Рекомендации
Рассмотрев вопрос «О прогнозном балансе ресурсов и использования зерна в Российской
Федерации», участники совещания отмечают следующее.
Производство
зерна определяет уровень продовольственной безопасности государства, составляет
основу всего агропродовольственного комплекса Российской Федерации и является
основой устойчивого функционирования национального продовольственного сектора,
носит системообразующий характер для других отраслей экономики страны, от развития которой в значительной степени зависит продовольственная безопасность
страны, обеспеченность населения продуктами питания и его уровень жизни.
В соответствии с положением Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 (далее – Доктрина), пороговое значение удельного веса зерна собственного
производства должно составлять не менее 95%. За последние годы этот показатель
не опускался.
Приоритетная
роль зерна в обеспечении продовольственной безопасности также определяется
технологической возможностью создания резервов и запасов, предназначенных для
гарантированного снабжения страны.
Актуальность и особенная важность этой темы обусловлены прежде всего тем, что Россия в этом году впервые в новейшей истории
стала мировым лидером по продаже пшеницы. Урожай зерна составил порядка 119
млн. тонн. Это абсолютный рекорд в современной России, больше собирали только в 1978 году – 127 млн. тонн. Возвращение лидирующих позиций на мировом рынке
экспортеров зерна, несомненно, является выдающимся результатом развития
отечественного АПК, но, вместе с тем, несет определённые риски и экономические
вызовы.
На фоне высокого
урожая пшеницы (73,3 млн т в весе после доработки) специфика текущего
сельхозсезона (2016–2017 г) такова, что наблюдается недостаточное количество
качественного зерна, в частности, продовольственной пшеницы 3-го класса,
являющейся одной из важнейших зерновых культур для производства массовых сортов
хлеба в России. Если пять лет назад 50 процентов урожая приходилось на пшеницу
3-го класса, то в этом году — всего 24,5 процентов. При этом значимая часть
этой пшеницы уходит на экспорт. Доля пшеницы 4-го класса наоборот увеличилась и составила 32 млн. т и 5-го класса 22 млн. т. Это является показателем того, что
в стране отсутствуют механизмы, которые стимулировали бы аграриев выращивать
высококачественно зерно, присутствующее в недостаточных объемах.
Сформированный
действенный рыночный механизм проводимых государством с 2001 года зерновых
интервенций, формирующий зерновой резерв, позволяет нивелировать отрицательную
конъюнктуру на рынке, но не предполагает
немедленного и автоматического реагирования на изменение ситуации и не способен изменить структуру зернопроизводства в сегодняшнем его наполнении государственным
финансированием. Необходимо развивать рынок зерна, в том числе новые экспортные
направления, выстраивая необходимую логистическую инфраструктуру, в том числе с выходом на новый азиатский рынок. Это позволит
российским зернопроизводителям, не используя механизма интервенции, получить
выход на реализацию зерна на новых рынках.
Ключевым
вопросом становится логистика: сегодня можно констатировать, что до 40
процентов от стоимости зерна по перевозке из Сибири прежде всего и Урала в центр России составляет стоимость железнодорожной перевозки. Учитывая, что
перевозка зерновых культур составляет не более 2 процентов в структуре доходов
железнодорожных перевозок, решение проблемы в той или иной форме снижения
железнодорожного тарифа позволит существенно повысить конкурентоспособность
российского зерна.
Важнейшее
значение имеет политика в области растениеводства по стимулированию
производства высокого качества (в настоящее время производится зерно в основном 4-го и 5-го класса), механизмы, которые стимулировали бы
аграриев выращивать высококачественное зерно, внедрение современных
агротехнологий, требующих определенных финансовых вложений и заинтересованности. Кроме того на качество зерна серьезное влияние оказывает
недостаточная обеспеченность сельхозтехникой и ее физический и моральный износ,
которые приводят к смещению агротехнических сроков проведения сезонных полевых
работ, повышению потерь урожая и снижению его качества (в результате понижения
классности зерна). По данным Минсельхоза России, за период 1990–2016 гг.
произошло сокращение парка тракторов (с 1 366 тыс. ед. до 410 тыс. ед.) и зерноуборочных комбайнов (с 408 тыс. ед. до 128 тыс. ед.) и в настоящий момент
на полях Российской Федерации работает в 3–4 раза меньше техники. Среднегодовой
темп выбытия парка техники составляет 7–8%. Основная часть сельхозтехники в машинно-тракторном парке имеет возраст старше 10 лет, что превышает
установленный срок эксплуатации. Средний износ техники в парке составляет
70–80%.
