Другие мероприятия

Совещание «О прогнозном балансе ресурсов и использования зерна в Российской Федерации»

Рекомендации

Рассмотрев вопрос «О прогнозном балансе ресурсов и использования зерна в Российской Федерации», участники совещания отмечают следующее.
Производство зерна определяет уровень продовольственной безопасности государства, составляет основу всего агропродовольственного комплекса Российской Федерации и является основой устойчивого функционирования национального продовольственного сектора, носит системообразующий характер для других отраслей экономики страны, от развития которой в значительной степени зависит продовольственная безопасность страны, обеспеченность населения продуктами питания и его уровень жизни.
В соответствии с положением Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 (далее – Доктрина), пороговое значение удельного веса зерна собственного производства должно составлять не менее 95%. За последние годы этот показатель не опускался.
Приоритетная роль зерна в обеспечении продовольственной безопасности также определяется технологической возможностью создания резервов и запасов, предназначенных для гарантированного снабжения страны.
Актуальность и особенная важность этой темы обусловлены прежде всего тем, что Россия в этом году впервые в новейшей истории стала мировым лидером по продаже пшеницы. Урожай зерна составил порядка 119 млн. тонн. Это абсолютный рекорд в современной России, больше собирали только в 1978 году – 127 млн. тонн. Возвращение лидирующих позиций на мировом рынке экспортеров зерна, несомненно, является выдающимся результатом развития отечественного АПК, но, вместе с тем, несет определённые риски и экономические вызовы.
На фоне высокого урожая пшеницы (73,3 млн т в весе после доработки) специфика текущего сельхозсезона (2016–2017 г) такова, что наблюдается недостаточное количество качественного зерна, в частности, продовольственной пшеницы 3-го класса, являющейся одной из важнейших зерновых культур для производства массовых сортов хлеба в России. Если пять лет назад 50 процентов урожая приходилось на пшеницу 3-го класса, то в этом году — всего 24,5 процентов. При этом значимая часть этой пшеницы уходит на экспорт. Доля пшеницы 4-го класса наоборот увеличилась и составила 32 млн. т и 5-го класса 22 млн. т. Это является показателем того, что в стране отсутствуют механизмы, которые стимулировали бы аграриев выращивать высококачественно зерно, присутствующее в недостаточных объемах.
Сформированный действенный рыночный механизм проводимых государством с 2001 года зерновых интервенций, формирующий зерновой резерв, позволяет нивелировать отрицательную конъюнктуру на рынке, но не предполагает немедленного и автоматического реагирования на изменение ситуации и не способен изменить структуру зернопроизводства в сегодняшнем его наполнении государственным финансированием. Необходимо развивать рынок зерна, в том числе новые экспортные направления, выстраивая необходимую логистическую инфраструктуру, в том числе с выходом на новый азиатский рынок. Это позволит российским зернопроизводителям, не используя механизма интервенции, получить выход на реализацию зерна на новых рынках.
Ключевым вопросом становится логистика: сегодня можно констатировать, что до 40 процентов от стоимости зерна по перевозке из Сибири прежде всего и Урала в центр России составляет стоимость железнодорожной перевозки. Учитывая, что перевозка зерновых культур составляет не более 2 процентов в структуре доходов железнодорожных перевозок, решение проблемы в той или иной форме снижения железнодорожного тарифа позволит существенно повысить конкурентоспособность российского зерна.
Важнейшее значение имеет политика в области растениеводства по стимулированию производства высокого качества (в настоящее время производится зерно в основном 4-го и 5-го класса), механизмы, которые стимулировали бы аграриев выращивать высококачественное зерно, внедрение современных агротехнологий, требующих определенных финансовых вложений и заинтересованности. Кроме того на качество зерна серьезное влияние оказывает недостаточная обеспеченность сельхозтехникой и ее физический и моральный износ, которые приводят к смещению агротехнических сроков проведения сезонных полевых работ, повышению потерь урожая и снижению его качества (в результате понижения классности зерна). По данным Минсельхоза России, за период 1990–2016 гг. произошло сокращение парка тракторов (с 1 366 тыс. ед. до 410 тыс. ед.) и зерноуборочных комбайнов (с 408 тыс. ед. до 128 тыс. ед.) и в настоящий момент на полях Российской Федерации работает в 3–4 раза меньше техники. Среднегодовой темп выбытия парка техники составляет 7–8%. Основная часть сельхозтехники в машинно-тракторном парке имеет возраст старше 10 лет, что превышает установленный срок эксплуатации. Средний износ техники в парке составляет 70–80%.
Следует также обратить внимание и на сырьевой экспорт зерновой продукции высокого качества, которая перерабатывается экспортерами и далее поставляется в третьи страны с добавленной стоимостью. Мировой опыт показывает, что производство продуктов переработки сельскохозяйственного сырья (в том числе зерна и масличных культур) с высокой добавленной стоимостью является важнейшим направлением развития перерабатывающей промышленности и входит в круг вопросов продовольственной безопасности. В этой связи актуальной является задача переориентировать рынки на производство подсолнечника, сои, бобовых и т. д., а также стимулировать производство переработанной продукции.
