В рамках научно-практического конгресса «Правовые и организационные механизмы реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года» состоялись организованные Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию «круглые столы» :
«Формирование системы повышения качества
муки, хлебобулочных и кондитерских изделий»
Заседание
круглого стола состоялось 20 апреля 2017 года в 10.00 на базе Федерального
государственного автономного научного учреждения «Научно-исследовательский
институт хлебопекарной промышленности», Москва, Большая Черкизовская улица, 26А;
«Аспекты
правового регулирования вопросов качества пищевой продукции при производстве,
хранении, транспортировке и реализации»
Заседание
круглого стола состоялось 20 апреля 2017 года в 11.00 на базе Федерального
государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский
научно-исследовательский институт мясной промышленности имени В.М. Горбатова», 109316, Москва, ул. Талалихина, 26
«Качество
молочной продукции как основа Здоровья нации»
Заседание
круглого стола состоялось 20 апреля 2017 года в 11.00 на базе Федерального
государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский
институт молочной промышленности», 115093,
Москва, ул. Люсиновская, д.35, корп.7, конференц-зал, 2-й этаж
Законодательное
обеспечение повышения качества российской винодельческой и пиво-безалкогольной
продукции»
Заседание
круглого стола состоялось 20 апреля 2017 года в 15.00 в Московском
государственном университете пищевых производств, Москва, Волоколамское шоссе, д.11
В работе «круглых столов» приняли участие Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию И.А.Гехт («Качество молочной продукции как основа Здоровья нации»), член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.Н. Кондратенко («Формирование системы повышения качества муки, хлебобулочных и кондитерских изделий»), а также ответственные сотрудники Аналитического управления Совета Федерации и аппарата Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, отметившие актуальность рассматриваемых вопросов.
В частности, сенатор Гехт И.А. отметила, что Стратегия ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения.
Сенатор
Кондратенко А.Н. подчеркнул, что стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции
надлежащего качества является основой
для формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции.
Рекомендации
Рассмотрев вопрос «Правовые и организационные механизмы реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года», участники конгресса отмечают следующее.
Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р.
Стратегия ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества и является основой для формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции.
Стратегией предусматривается решение ряда задач, в том числе совершенствование и развитие нормативной базы, обеспечение мониторинга, совершенствование государственного регулирования в области качества пищевой продукции, включая обеспечение государственного контроля (надзора) и применение мер административной ответственности за несоблюдение изготовителем (продавцом) требований к качеству пищевой продукции, создание единой информационной системы прослеживаемости пищевой продукции, разработка и внедрение системы управления в этой сфере, создание механизмов стимулирования производителей к выпуску пищевой продукции, отвечающей критериям качества и принципам здорового питания, создание условий для развития производства пищевых ингредиентов, актуализация действующих нормативов содержания в пищевой продукции пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ, остатков лекарственных средств для ветеринарного применения и средств защиты растений, продвижение принципов здорового питания.
Необходимо подчеркнуть, что Стратегией предусматривается переход на обязательное соблюдение требований качественных показателей продукции, создание системы прослеживаемости при обращении пищевой продукции, формирование единого подхода к мониторингу и контролю соблюдения указанных требований.
Следует также отметить, что важнейшее значение для создания условий для развития производства пищевой продукции и повышения ее качества, развития сырьевой базы пищевой и перерабатывающей промышленности имело принятие в последние годы ряда нормативных правовых актов. Среди них отметим Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 467-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2016 года № 2524-р, утвердившее перечень продукции для целей части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а также Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120, Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 года № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства», Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 1873-р, Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р (распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года № 1378-р Стратегия изложена в новой редакции), Концепцию развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года № 1215-р, и план мероприятий по реализации Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 года № 2028-р.
Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (далее – Государственная программа), государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 314, осуществление импортозамещения создали условия для развития производства продукции сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, которые обеспечивают сырьем пищевую и перерабатывающую промышленность.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, ряд важных проблем системного характера, сдерживающих развитие производства пищевой продукции и повышение ее качества, остается. Это отсутствие интегрированной системы сквозного контроля безопасности и качества сырья и пищевой продукции по принципу «от поля до стола потребителя», проблемы сырьевой базы, моральный и физический износ основных производственных фондов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья и высокие потери при хранении. Стабильное развитие животноводства и комплекса предприятий по переработке сырья животного происхождения, а также интересы потребителей не могут быть обеспечены в отсутствие функционального единства ветеринарной службы страны. В зоне особого внимания остаются вопросы несанкционированного использования в процессе сельскохозяйственного производства лекарственных препаратов для ветеринарного применения, преднамеренно вводимых в организм продуктивных животных, что может приводить к негативным последствиям для здоровья человека. До сих пор не восстановлена интегрированная система обеспечения безопасного применения пестицидов в аграрном производстве и контроля их остаточных количеств в сырье и пищевой продукции. Также требуют неотложного решения проблемы экологического характера. Не менее важное значение имеют и вопросы регулирования генно-инженерной деятельности, контроля за оборотом генно-инженерно-модифицированных организмов, а также мониторинга их воздействия на человека и окружающую среду. В стране недостаточно развито производство пищевых ингредиентов – витаминов, аминокислот, пищевых добавок, ферментных препаратов, биологически активных веществ, заквасочных и пробиотических микроорганизмов, пребиотических веществ и др.
Тревогу также вызывает структура питания значительной части населения Российской Федерации, которая в ряде случаев характеризуется избыточным потреблением жиров, в первую очередь животного происхождения, сахара, соли при одновременном недостатке ряда витаминов, макро- и микроэлементов (кальций, железо, йод) и пищевых волокон из‑за недостаточного потребления овощей и бахчевых, фруктов, ягод, молочных продуктов. Фактическое потребление пищевых продуктов в ряде случаев не соответствует рекомендуемым рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих требованиям здорового питания. Потребление пищевой продукции с низкими потребительскими свойствами является причиной снижения качества жизни и развития ряда заболеваний населения, в том числе за счет необоснованно высокой калорийности пищевой продукции и сниженной пищевой ценности.
Нуждается в совершенствовании система информирования населения через средства массовой информации о преимуществах здорового питания как эффективного способа сохранения здоровья и повышения качества жизни.
Необходимо создание условий для дальнейшего развития потребительского рынка
пищевой продукции, который представляет собой важнейшую часть современной
экономики Российской Федерации и требует комплексного и системного развития, а также совершенствование правового регулирования в этой сфере.
Кроме того, следует
учитывать, что сложившаяся в Российской Федерации система
нормативно-правового регулирования отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции была связана с унификацией и гармонизацией
национальных норм безопасности пищевой продукции с международными стандартами и выполнением обязательств Российской Федерации как члена Всемирной торговой
организации и Евразийского экономического союза. В связи с этим серьезную
озабоченность вызывает в настоящее время ситуация с обеспечением контроля
качества пищевой продукции, поскольку действующие на нее технические регламенты
ограничиваются требованиями только к одной характеристике качества –
безопасности и не содержат требований к показателям пищевой ценности,
физико-химическим и органолептическим показателям. Несовершенство
правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции
приводит к тому, что на российском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной
пищевой продукции.
Особое значение
имеет дальнейшее развитие нормативной правовой
базы в сфере технического регулирования и стандартизации, устанавливающей
обязательные и добровольные требования к пищевой продукции, процессам
производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования
оценки соответствия.
К настоящему времени вступил в силу ряд технических регламентов Таможенного
союза, в том числе «О безопасности пищевой продукции», «О безопасности отдельных видов
специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», «Требования безопасности пищевых добавок,
ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «О безопасности упаковки», «О безопасности зерна», «О безопасности мяса и мясной продукции»,
«Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», «Технический
регламент на масложировую продукцию», «О безопасности молока и молочной
продукции», «Технический регламент на табачную продукцию». Кроме того, в различных стадиях разработки и принятия находятся 17 технических регламентов
Евразийского экономического союза (Таможенного союза), регламентирующих
требования для пищевой продукции.
С принятием технических регламентов Евразийского экономического союза устанавливаются четкие требования к показателям безопасности пищевой продукции, правилам и методам их контроля, отбора проб, к проведению государственного надзора и контроля за продукцией на всех стадиях ее оборота — от сырья до готовой продукции, в том числе в области ветеринарно-санитарного и санитарно-эпидемиологического контроля, к маркировке пищевой продукции, а также правилам оценки ее соответствия установленным требованиям.