Следует также
обратить внимание и на сырьевой экспорт
зерновой продукции высокого качества, которая перерабатывается экспортерами и далее поставляется в третьи страны с добавленной стоимостью. Мировой опыт
показывает, что производство продуктов переработки сельскохозяйственного сырья
(в том числе зерна и масличных культур) с высокой добавленной стоимостью
является важнейшим направлением развития перерабатывающей промышленности и входит в круг вопросов продовольственной безопасности. В этой связи актуальной является
задача переориентировать рынки на производство подсолнечника, сои, бобовых и т. д., а также стимулировать производство переработанной продукции.
Таким образом, вопросы, связанные со статистической
отчетностью о количестве и качестве собранного зерна в зачетном весе для
зернопроизводителей всех форм собственности и периодическая отчетность об остатках зерна в процессе его реализации и потребления, являются крайне
актуальными.
По вопросу прогнозного баланса ресурсов обеспечения мукомольно – крупяной отрасли
качественным сырьем было отмечено следующее:
- В настоящее
время в РФ отсутствуют достоверные
статистические данные по потреблению хлеба и, соответственно, муки. . Так, по данным Росстата в 2016 году производство
муки составило 9 714,4 тыс. т., в том
числе производство пшеничной муки высшего сорта — 6 352,3 тыс. т. , пшеничной
муки первого сорта — 2 058,0 тыс. т., муки из прочих зерновых — 640,3 тыс. т.
По оценкам
РСМКП, исходя из норм потребления населения РФ, производство муки составляет
порядка 15 млн. т. в том числе ржаной 1,5 млн. т).
Таким образом, рассчитать зерновой баланс также не представляется возможным, так как колебания в количестве требуемого зерна для
производства пшеничной муки находятся в пределах от 13 до 19 млн. тонн.
В ходе совещания обсуждались краеугольные вопросы
функционирования хлебопекарной промышленности, выгоды для внутреннего рынка от растущего производства зерна и его экспорта. По данным Росстата и некоторых
экспертов хлебопекарного рынка, несмотря на растущие показатели производства
зерна, для производства хлеба в самом массовом сегменте используется зерно низкого
качества. А объем и динамика импорта хлебопекарных «улучшителей» и хлебных
смесей в РФ также являются косвенным доказательством падения качества
хлебобулочных изделий и роста фальсификата в отрасли.
Проблемы,
которые уже сейчас закладываются в дальнейшее развитие зерновой отрасли, и во многом будут влиять на положение России в мире как ведущего игрока на зерновом
рынке. Перепроизводство в основном фуражного зерна может привести к попаданию
России в экономическую ловушку, чреватую зависимостью в качественном зерне от внешней конъюнктуры и экспорта, производства избыточного объёма зерна 4-го и 5-го класса и существенного роста зависимости реализации данного зерна от внешней конъюнктуры, а также затрагивает фундаментальные вопросы
продовольственной безопасности.
Суммируя вышеизложенное, основными проблемами развития
зернового комплекса Российской Федерации являются:
- При прогнозах перспективного экспорта 39 – 40.000.000 т. зерна в год и высокого урожая свыше 110.000.000 т., в случае непредвиденного снижения объемов
экспорта, возможна ситуация, когда остатки в России зерна 4-го и 5-го классов
будут настолько велики, что приведет к крайне негативным последствиям. А именно: хранение зерна будет сложно и очень дорого, цена на рынке значительно снизится, что
неминуемо приведет к массовому разорению мелких и средних хозяйств в России, не имеющих финансовой подушки для того чтобы пережить один сложный год;
- Существующий
механизм проведения государственных интервенций не предполагает немедленного и автоматического стимулирования на производства зерна с показателями более
высокого качества;
- Перекос в избыточном
производстве фуражного зерна и отсутствие механизмов, стимулирующих
производство высококачественных сортов пшеницы;
- Распределение
субсидий требует тщательного анализа со стороны государственных институтов и перенаправления
финансовых средств в перспективные направления развития отечественного АПК;
- Конъюнктура рынка
показывает, что необходимо переходить к целевому субсидированию пшеницы 3-го класса и отказа
от субсидирования пшеницы 4-го и 5-го класса в ряде регионов (например, южных
регионов РФ);
- Стимулирование экспорта при низкой стоимости
зерна на мировом рынке может привести к тому, что производители в ряде случае будут вынуждены
продавать зерно ниже себестоимости. При этом государственные субсидии практически
субсидирует не отечественное сельское
хозяйство, а низкую цену на зерно для
стран- импортеров;
- Низкие темпы
прироста объёмов внутреннего потребления зерна и незначительный объем глубокой
переработки, и, как необходимость, стимулирование производства продуктов
переработки сельскохозяйственного сырья (в том числе зерна, зернобобовых и масличных культур) с высокой добавленной
стоимостью как важнейшего направления развития перерабатывающей
промышленности и животноводческого комплекса;
- Уменьшение
обеспеченности производителей зерна сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием, в т. ч. по причине удорожания техники, а также дисбаланс темпов
выбытия и темпов восполнения сельхозтехники и оборудования.