Таким образом, вопросы, связанные со статистической отчетностью о количестве и качестве собранного зерна в зачетном весе для зернопроизводителей всех форм собственности и периодическая отчетность об остатках зерна в процессе его реализации и потребления, являются крайне актуальными.
По вопросу прогнозного баланса ресурсов обеспечения мукомольно – крупяной отрасли качественным сырьем было отмечено следующее:
- В настоящее время в РФ отсутствуют достоверные статистические данные по потреблению хлеба и, соответственно, муки. . Так, по данным Росстата в 2016 году производство муки составило 9 714,4 тыс. т., в том числе производство пшеничной муки высшего сорта — 6 352,3 тыс. т. , пшеничной муки первого сорта — 2 058,0 тыс. т., муки из прочих зерновых — 640,3 тыс. т.
По оценкам РСМКП, исходя из норм потребления населения РФ, производство муки составляет порядка 15 млн. т. в том числе ржаной 1,5 млн. т).
Таким образом, рассчитать зерновой баланс также не представляется возможным, так как колебания в количестве требуемого зерна для производства пшеничной муки находятся в пределах от 13 до 19 млн. тонн.
В ходе совещания обсуждались краеугольные вопросы функционирования хлебопекарной промышленности, выгоды для внутреннего рынка от растущего производства зерна и его экспорта. По данным Росстата и некоторых экспертов хлебопекарного рынка, несмотря на растущие показатели производства зерна, для производства хлеба в самом массовом сегменте используется зерно низкого качества. А объем и динамика импорта хлебопекарных «улучшителей» и хлебных смесей в РФ также являются косвенным доказательством падения качества хлебобулочных изделий и роста фальсификата в отрасли.
Проблемы, которые уже сейчас закладываются в дальнейшее развитие зерновой отрасли, и во многом будут влиять на положение России в мире как ведущего игрока на зерновом рынке. Перепроизводство в основном фуражного зерна может привести к попаданию России в экономическую ловушку, чреватую зависимостью в качественном зерне от внешней конъюнктуры и экспорта, производства избыточного объёма зерна 4-го и 5-го класса и существенного роста зависимости реализации данного зерна от внешней конъюнктуры, а также затрагивает фундаментальные вопросы продовольственной безопасности.
Суммируя вышеизложенное, основными проблемами развития зернового комплекса Российской Федерации являются:
- При прогнозах перспективного экспорта 39 – 40.000.000 т. зерна в год и высокого урожая свыше 110.000.000 т., в случае непредвиденного снижения объемов экспорта, возможна ситуация, когда остатки в России зерна 4-го и 5-го классов будут настолько велики, что приведет к крайне негативным последствиям. А именно: хранение зерна будет сложно и очень дорого, цена на рынке значительно снизится, что неминуемо приведет к массовому разорению мелких и средних хозяйств в России, не имеющих финансовой подушки для того чтобы пережить один сложный год;
- Существующий механизм проведения государственных интервенций не предполагает немедленного и автоматического стимулирования на производства зерна с показателями более высокого качества;
- Перекос в избыточном производстве фуражного зерна и отсутствие механизмов, стимулирующих производство высококачественных сортов пшеницы;
- Распределение субсидий требует тщательного анализа со стороны государственных институтов и перенаправления финансовых средств в перспективные направления развития отечественного АПК;
- Конъюнктура рынка показывает, что необходимо переходить к целевому субсидированию пшеницы 3-го класса и отказа от субсидирования пшеницы 4-го и 5-го класса в ряде регионов (например, южных регионов РФ);
- Стимулирование экспорта при низкой стоимости зерна на мировом рынке может привести к тому, что производители в ряде случае будут вынуждены продавать зерно ниже себестоимости. При этом государственные субсидии практически субсидирует не отечественное сельское хозяйство, а низкую цену на зерно для стран- импортеров;
- Низкие темпы прироста объёмов внутреннего потребления зерна и незначительный объем глубокой переработки, и, как необходимость, стимулирование производства продуктов переработки сельскохозяйственного сырья (в том числе зерна, зернобобовых и масличных культур) с высокой добавленной стоимостью как важнейшего направления развития перерабатывающей промышленности и животноводческого комплекса;
- Уменьшение обеспеченности производителей зерна сельскохозяйственной техникой, машинами и оборудованием, в т. ч. по причине удорожания техники, а также дисбаланс темпов выбытия и темпов восполнения сельхозтехники и оборудования.
- Формирующийся дисбаланс в экспортной возможности регионов Сибири и Дальнего Востока требует определения государственного подхода по созданию логистики, позволяющей этим регионам быть конкурентно способными экспортерами и иметь возможности для выхода на новый азиатский рынок;
- Необходимость перехода на промышленное семеноводство во избежание незаконного оборота семян, снижения урожайности и обеспечения качества зерна.
С учетом вышеизложенного участники совещания предлагают:

