Другие мероприятия

Совещание на тему «Охрана лесов от пожаров: задачи, проблемы и пути их решения»

Анонс

В соответствии с поручением Совета Федерации (выписка из протокола заседания Совета Федерации № 508/3 27 января 2016 года) и Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрании Российской Федерации на весеннюю сессию 2016 года Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проводит совещание на тему «Охрана лесов от пожаров: задачи, проблемы и пути их решения».
Совещание состоится 24 февраля 2016 года, в 14.00 в здании Совета Федерации по адресу: г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 26, комн. 650.

На указанном совещании с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти (Минприроды России, Рослесхоза, МЧС России, Минфина России), органов государственной власти субъектов Российской Федерации будут рассмотрены вопросы о ситуации с обеспечением охраны, защиты и воспроизводства лесов, о мерах, принимаемых по предотвращению и тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации и прежде всего в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Байкальского региона, в том числе в Республике Бурятия, о финансовом обеспечении в 2016 году указанных мероприятий за счет средств федерального бюджета.
По итогам проведения указанного мероприятия Комитетом будут подготовлены рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации по указанным вопросам.
Совещание пройдет под председательством Заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Лебедева Владимира Альбертовича

Рекомендации

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

 Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, международных экспертов вопрос «Охрана лесов от пожаров: задачи, проблемы и пути их решения», в том числе о ситуации с обеспечением охраны, защиты и воспроизводства лесов, о мерах, принимаемых по предотвращению и тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, прежде всего в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Байкальского региона, в том числе в Республике Бурятия, о финансовом обеспечении в 2016 году указанных мероприятий за счет средств федерального бюджета, об оплате труда работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участвовавших в тушении лесных пожаров, участники совещания отмечают.

По предварительному прогнозу, подготовленному на основании данных климатических показателей, с учетом горимости прошлых периодов, повышенная пожарная опасность прогнозируется в течение всего пожароопасного сезона в разных субъектах на территории всех федеральных округов Российской Федерации. Так, на территории Сибирского федерального округа – это Забайкальский, Красноярский и Алтайский края, Республики Тыва и Бурятия, Новосибирская область.
В рамках подготовки к пожароопасному сезону в целях обеспечения эффективной охраны лесов от пожаров Рослесхозом проведена следующая работа:
издан приказ от 31 декабря 2015 года № 528 об организации охраны лесов от пожаров в 2016 году;
утверждены состав и положение о Комиссии Рослесхоза по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, об оперативном штабе Комиссии (приказ от 12 января 2016 года № 3);
утвержден регламент работы оперативных штабов по охране лесов от пожаров при департаментах лесного хозяйства по Сибирскому и Дальневосточному округам (приказ от 25 декабря 2015 года № 500);
утверждены Правила привлечения сил и средств парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана» к тушению лесных пожаров до введения в субъекте Российской Федерации режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, с целью недопущения негативного развития лесопожарной обстановки и предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров (приказ от 25 декабря 2015 года  № 499).
Кроме того, формируется План межрегионального маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2016 год, во всех федеральных округах проводятся выездные совещания по исполнению регионами переданных полномочий в области лесных отношений, где поставлены задачи на 2016 год, согласуются сводные планы тушения лесных пожаров субъектов Российской Федерации. В настоящее время в Рослесхоз на рассмотрение представлено 42 сводных плана, из них 29 – согласованы.
В текущем году также заключаются соглашения о взаимодействии с главами субъектов Российской Федерации Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по взаимодействию в области  охраны лесов от пожаров. Соглашения с субъектами Сибирского федерального округа подписаны с 9 из 12 субъектов, а с субъектами Дальневосточного федерального округа – с 2 из 9. субъектов). Согласованы график и состав участников проведения внеплановых комплексных учений на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов в части отработки вопросов взаимодействия и слаженности сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при тушении природных пожаров.
Под руководством Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) запланировано проведение межведомственных проверок готовности  субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону 2016 года, ведется работа по увеличению в 2016 году численности сил пожаротушения функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) до 1000  человек - минимального уровня численности для обеспечения функций по ликвидации ЧС в лесах особо охраняемых природных территорий федерального значения. Основное усиление группировок предусмотрено в регионах Сибири, в том числе предполагается усиление на 50 человек Бурятской, Забайкальской и Иркутской групп.