- Формирующийся
дисбаланс в экспортной возможности регионов Сибири и Дальнего Востока требует
определения государственного подхода по созданию логистики, позволяющей этим
регионам быть конкурентно способными экспортерами и иметь возможности для
выхода на новый азиатский рынок;
- Необходимость
перехода на промышленное семеноводство во избежание незаконного оборота семян,
снижения урожайности и обеспечения
качества зерна.
С учетом вышеизложенного участники совещания
предлагают:
Рекомендовать
Правительству Российской Федерации:
1). Обеспечить
своевременное и в полном объеме финансирование в 2017 году мероприятий
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы;
2). Взять на особый контроль исполнение раннее данного поручения Правительством Российской
Федерации (п. 2 раздела II протокола заседания Комиссии по вопросам
агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от 29.10.2013 №8), в части
принятия проекта Федерального закона «О зерне и продуктах его переработки»;
3).Подготовить уточненные прогнозные балансы продовольственных ресурсов на период до 2020 года с учетом продолжения осуществления импортозамещения в агропромышленном комплексе и обеспечения продовольственной безопасности;
4). Предложить включить в программу долгосрочное прогнозирование на двух и трехлетнюю перспективу с рекомендациями сельскохозяйственным и фермерским
хозяйствам об объемах и классности зерна
для производства, и размерах субсидий;
5).Обеспечить меры государственного регулирования при
перевозках зерна железнодорожным транспортом, в том числе путем перевода
зерновых и зернобобовых культур (позиции ЕТСНГ 011 – 018), семян сои (код ЕТСНГ
021100) и продукции мукомольно-крупяной промышленности (позиции ЕТСНГ 501 –
504) из 2-го в 1-й тарифный класс грузов Прейскуранта № 10–0101 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными
дорогами» (Тарифное руководство № 1).
6).
Предусмотреть меры выравнивания тарифной политики по отношению к тарифной
политике в странах Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС).
7).
Возобновить государственные контрольные функции за качеством и рациональным
использованием зерна и продуктов его переработки.
8).
Предусмотреть меры поддержки (субсидий) и стимулирования перспективных
направлений развития отечественного производства зерновых и зернобобовых
культур, продуктов их переработки;
9). Рассмотреть возможность целевого
субсидирования производства пшеницы 3-го класса и отказа от субсидирования пшеницы 4-го и 5-го класса
в ряде регионов с избыточным производством фуражного зерна.
10) Внести
корректировки и привести в соответствие по отношению друг к другу Постановление
Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной
продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» № 719, Постановление Правительства РФ от 27.12.2012
№ 1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной
техники» и Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,
регламентирующие развитие сельхозмашиностроения в целях стимулирования
приобретения средств производства и отечественных перерабатывающих технологий
для обеспечения продовольственной и технологической безопасности.
10).Министерству
сельского хозяйства Российской Федерации:
А).
Создать и внедрить автоматизированную систему сбора и обработки информации о количестве и качестве зерна нового урожая, зерна, находящегося на хранении,
поступающего по импорту и отгружаемого на экспорт, переходящих остатках;
Б).
Разработать и представить на утверждение до конца 2017 года актуализированные редакции ведомственных
инструкций и документов о выращивании зерна и зернобобовых культур в Российской
Федерации, обороте зерна и продуктов его переработки, включая муку, крупу,
комбикорма и компоненты для их производства, побочные продукты переработки
зерна, на внутреннем рынке, при экспорте импорте, в том числе при хранении,
включая требования обеспечения норм надзора и контроля;
В). Разработать меры
поддержки государственных приоритетов, направленных на развитие экспорта муки, зерна и других продуктов переработки
сельскохозяйственной продукции, в том
числе на азиатские рынки;
Г). Обеспечить
бюджетное финансирование инструментов технической и технологической
модернизации АПК (в первую очередь АО «Росагролизинг»), в отношении
которых отмечается повышенный спрос со стороны субъектов малого и среднего
бизнеса – категории сельхозпроизводителей, наиболее остро испытывающих проблемы
с технической оснащенностью;
Д).