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1). Обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование в 2017 году мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы;
2). Взять на особый контроль исполнение раннее данного поручения Правительством Российской Федерации (п. 2 раздела II протокола заседания Комиссии по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от 29.10.2013 №8), в части принятия проекта Федерального закона «О зерне и продуктах его переработки»;
3).Подготовить уточненные прогнозные балансы продовольственных ресурсов на период до 2020 года с учетом продолжения осуществления импортозамещения в агропромышленном комплексе и обеспечения продовольственной безопасности;
4). Предложить включить в программу долгосрочное прогнозирование на двух и трехлетнюю перспективу с рекомендациями сельскохозяйственным и фермерским хозяйствам об объемах и классности зерна для производства, и размерах субсидий;
5).Обеспечить меры государственного регулирования при перевозках зерна железнодорожным транспортом, в том числе путем перевода зерновых и зернобобовых культур (позиции ЕТСНГ 011 – 018), семян сои (код ЕТСНГ 021100) и продукции мукомольно-крупяной промышленности (позиции ЕТСНГ 501 – 504) из 2-го в 1-й тарифный класс грузов Прейскуранта № 10–0101 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1).
6). Предусмотреть меры выравнивания тарифной политики по отношению к тарифной политике в странах Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС).
7). Возобновить государственные контрольные функции за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.
8). Предусмотреть меры поддержки (субсидий) и стимулирования перспективных направлений развития отечественного производства зерновых и зернобобовых культур, продуктов их переработки;
9). Рассмотреть возможность целевого субсидирования производства пшеницы 3-го класса и отказа от субсидирования пшеницы 4-го и 5-го класса в ряде регионов с избыточным производством фуражного зерна.
10) Внести корректировки и привести в соответствие по отношению друг к другу Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» № 719, Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» и Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», регламентирующие развитие сельхозмашиностроения в целях стимулирования приобретения средств производства и отечественных перерабатывающих технологий для обеспечения продовольственной и технологической безопасности. 