Вопросы
обеспечения безопасности пищевой продукции урегулированы в Единых
санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим
санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), Едином перечне товаров,
подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) на таможенной
границе и таможенной территории, Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
Осуществляются
также меры по совершенствованию системы стандартизации, так как технические
регламенты непосредственно связаны со стандартами. Стандарты обеспечивают
высокую конкурентоспособность продукции, в первую очередь, за счет повышения ее
качества и снижения издержек производства.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации создана система федерального государственного надзора, обеспечивающая комплексное решение актуальных вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Образована сеть центров информирования и консультирования потребителей на базе территориальных органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор). Сформирован и ведется государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей, адресованный гражданам, органам власти, представителям бизнес-сообществ и общественных объединений.
В 2016 году территориальными органами Роспотребнадзора проведены проверки в отношении около 56,7 тысяч хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по производству пищевых продуктов, общественному питанию и торговле пищевыми продуктами, из них нарушения санитарного законодательства выявлены на 66 %. За выявленные нарушения санитарного законодательства за указанный период вынесено более 60 тысяч постановлений о назначении административного наказания, наложено административных штрафов на сумму около 755 миллионов рублей.
По представлению Роспотребнадзора судами приняты решения о привлечении к административной ответственности 9,7 тысяч хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по производству пищевых продуктов, общественному питанию и торговле с нарушением требований санитарного законодательства, из них принято решений об административном приостановлении деятельности в отношении 2,3 тысяч хозяйствующих субъектов. Снято с реализации более 73 тысяч партий пищевых продуктов, не соответствующих нормативным требованиям, объемом свыше 3 тысяч тонн, в том числе импортных – 774 тонны.
Усилен контроль за организациями, осуществляющими деятельность по производству и реализации молока и молочной продукции. По результатам контрольно — надзорных мероприятий в 2016 году снято с реализации 7,5 тысяч партий молока и молочной продукции объемом 130 тонн, не соответствующих нормативным требованиям по санитарно-химическим, микробиологическим и физико-химическим показателям.
В рамках Государственного информационного ресурса по защите прав потребителей создана система быстрого оповещения «О сведениях и принимаемых мерах в отношении не соответствующей нормативным требованиям продукции», в которую в постоянном режиме поступают сведения о выявлении в обороте на территории Российской Федерации пищевой продукции, не соответствующей установленным требованиям. Указанная система позволила принимать меры реагирования одновременно во всех субъектах Российской Федерации, на территорию которых поступила опасная и недоброкачественная продукция, а также на территории которых она произведена, координировать межведомственное взаимодействие с органами внутренних дел, оперативно реагировать на факты выявления в обороте фальсифицированной продукции. По всем фактам обнаружения в обороте фальсифицированной продукции территориальными органами Роспотребнадзора проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении производителей и продавцов.
Кроме того, следует отметить, что Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Россельхознадзор)
осуществлялась работа по выявлению несоответствий по показателям безопасности в продукции животного происхождения и кормах, проводились исследования продукции
животного происхождения и кормов на соответствие качественного состава,
заявленного производителем, а также проводились контрольно-надзорные
мероприятия в области обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки.
В 2016 году учреждениями, подведомственными Россельхознадзору
проведены лабораторные исследования проб 103450 партий продукции животного
происхождения и кормов по выявлению несоответствия по показателям безопасности (из которых 7,83% партий не соответствовали требованиям по показателям
безопасности), в том числе 37682 партий мяса и мясной продукции (7,26%), 26073
партий молока и молочной продукции (7,27%), 15298 партий рыбы, рыбной
продукции, нерыбных объектов промысла и продукции, вырабатываемой из них
(5,4%), 3757 партий яиц и яичной продукции (3,86%), 19256 партий кормов и кормовых добавок (12,0%), 1384 партий меда и продукции пчеловодства (13,0%). Проведены
также лабораторные исследования проб 24158 партий продукции животного
происхождения и кормов на соответствие
качественного состава, заявленного производителями (из которых 20,96% партий не соответствовали качественному составу, заявленному производителем), в том числе
2415 партий мяса и мясопродуктов (28,5%), 15727 партий молока и молочной продукции
(22,4%), 4908 партий рыбы, рыбной продукции, нерыбных объектов промысла и продукции,
вырабатываемой из них (13,1%), 10 партий яиц и яичной продукции (не выявлено), 813
партий кормов и кормовых добавок (23,2%), 285 партий меда и продукции
пчеловодства (8,4%).