Тиражировать в АПК типовые проекты создания инфраструктурных мощностей для
хранения и переработки зерна (в т. ч. мощности по глубокой переработке зерна с высокой добавленной стоимостью), включающих в себя необходимый и достаточный
перечень оборудования и средств производства, стоимость реализации которых будет
стабильной, а также разработать зональные технологии выращивания семян,
обеспечивающие получение качественного семенного материала с высоким
коэффициентом размножения;
Е).
Минсельхозу до момента принятия проекта Федерального закона «О зерне и продуктах его переработки» в срок до 15.04.2017 в целях выполнения комплекса
мероприятий, направленных на обеспечение качества и безопасности
экспортируемого зерна и продуктов его переработки в соответствии с требованиями
стран-импортеров, предъявляемых к качеству и безопасности ввозимого зерна,
которые в ряде случаев являются более жесткими, чем предусмотренные
нормативными документами Российской Федерации, повышения конкурентоспособности
российского зерна на внешнем рынке и устранения существующего правового пробела. Разработать
и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления
государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью российского
зерна, предназначенного для обращения на внутреннем рынке и на экспорт.
Ж.) Для формирования эффективной
системы семеноводства, отвечающей рыночной экономике, подготовить федеральную
программу по семеноводству, созданию национального и региональных союзов
селекционеров и семеноводов с возложением на них функций контроля за качеством
посевного материала, оказания государственной поддержки селекционных и селекционно -семеноводческих учреждений независимо от форм собственности,
создания региональных систем семеноводства и внедрения в субъектах Российской
Федерации системы промышленного семеноводства;
З). Актуализировать
и внести изменения в программу международной кооперации и экспорта в целях
проведения протекционистской поддержки в части нивелирования избыточных
требований к качеству российского экспортного зерна.
Е) Совместно с Министерством транспорта и Министерством экономического развития проработать
меры, направленные на дальнейшее снижение транспортно-логистических издержек
при перевозке зерна, в том числе, рассмотреть возможность:
-снижения
стоимости железнодорожной перевозки зерна и продуктов его переработки;
- повышения
конкуренции железнодорожных перевозчиков зерна в экспортном направлении
глубоководных портов Новороссийска и Тамани;
- снижения
портовых расценок на перевалку российского зерна и продуктов его переработки
при отгрузке их на экспорт.
11).Министерству
экономического развития Российской Федерации:
А). Рекомендовать предусмотреть комплекс защитных мер по ограничению
вывоза масличных культур в условиях резкого роста экспорта семян подсолнечника,
спровоцированного снижением экспортной пошлины до 6,5% в рамках соблюдения
обязательств РФ перед ВТО, на фоне дефицита сырья на внутреннем рынке и 30%-ной
недозагрузки производственных мощностей.
Б) Разработать методологию обеспечения достоверности данных
Росстата по объемам производства и потребления зерна и продуктов его
переработки;
-организовать учет производителей муки, чтобы понять, общие
объемы производства мукомольной продукции и, на основе этого, количество и качество требуемого для этого производства сырья;
-оценить возможность распространения положений статьи 32 Технического
регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» на муку и крупяные изделия.
12). Министерству
промышленности и торговли Российской Федерации:
А) Разработать прозрачный механизм контроля ценообразования
на сельхозтехнику и запасные части к ней, позволяющий исключить необоснованный
рост их стоимости (особенно в период сезонно-полевых работ), а также
способствующий снижению финансовой нагрузки на сельхозпроизводителя и,
соответственно, снижению себестоимости готовой продукции.
13). Министерству
иностранных дел Российской Федерации:
А). Разработать комплекс мер, направленных на прямую
поддержку и продвижение продукции российского производства, и защиту интересов
российских предпринимателей.
14). Федеральной Службе Государственной статистики:
А). Повысить качество предоставления информации и статистики
по зерновым балансам, разработать понятийный аппарат определения категорий качества зерна и методику достоверности и точности предоставляемых
данных, системного количественного и качественного учета зерна под углом
рассмотрения зернового баланса не как статического, а как динамического
процесса.
15). Федеральной антимонопольной службе:
А). Проверить обоснованность ценообразования тарифов на перевалку российского зерна и продуктов его переработки при отгрузке на экспорт
в портовых терминалах, являющихся на сегодняшний день одними из самых высоких в мире.
16).Совету Федерации Федерального Собрания РФ:
А). Создать рабочую группу для подготовки
проекта федерального закона «О зерне и продуктах его переработки».