рамках «несвязанной поддержки» по ставке 10 тыс. рублей на 1 га посевной площади;

— субсидирование в рамках «единой» субсидии на производство 1 тонны льноволокна;

— предоставление скидки на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» в части дополнения перечня сельскохозяйственной техники и оборудования специализированной техникой для льноводства).

Для развития отрасли требуется комплексный подход и серьезная государственная поддержка. Усилия должны быть направлены, прежде всего, на модернизацию и обновление материально-технической базы профильных предприятий, которые были построены еще в прошлом веке. Необходимо развивать новые направления использования льняного сырья.

В целях синхронизации по задачам, срокам и финансовым ресурсам мероприятий государственных программ в области развития легкой промышленности и ее сырьевой базы Минпромторгом России совместно с Минсельхозом России разработана комплексная программа поддержки производства изделий из льна, которая в настоящее время проходит процедуру межведомственного согласования. Указанная программа позволит снизить зависимость российских текстильных производителей от хлопкового сырья без удорожания конечной стоимости выпускаемой продукции и будет являться стимулом для развития сельскохозяйственного производства и увеличения посевов льна-долгунца. Комплексная программа предусматривает мероприятия по субсидированию 30% стоимости смесовых тканей российского производства из котонизированного льна и хлопкового волокна, предназначенных для изготовления готовой льносодержащей продукции на текстильных предприятиях в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, участники парламентских слушаний считают целесообразным рекомендовать:

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

— рассмотреть возможность формирования рабочей группы по проблемам развития Нечерноземья и возрождения льноводства в Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации:

— разработать и принять программу «Комплексное развитие и реконструкция Нечерноземья», увязанной со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, с государственной программой Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия[8];

— обеспечить создание всероссийского центра подготовки и повышения квалификации кадров для предприятий льняного комплекса Российской Федерации;

— возложить на Министерство экономического развития Российской Федерации полномочия по координации деятельности по развитию льняного комплекса Российской Федерации;

—включить в перечень перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, прилагаемый к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, льноводства для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Нечерноземной зоны Российской Федерации;

— разработать комплексную научно-техническую программу развития Нечерноземья, предусмотрев в ней, в том числе меры по развитию льняного комплекса Российской Федерации;

— провести анализ эффективности мер государственной поддержки льняного комплекса Российской Федерации в решении задач стимулирования производства, переработки льна и реализации готовой продукции на внутреннем и внешнем рынках с подготовкой предложений по совершенствованию указанных мер;

— рассмотреть возможность использования механизма госзаказа в целях обеспечения устойчивого спроса на льняную продукцию;

— разработать план поэтапного сокращения использования традиционных полимеров при производстве упаковки для розничной торговли, не соответствующей утилизации путем биологического разложения, предусматривающий замену традиционной полимерной упаковки, на биополимерную, производимую в том числе из отходов производства льна;

— осуществить дифференциацию мер государственной поддержки на основе специализации субъектов Российской Федерации и выравнивания конкурентных условий производства сельскохозяйственной продукции, в том числе в части сохранения повышающих коэффициентов существующих мер государственной поддержки территорий Центрального Нечерноземья;

— рассмотреть вопрос о целесообразности введения в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» дифференцированного подхода к предоставлению мер государственной поддержки устойчивого развития сельских территорий в зависимости от доступа к природным ресурсам, природно-климатических условий и других особенностей отдельных субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Нечерноземной зоны;

— ускорить разработку и принятие комплексной программы поддержки производства изделий из льна, предусмотрев в ней возможность субсидирования части затрат льноперерабатывающих предприятий на приобретение техники и оборудования, а также частичной компенсации их капитальных затрат на реновацию и развитие производства;

— рассмотреть возможность софинансирования из федерального бюджета работ по проектированию объектов капитального строительства для последующего участия в государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», а также предоставления ежегодной квоты реализации проектов Центрального Нечерноземья в рамках указанной программы и (или) проведения специального зонального конкурса;

— рассмотреть возможность разработки проекта федерального закона «О генетических ресурсах растений», включив в него вопросы охраны, хранения и использования генетических ресурсов сельскохозяйственных культур, в том числе льна…

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

— ускорить внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона «О семеноводстве»;

— активизировать работу по стимулированию введения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения для их дальнейшего использования под посевы льна-долгунца;

— обеспечить восстановление структуры посевов в субъектов Российской Федерации, ранее специализировавшихся на выращивании лубяных культур, включающей в обязательном порядке три базовых направления – кормовые культуры, овощи и лен-долгунец;

— разработать комплекс мер по обеспечению качественными семенами льноводческих предприятий, в том числе предусмотреть создание и оснащение необходимыми техническими средствами сети льносемстанций, обеспечивающих тиражирование и коммерциализацию отечественных селекционных достижений;

— разработать комплекс мер по привлечению и закреплению кадров в льноводческом производстве;

— организовать проведение научно-исследовательских работ по выведению новых высокоурожайных сортов льна-долгунца и их своевременной регистрации.

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

— рассмотреть возможность субсидирования закупки сельскохозяйственного сырья для легкой промышленности;

— обеспечить привлечение стратегических инвесторов в имеющиеся и вновь создаваемые производства по переработке льняного сырья;

— разработать Программу проведения научно-исследовательских работ, направленных на разработку современных технологий глубокой переработки льна для получения биополимерных материалов и Программу организации и поддержки производств, направленных на создание инновационных биополимерных материалов, производимых из отходов производства льна.

Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

— предусмотреть создание в учреждениях высшего образования, готовящих кадры для льняной отрасли текстильной промышленности специализированных кафедр первичной и глубокой переработки льняных волокон и других лубяных культур и разработать соответствующие образовательные программы;

— предусмотреть создание основных образовательных программ для подготовки кадров по глубокой механической и химической технологии переработки льна для текстильных и биополимерных материалов.

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации:

— рассмотреть возможность оснащения научных учреждений, осуществляющих деятельность по селекции лубяных культур, комплексом технических средств и оборудования, необходимым для производства оригинальных семян и семян высших репродукций с учетом текущей потребности Российской Федерации и на среднесрочную перспективу.

Временной комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по законодательному обеспечению развития технико-технологической базы агропромышленного комплекса Российской Федерации:

— включить в план работы Временной комиссии рассмотрение вопроса законодательного обеспечения развития льноводства и обеспеченности данной подотрасли сельского хозяйства высокотехнологическим оборудованием.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— разработать и принять государственные программы субъектов Российской Федерации по развитию льняной отрасли как основы для развития субъектов Российской Федерации;

— организовать подготовку кадров для индустрии льна на базе образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

— рекомендовать органам местного самоуправления сформировать группы земельных участков для организации опережающего развития на основе создания модуль-хозяйств и льноагромодулей, выстроив единую технологическую цепочку поле-льнозавод-производство котонина, для обеспечения постоянного объема конечного продукта.



[1] № 204 от 7 мая 2018 года.

[2] Пр-79 от 20.01.2016г., Пр-1659 от 23.08.2016г. и Пр-1776 от 8.09.2017г.

[3] Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года./Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р.

[4] По данным Министерства промышленности и торговли, на начало 2018 года.

[5] По данным Росстата.

[6] Коновалов В.В., ФГБУ «Агентство «Лен».

[7] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.

[8] Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696.