В ходе противопожарного обустройства лесов в субъектах Российской Федерации планируется: построить и отремонтировать 10,5 тыс. км дорог противопожарного назначения; обустроить 194 тыс. км просек, противопожарных разрывов и минерализованных полос;  провести ремонт и обновление 645,2 тыс. км минерализованных полос и разрывов. Мероприятия по противопожарному обустройству в регионах начнутся после схода снежного покрова.
В рамках подготовки систем, сил и средств предупреждения лесных пожаров в регионах до начала пожароопасного сезона в субъектах Российской Федерации планируется организовать порядка 13 тысяч мобильных групп пожаротушения численностью более 80 тысяч человек, 6 тысяч добровольных пожарных дружин численностью около 49,8 тысяч человек. Провести обучение по тактике и технике тушения лесных пожаров 59 тысяч человек, подготовить 2,4 тысячи руководителей тушения крупных лесных пожаров, подготовить к работе все пожарно-химические станции (1592 штук), обеспечить готовность 14,3 тысячи пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, 1,3 тысячи пожарно-наблюдательных вышек и мачт; организовать работу 1,4 тысяч наблюдательных пунктов на господствующих высотах и высотных объектах, задействовать 49 тысяч единиц специализированной лесопожарной техники.
Подготовка к пожароопасному сезону 2016 года в субъектах Российской Федерации была начата еще в 2015 году. Объемы работ по противопожарному обустройству лесов, выполненные в 4 квартале 2015 года, являются превентивными мерами борьбы с пожарами в весенний период. Согласно сведениям, представленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, были заключены договоры и контракты на выполнение авиационных работ по охране и защите лесов.
Одной из основных причин увеличения количества лесных пожаров является санитарное состояние лесов. В целях обеспечения устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала, а также охраны и защиты лесов требуется совершенствование лесного законодательства. При этом необходимо не только вносить изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, но и в кратчайшие сроки принимать необходимые для реализации новых положений нормативные правовые акты. Следует отметить негативную тенденцию длительных сроков разработки нормативных правовых актов. Так, например, до настоящего времени не принято постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка хранения, реализации, либо в случае утраты качества или иных потребительских свойств утилизации указанной в части 1 статьи 99.1 Лесного кодекса Российской Федерации безвозмездно изъятой, конфискованной древесины», предусмотренное Федеральным законом от 28 декабря 2013 года    № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», не приняты правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничествах, лесопарках, предусмотренные Федеральным законом  от 29 июня 2015 года       № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений».
Причинами значительного количества возникающих лесных пожаров остаются сельскохозяйственные палы, при этом  уполномоченные органы государственной власти не всегда используют имеющиеся полномочия по выявлению и  привлечению к ответственности лиц, виновных в проведении неконтролируемых палов сухой травы и возникающих лесных пожаров.
Принимая во внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2015 года № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» введен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях, необходимо обеспечить жесткий контроль за соблюдением данного запрета. Кроме того, необходимо создать систему обеспечения пожарной безопасности на землях сельскохозяйственного назначения, запаса и землях иных категорий.
Низкая оперативность обнаружения и тушения лесных пожаров в ряде регионов в 2015 году вызвана дефицитом специализированной лесопожарной техники и оборудования. В этой связи необходимо продолжить программу по обновлению материально-технической базы специализированных учреждений субъектов Российской Федерации.
Наибольший экономический и экологический ущерб наносят крупные лесные пожары. При этом выявление лиц, виновных в возникновении и распространении лесных пожаров, находится в неудовлетворительном состоянии. В этой связи необходимо усилить межведомственное взаимодействие в сфере выявления виновников лесных пожаров и лиц, допустивших нарушение Правил пожарной безопасности в лесах. Результатами взаимодействия должно стать повышение оперативности выявления виновников лесных пожаров и раскрываемости преступлений, связанных с лесными пожарами.
Следует также отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» с 15 ноября 2015 года обязательна оплата каждого километра пути следования по федеральным дорогам грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Под данный тоннаж подходят более 90% всей специализированной пожарной техники. В связи с изложенным необходимо решить вопрос по безвозмездному проезду тяжеловесных и негабаритных транспортных средств, задействованных в ликвидации лесных пожаров, по автомобильным дорогам как федерального, так регионального и муниципального значения.