Территориальными управлениями Россельхознадзора проведено в целях обеспечения государственного контроля (надзора) за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки 38608 контрольно-надзорных мероприятий, проинспектировано 52,1 млн. тонн зерна и продуктов его переработки, выявлено 8,8 млн. тонн зерновой продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов.
В целом необходимо осуществление комплекса мер, направленных на выявление фактов реализации пищевой продукции с признаками фальсификации и контрафактных товаров, включая совершенствование законодательства, в том числе о защите прав потребителей с одновременным усилением ответственности за нарушение установленных требований, а также совершенствование правового регулирования в сфере торговой деятельности.
Очевидно, что для обеспечения качества пищевой продукции необходимо принятие ряда решений, в том числе направленных на создание условий для модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности за счет проведения технического перевооружения на основе инновационных ресурсосберегающих технологий. Важное значение имеет развитие внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации как в целях улучшения питания отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, и достижения его сбалансированности с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов, так и в целях стимулирования внутреннего спроса на отечественное сельскохозяйственное сырье и продовольствие.
Не менее важное значение имеет создание условий для развития деятельности
автономной некоммерческой организации «Российская система качества» (АНО Роскачество), которой разрабатываются повышенные
требования к качеству продукции, оформлению необходимой нормативной
документации, организованы закупки в розничных сетях и исследованы показатели
качества отдельных видов пищевой продукции. Результаты проведенных исследований
размещаются на официальном сайте АНО Роскачество.
Учитывая изложенное, участники конгресса предлагают:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- ускорить
подготовку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации проектов федеральных законов «О производстве
и обороте органической продукции», «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О производстве и обороте
органической продукции», «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования законодательства, регулирующего виноградарство и виноделие»,
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития внутренней
продовольственной помощи», «О внесении
изменений в Федеральный закон «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной
ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых
к пищевой продукции»;
- ускорить
рассмотрение проекта плана мероприятий по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года и его утверждение, а также обеспечить участие профильных научных
учреждений в реализации мероприятий, предусмотренных указанным планом;
- рассмотреть возможность внесения изменений в Государственную программу и дополнения ее новой подпрограммой
«Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности», предусматривающей меры по стимулированию увеличения объемов производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности и повышения ее качества, производства продукции
для здорового питания, а также внесения изменений в Государственную программу в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 467-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2016 года
№ 2524-р, утвердившего перечень продукции для целей части 1 статьи 7
Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в части, касающейся
развития льготного кредитования организаций и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку
сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, в доходе которых доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в Государственную программу в части осуществления дополнительных мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями сельскохозяйственных животных, в том числе
лейкозом коров;
- продолжить
работу в рамках Евразийской экономической комиссии над
предложениями о внесении изменений в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной
продукции», направленных на исключение (запрет) использования наименований,
относящихся к понятиям «молочный продукт» и «молочный составной продукт» при
маркировке молокосодержащих продуктов и указания хорошо читаемым шрифтом
наименования молокосодержащих продуктов и массовой доли жира, в том числе
немолочного, а также над проектом положения о согласованных
подходах при проведении идентификации, регистрации и прослеживаемости животных
и продукции животного происхождения;
- рассмотреть
вопрос о возможности направления в Евразийскую экономическую комиссию проектов
правовых актов, предусматривающих внесение в технические регламенты Таможенного
союза и Евразийского экономического союза изменений, направленных на установление дополнительных требований к показателям качества пищевой
продукции, а также к маркировке пищевой продукции и на обеспечение
предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;
- ускорить реализацию мероприятий, необходимых для создания,
обеспечения функционирования и развития национального сегмента Российской
Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза,
в том
числе в части технического регулирования, применения санитарных,
ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер;
- осуществить
своевременное и в полном объеме финансирование в 2017 году и в последующие годы
за счет федерального бюджета мероприятий в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также направленных на создание условий для повышения
качества пищевой продукции;
- рассмотреть
вопрос введения защитных мер при импорте высокотехнологичных
продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, таких как лизин
(соответствует коду ТН ВЭД 2922410000), пептоны, белковые вещества и прочие
производные (соответствуют коду ТН ВЭД 3504009000);
- активизировать
работу, направленную на совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки инженерных и рабочих кадров для пищевой и перерабатывающей
промышленности, обеспечить разработку новых образовательных технологий и программ по нутрициологии, диетологии и пищевой биотехнологии для системы
высшего и дополнительного профессионального образования;
- обеспечить
постоянный мониторинг безопасности и качества пищевой продукции, внедрение
системы сквозного контроля сырья и продукции по принципу «от поля до стола
потребителя».