10).Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
А). Создать и внедрить автоматизированную систему сбора и обработки информации о количестве и качестве зерна нового урожая, зерна, находящегося на хранении, поступающего по импорту и отгружаемого на экспорт, переходящих остатках;
Б). Разработать и представить на утверждение до конца 2017 года актуализированные редакции ведомственных инструкций и документов о выращивании зерна и зернобобовых культур в Российской Федерации, обороте зерна и продуктов его переработки, включая муку, крупу, комбикорма и компоненты для их производства, побочные продукты переработки зерна, на внутреннем рынке, при экспорте импорте, в том числе при хранении, включая требования обеспечения норм надзора и контроля;
В). Разработать меры поддержки государственных приоритетов, направленных на развитие экспорта муки, зерна и других продуктов переработки сельскохозяйственной продукции, в том числе на азиатские рынки;
Г). Обеспечить бюджетное финансирование инструментов технической и технологической модернизации АПК (в первую очередь АО «Росагролизинг»), в отношении которых отмечается повышенный спрос со стороны субъектов малого и среднего бизнеса – категории сельхозпроизводителей, наиболее остро испытывающих проблемы с технической оснащенностью;
Д). Тиражировать в АПК типовые проекты создания инфраструктурных мощностей для хранения и переработки зерна (в т. ч. мощности по глубокой переработке зерна с высокой добавленной стоимостью), включающих в себя необходимый и достаточный перечень оборудования и средств производства, стоимость реализации которых будет стабильной, а также разработать зональные технологии выращивания семян, обеспечивающие получение качественного семенного материала с высоким коэффициентом размножения;
Е). Минсельхозу до момента принятия проекта Федерального закона «О зерне и продуктах его переработки» в срок до 15.04.2017 в целях выполнения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение качества и безопасности экспортируемого зерна и продуктов его переработки в соответствии с требованиями стран-импортеров, предъявляемых к качеству и безопасности ввозимого зерна, которые в ряде случаев являются более жесткими, чем предусмотренные нормативными документами Российской Федерации, повышения конкурентоспособности российского зерна на внешнем рынке и устранения существующего правового пробела. Разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью российского зерна, предназначенного для обращения на внутреннем рынке и на экспорт.
Ж.) Для формирования эффективной системы семеноводства, отвечающей рыночной экономике, подготовить федеральную программу по семеноводству, созданию национального и региональных союзов селекционеров и семеноводов с возложением на них функций контроля за качеством посевного материала, оказания государственной поддержки селекционных и селекционно -семеноводческих учреждений независимо от форм собственности, создания региональных систем семеноводства и внедрения в субъектах Российской Федерации системы промышленного семеноводства;
З). Актуализировать и внести изменения в программу международной кооперации и экспорта в целях проведения протекционистской поддержки в части нивелирования избыточных требований к качеству российского экспортного зерна.
Е) Совместно с Министерством транспорта и Министерством экономического развития проработать меры, направленные на дальнейшее снижение транспортно-логистических издержек при перевозке зерна, в том числе, рассмотреть возможность:
-снижения стоимости железнодорожной перевозки зерна и продуктов его переработки;
- повышения конкуренции железнодорожных перевозчиков зерна в экспортном направлении глубоководных портов Новороссийска и Тамани;
- снижения портовых расценок на перевалку российского зерна и продуктов его переработки при отгрузке их на экспорт.

11).Министерству экономического развития Российской Федерации:
А). Рекомендовать предусмотреть комплекс защитных мер по ограничению вывоза масличных культур в условиях резкого роста экспорта семян подсолнечника, спровоцированного снижением экспортной пошлины до 6,5% в рамках соблюдения обязательств РФ перед ВТО, на фоне дефицита сырья на внутреннем рынке и 30%-ной недозагрузки производственных мощностей.
Б) Разработать методологию обеспечения достоверности данных Росстата по объемам производства и потребления зерна и продуктов его переработки; 
-организовать учет производителей муки, чтобы понять, общие объемы производства мукомольной продукции и, на основе этого, количество и качество требуемого для этого производства сырья;
-оценить возможность распространения положений статьи 32 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» на муку и крупяные изделия.

12). Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
А) Разработать прозрачный механизм контроля ценообразования на сельхозтехнику и запасные части к ней, позволяющий исключить необоснованный рост их стоимости (особенно в период сезонно-полевых работ), а также способствующий снижению финансовой нагрузки на сельхозпроизводителя и, соответственно, снижению себестоимости готовой продукции.

13). Министерству иностранных дел Российской Федерации:
А). Разработать комплекс мер, направленных на прямую поддержку и продвижение продукции российского производства, и защиту интересов российских предпринимателей.

14). Федеральной Службе Государственной статистики:
А). Повысить качество предоставления информации и статистики по зерновым балансам, разработать понятийный аппарат определения категорий качества зерна и методику достоверности и точности предоставляемых данных, системного количественного и качественного учета зерна под углом рассмотрения зернового баланса не как статического, а как динамического процесса.

15). Федеральной антимонопольной службе:
А). Проверить обоснованность ценообразования тарифов на перевалку российского зерна и продуктов его переработки при отгрузке на экспорт в портовых терминалах, являющихся на сегодняшний день одними из самых высоких в мире.

16).Совету Федерации Федерального Собрания РФ:
А). Создать рабочую группу для подготовки проекта федерального закона «О зерне и продуктах его переработки».