Также необходимо принять меры по повышению эффективности функционирования территориальных систем РСЧС при организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, усилению организационной и разъяснительной работы с населением, в том числе с использованием всех видов СМИ, современных средств связи, сети «Интернет», рассылки sms-сообщений и других форм работы, организации патрулирования в периоды особого противопожарного режима и ЧС в местах отдыха граждан, в том числе с использованием добровольных народных дружин, своевременному выполнению мероприятий по противопожарному обустройству лесов, в том числе оборудованию дорог, ведущих в леса, шлагбаумами и постами; оперативному реагированию на информацию Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о метеорологических явлениях, которые могут привести к возникновению природных пожаров на землях всех категорий. Рослесхозу в 2016 году также необходимо обеспечить: осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах, координацию межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения, достоверный статистический учет площади лесных и нелесных земель, пройденных лесными пожарами, с применением данных информационной системы дистанционного мониторинга (ИСДМ).
В настоящее время основными причинами осложнения ситуации с лесными пожарами в значительной части субъектов Российской Федерации наряду с природно-климатическими факторами является недостаточное финансовое обеспечение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, включая обеспечение мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в федеральном бюджете ежегодно предусматриваются, начиная с 2014 года, субвенции, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы.
В соответствии с Федеральным законом  от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены субвенции в размере 28,9 млрд. рублей, из них  4173,5 млн. рублей – на охрану лесов от пожаров.
В настоящее время Рослесхозом направлены на согласование предложения по выделению дополнительного финансирования в части оказания поддержки регионам Сибири и Дальнего Востока, пострадавшим от лесных пожаров в 2015 году и имеющим кредиторскую задолженность в объеме 665,3 млн. рублей, за счет перераспределения средств, предусмотренных Рослесхозу на другие направления. Несмотря на 10% секвестрование расходов федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений, регионы в приоритетном порядке сохраняют объемы работ и финансирования на мероприятия по предупреждению и тушению лесных пожаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе общего объема субвенций предусматривается нераспределенная между субъектами Российской Федерации субвенция (в подпрограмме на 2015 год - 1113,2 млн. рублей, на 2016 год - 1 099,2 млн. рублей).
Определение объема субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации на соответствующий год, осуществляется Рослесхозом в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838.
Следует отметить, что из регионов поступают многочисленные обращения по вопросу обоснованности распределения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых субъектам Российской Федерации для осуществления полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов. По мнению экспертов отрасли, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сложившаяся практика расчета средств, необходимых регионам для ведения лесного хозяйства, не обеспечивает  должный уровень охраны лесов, их использования и воспроизводства, особенно в регионах с развитым лесопользованием и высоким уровнем природной пожарной опасности лесов. Учитывая вышеизложенное, необходимо провести широкое обсуждение данного вопроса с участием представителей регионов и  экспертов в области лесного хозяйства и подготовить предложения по совершенствованию лесного законодательства в части финансового обеспечения лесного хозяйства, а также по совершенствованию подзаконных актов Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, регулирующих вопросы расчета и распределения между регионами субвенций федерального бюджета, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений.
Особенно важно обеспечить своевременное и в полном объеме выделение в 2016 году из федерального бюджета субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров.
Исходя из вышеизложенного, участники совещания предлагают:
1. Рекомендовать Совету Федерации Федерального собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2016 года провести парламентские слушания на тему «Законодательство и правоприменительная практика в системе распределения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий в области лесных отношений».
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Федеральным законом от 28 декабря 2013 года              № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Федеральным законом  от 29 июня 2015 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений»;
обеспечить своевременное и в полном объеме выделение в 2016 году из федерального бюджета субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, а также рассмотреть вопрос о погашении задолженности по тушению лесных пожаров за 2015 год;
ускорить разработку проекта федерального закона о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования охраны лесов от пожаров, устанавливающего полномочия Федерального агентства лесного хозяйства создавать федеральный резерв сил и средств пожаротушения для участия в тушении лесных пожаров при недостаточности сил и средств субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона об установлении административной ответственности должностных лиц за включение в планы тушения лесных пожаров недостоверных сведений, а также ответственности владельцев техники и оборудования за их непредоставление;
рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в лесное законодательство Российской Федерации с учетом специфики каждого региона, а именно в части 2 ст. 53.4. Лесного кодекса Российской Федерации обнаружение и тушение лесных пожаров закрепить за лицами, использующими леса на арендуемой территории или дать право субъектам Российской Федерации закреплять данные полномочия за лицами, использующими леса. Затраты по тушению лесных пожаров оставить за Российской Федерацией.