2. Предложить Правительству Российской Федерации совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- подготовить уточненные прогнозные балансы продовольственных ресурсов на период до 2020 года с учетом продолжения осуществления импортозамещения в агропромышленном комплексе и обеспечения продовольственной безопасности;
- рассмотреть
вопрос об организации региональных консультативно-диагностических центров
«Здоровое питание» и кабинетов «Здоровое питание».
3. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации ускорить подготовку проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях установления специального порядка государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов как объектов технического регулирования, введения понятия контрольной закупки как механизма, обеспечивающего выявление и установление фактов реализации товаров, не соответствующих образцам по качеству, или с признаками фальсификации, или не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, а также введения правовых механизмов, направленных на предотвращение недопустимых рисков для здоровья населения.
4. Предложить Министерству сельского
хозяйства Российской Федерации:
- разработать комплекс
мер, стимулирующих предприятия
пищевой и перерабатывающей промышленности на повышение качества пищевой
продукции, производство пищевых ингредиентов (аминокислоты, витамины,
биологически активные вещества, полиненасыщенные жирные кислоты, заквасочные и пробиотические микроорганизмы, вкусоароматические вещества), а также стимулирующих
развитие современных технологий производства пищевых ингредиентов и переработки
пищевой продукции;
- разработать меры, направленные на повышение
уровня биологической защищенности предприятий агропромышленного комплекса;
- разработать
совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти проект плана мероприятий по реализации Стратегии
развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 апреля 2012 года № 559-р (в редакции от 30 июня 2016 года № 1378-р), и внести его на утверждение в Правительство Российской Федерации.
5. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
- разработать систему целевых индикаторов для оценки
результативности деятельности автономной
некоммерческой организации «Российская система качества» (АНО Роскачество);
- разработать и утвердить Стратегию развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей
промышленности на период до 2030 года.
6. Предложить Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- ускорить
подготовку проектов федеральных законов
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления мер
противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции» и «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой
продукции»;
- подготовить
предложения, касающиеся подготовки проекта федерального закона о внесении
изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
предусматривающего введение соответственно понятия «книга отзывов и предложений» и административной ответственности за отсутствие указанной книги у продавца;
- рассмотреть
вопросы о необходимости законодательного закрепления запрета дистанционной
продажи алкогольной продукции и возможности досудебной блокировки работы
интернет-ресурсов за распространение (размещение информации о распространении)
запрещенной к обороту продукции, подготовки нормативного правового акта,
устанавливающего правовой статус, форму и порядок ведения книги отзывов и предложений.
7. Рекомендовать
исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принять в рамках полномочий, определенных статьей 421
Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», федеральными законами
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,
«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», дополнительные меры по организации
развития потребительского рынка и защиты прав потребителей;
- осуществить мероприятия по развитию многоформатной
торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе малых и средних форматов
торговли, а также нестационарной, мобильной, ярмарочной и рыночной торговли;
- разработать и осуществить меры, направленные на создание условий для дальнейшего развития
отечественного производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми
компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов
функционального назначения, органических, диетических продуктов, а также для
развития отечественного производства пищевых ингредиентов в целях осуществления
импортозамещения в этой области;
- разработать и реализовать комплекс дополнительных мер по обеспечению населения качественной
пищевой продукцией из водных биологических ресурсов прежде всего за счет
оказания дополнительных мер поддержки и стимулирования развития аквакультуры;
- рассмотреть
вопрос о разработке механизмов стимулирования производителей к выпуску
качественной пищевой продукции, в том числе путем проведения конкурсов
качества.