рассмотреть вопрос о разработке нормативного правового акта, устанавливающего типовую форму паспорта готовности субъекта Российской Федерации к пожароопасному сезону в лесах;
внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров», в части изменения подходов к показателям горимости лесов, являющихся основаниями для введения ЧС муниципального, регионального, межрегионального и федерального характера, имея ввиду, переход от среднемноголетних показателей горимости к фактическим показателям, в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»,  обеспечивающие безвозмездный проезд тяжеловесных и негабаритных транспортных средств, задействованных в ликвидации лесных пожаров по автомобильным дорогам как федерального, так и регионального и муниципального значения, а также внести изменения в Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года № 377, в части включения в форму плана тушения лесных пожаров порядка привлечения к тушению лесных пожаров сил и средств пожаротушения, имея ввиду случаи и порядок безвозмездного и возмездного привлечения сил и средств, сроки для заключения соответствующих соглашений, договоров, контрактов;
разработать комплекс мер, направленных на поддержку и внедрение инновационных технологий и нового лесопожарного оборудования в борьбе с лесными пожарами;
рассмотреть возможность признания ФБУ «Авиалесоохрана» единственным поставщиком (исполнителем) работ по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда и на особо охраняемых территориях федерального значения для привлечения сил федерального резерва пожаротушения на основании контрактов без проведения публичных процедур и до введения режима чрезвычайной ситуации в лесах;
рассмотреть вопрос о разработке порядка привлечения сил и средств тушения лесных пожаров в субъектах Российской Федерации, предусматривающего привлечение сил и средств пожаротушения арендаторов на основании договоров по оказанию соответствующих услуг;
внести изменения в Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года        № 110, предусматривающие возможность выделения из резервного фонда Правительства Российской Федерации для возмещения расходов на финансовое обеспечение мероприятий по тушению лесных пожаров при введении режима чрезвычайной ситуации в лесах;
внести изменения в Постановление Правительства от 5 мая 2011 года        № 345  «Правила предоставления и распределения субсидий на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в рамках подпрограммы «Охрана и защита лесов» государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013 – 2020 годы», в части определения основным критерием обеспеченности в лесопожарной технике и оборудованию площади защитных и эксплуатационных лесов расположенных на территории субъекта путем исключения коэффициента рекреационной нагрузки;
рассмотреть вопрос по разрешению проведения на территории субъектов  Российской Федерации Дальневосточного Федерального округа  контролируемых  выжиганий на сельскохозяйственных угодьях;
рассмотреть вопрос о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации, предусмотрев при этом соответствующий объем финансирования для обеспечения этих полномочий;
рассмотреть вопрос привлечения добровольных пожарных дружин (команд) к тушению лесных пожаров на землях лесного фонда;
решить вопрос о ликвидации кредиторской задолженности Республики Бурятия по оплате работ по тушению лесных пожаров 2015 года в объеме 234,4 млн. рублей путем внесения дополнения в Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, в части финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных лесными пожарами;
для ликвидации последствий массовых лесных пожаров 2015 года в лесах Байкальской природной территории решить вопрос о возможности проведения сплошных санитарных рубок в лесах, расположенных в водоохранной зоне озера Байкал и в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, путем введения Указом Президента Российской Федерации режима особых условий на Байкальской природной территории в связи с лесными и торфяными пожарами в 2015 году, в котором будут определены мероприятия по ликвидации последствий лесных и торфяных пожаров, включая работы по проведению сплошных и выборочных санитарных рубок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории;
рассмотреть вопрос о выделении Республике Бурятия финансовых средств на проведение санитарно-оздоровительных и лесовосстановительных мероприятий на площадях, пройденных лесными пожарами в 2015 году, учитывая, что значительная часть лесных пожаров произошла на Байкальской природной территории в границах центральной экологической зоны;
внести в лесное законодательство дополнения, предусматривающие обязанность арендаторов принимать меры по тушению лесных пожаров на арендованных участках;
установить административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в режиме «чрезвычайной ситуации» и за неисполнение требований сводного плана тушения лесных пожаров;
внести изменения в Правила пожарной безопасности в лесах по соблюдению гражданами ограничений пребывания в  лесах в условиях особого противопожарного режима и режима «чрезвычайной ситуации»;
рассмотреть вопрос по утверждению нормативов создания резерва финансовых и материальных ресурсов на пожароопасный сезон;
рассмотреть вопрос о выделении зоны ответственности МЧС России по обеспечению пожарной безопасности на землях лесного фонда вокруг населенных пунктов;
рассмотреть вопрос о внесении изменения в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2014 года      № 313 «Об утверждении правил тушения лесных пожаров», в части II пункт 8.1. изложить в следующей редакции «8.1. Принятие решения о начале, приостановке или прекращении работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, осуществляется на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
3. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
рассмотреть вопрос  о внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 года № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», нормативы противопожарного обустройства лесов определить как минимально необходимые и дающие право субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать дополнительные объемы противопожарного обустройства лесов в зависимости от лесорастительных и лесопирологических условий каждого лесничества, сложившейся относительной горимости лесов;
разработать: базовые нормативы расходов средств субвенций на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; норматив наличия сил и средств специализированных учреждений по тушению лесных пожаров, необходимых для обеспечения пожарной безопасности в лесах; порядок привлечения сил и средств пожаротушения федеральных и региональных ведомств;
определить порядок отражения кредиторской задолженности по тушению лесных пожаров сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
пересмотреть Методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Предложить Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству лесного хозяйства, органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
принять меры по недопущению образования кредиторской задолженности по затратам на тушение лесных пожаров в 2016 году, сосредоточив, в первую очередь, силы и средства на мероприятиях по предотвращению возникновения лесных пожаров.
5. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства:
утвердить межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования;
обеспечить проведение оперативных штабов по охране лесов от пожаров Федерального агентства лесного хозяйства и ФБУ «Авиалесоохрана»;
осуществлять контроль за установлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации зон контроля за лесными пожарами;
координировать межрегиональное маневрирование силами и средствами пожаротушения;
рассмотреть вопрос о возможности увеличения численности федерального резерва парашютной и десантно-пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана»;
решить вопросы: о размещении федерального резерва ФБУ «Авиалесоохрана» с авиацией в Республике Бурятия до начала возникновения массовых лесных пожаров; о выделении средств на обновление лесопожарной техники и противопожарного оборудования для оснащения специализированных учреждений по борьбе с лесными пожарами; о выделении финансирования на строительство в Республике Бурятия лесного селекционно-семеноводческого центра в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы».
6. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
принять меры по обеспечению достоверного статистического учета площади лесных и нелесных земель, пройденных лесными пожарами, с применением данных ИСДМ;
принять участие в организации и проведении  внеплановых комплексных учений на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, в части отработки вопросов взаимодействия и слаженности сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при тушении природных пожаров;
принять исчерпывающие меры по осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах;
принять меры по обеспечению введения механизма внешнего управления силами и средствами пожаротушения в условиях высокой горимости лесов (до введения режима ЧС);
обеспечить проработку вопроса по обновлению материально-технической базы лесопожарных формирований субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
7. Предложить Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий усилить взаимодействие Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при осуществлении деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, (в том числе на землях сельскохозяйственного назначения), в целях исключения возможности перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты.
8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
провести весь комплекс профилактических мероприятий;
ускорить разработку и доработку сводных планов тушения лесных пожаров субъектов Российской Федерации;
принять участие в проводимых МЧС России межведомственных проверках готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону;
установить зоны контроля за лесными пожарами;
обеспечить своевременное введение особого противопожарного  режима и режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, а также соблюдение установленных режимов с использованием мер административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах;
организовать взаимодействие в области охраны лесов от пожаров с органами местного самоуправления и общественными объединениями добровольной пожарной охраны, проведение  обучений указанных общественных объединений по методам профилактических мероприятий, а также тактике и технике тушения природных пожаров.