В соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2015 года Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проводит совещание на тему: «Осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров: задачи, проблемы и пути их решения».
Совещание состоится 25 марта 2015 года в 15:00 в здании Совета Федерации по адресу: Москва, Б. Дмитровка 26, ком 701.
Для рассмотрения и обсуждения вынесены следующие вопросы: прогноз рисков возникновения лесных пожаров в 2015 году, готовность регионов к лесопожарному сезону 2015 года, имеющиеся проблемы и пути решения, вопросы финансирования тушения лесных пожаров, нормативно-правовое обеспечение деятельности по тушению лесных пожаров.
На совещание приглашены представители федеральных органов исполнительной власти — Минприроды России, Минфина России, Минпромторга России, МЧС России, Рослесхоза, представители Генеральной прокуратуры и Счетной палаты Российской Федерации, представители региональных органов государственной власти, представители Института Космических Исследований Российской Академии Наук, Московского центра войсковых казачьих обществ Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.
Рекомендации
Рассмотрев с участием представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации итоги осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров в 2014 году, прогноз пожарной опасности по условиям погоды, меры по обеспечению охраны лесов от пожаров в 2015 году, включая подготовку субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону, и обеспечение пожарной безопасности объектов и территорий, граничащих с лесными участками, участники совещания отмечают следующее.
Согласно данным Федерального агентства лесного хозяйства по итогам пожароопасного сезона 2014 года на территории земель лесного фонда зарегистрировано 16 тысяч лесных пожаров, что в 1,6 раза больше показателя 2013 года и в 1,2 раза больше среднепятилетних значений. Площадь, пройденная огнем, составила более 3,6 млн га, что в 2,5 раза больше чем в 2013 году, и в 1,9 раза больше среднепятилетних значений.
Наиболее напряженная лесопожарная ситуация сложилась в 5 субъектах Российской Федерации: в Республике Саха (Якутия), Забайкальском и Приморском краях, Амурской и Иркутской областях. На эти регионы пришлось около 30% от всех лесных пожаров и более 80% от пройденной огнем площади. Причинами большинства пожаров явились антропогенный фактор (84%) и грозовые разряды (16%).
Анализ прохождения пожароопасного сезона 2014 года показал, что не всеми регионами на должном уровне были выполнены требования по подготовке и прохождению пожароопасного сезона. Основными причинами неудовлетворительных результатов 2014 года явились: несвоевременная техническая и организационная готовность к пожароопасному сезону в отдельных регионах, неэффективная организация авиационной охраны лесов, низкая оперативность обнаружения лесных пожаров и тушения лесных пожаров, отсутствие взаимодействия с лесопожарными подразделениями иных ведомств (в частности, Минобороны России) и, как следствие, недостоверная информация о лесных пожарах, возникших на землях обороны и безопасности, в отдельных регионах, несвоевременное наращивание сил и средств пожаротушения в рамках утвержденных планов тушения и сводных планов тушения лесных пожаров, отсутствие контроля за сельхозпалами, несвоевременное введение ограничения пребывания граждан в лесах, особого противопожарного режима и режима чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, а также недостаточное обеспечение контроля за соблюдением этих режимов, отсутствие работы с населением и средствами массовой информации по противопожарной пропаганде.
Следствием указанных просчетов явилось как существенное увеличение площадей лесных пожаров, так и значительный объем кредиторской задолженности по их тушению. По итогам пожароопасного периода 2014 года в 9 субъектах Российской Федерации образовалась кредиторская задолженность по тушению лесных пожаров в объеме 906 млн рублей. На основании проведенной проверки первичной документации, представленной субъектами Российской Федерации, имеющими кредиторскую задолженность, Федеральным агентством лесного хозяйства направлены в Министерство финансов Российской Федерации предложения по выделению дополнительных средств из федерального бюджета на компенсацию расходов по тушению лесных пожаров в 2014 году в сумме 550 млн. рублей.
В целях совершенствования системы предупреждения и борьбы с лесными пожарами в 2014 году Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации изданы приказы: «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров», «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов», «Об утверждении Методики инструментального замера площади лесного пожара», «Об утверждении состава и формы предоставления сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах».
Федеральным законом от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которым деятельность по тушению лесных пожаров не лицензируется, что позволит привлечь лесопользователей к участию в их тушении. Также внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров», предусматривающие ликвидацию чрезвычайных ситуаций в лесах, расположенных на землях лесного фонда, силами ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана».
В 2015 году отмечается повышенная вероятность превышения среднемноголетних значений параметров пожарной обстановки по результатам многолетних статистических наблюдений ожидается в Северо-Западном, Центральном, Сибирском, Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Южном федеральных округах.
Учитывая вышеизложенное, основными задачами в борьбе с лесными пожарами в 2015 году были определены:
- своевременное утверждение планов тушения лесных пожаров, в том числе сводного на территории субъекта Российской Федерации;
- подготовка комплексного плана мероприятий по организации охраны лесов от пожаров на основе анализа итогов пожароопасного сезона 2014 года, с учетом прогноза пожарной опасности и лесорастительных особенностей регионов;
- подготовка и переподготовка личного состава специализированных лесопожарных учреждений по тактике и технике тушения лесных пожаров, в том числе руководителей тушения крупных пожаров;
- проведение учений по отработке навыков тушения лесных пожаров, включая отработку межсубъектового и межведомственного взаимодействия;
- проведение в необходимых объемах санитарно-оздоровительных мероприятий, включая уборку захламленности в лесах;
- организация разъяснительной работы с населением по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности, а также готовности к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами;
- борьба с неконтролируемым проведением сельскохозяйственных палов;
- обеспечение своевременного введения особого противопожарного режима и режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, а также соблюдение установленных режимов, с использованием мер административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах;
- обеспечение применения современных методов и средств при поведении работ по охране лесов от пожаров, повышающих эффективность предупреждения и ликвидации лесных пожаров.
Для улучшения ситуации с лесными пожарами, а также в целях повышения эффективности взаимодействия и усиления контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений Федеральным агентством лесного хозяйства предприняты следующие меры:
- в соответствии с приказом «Об организации охраны лесов от пожаров в 2015 году» организован оперативный штаб по охране лесов от пожаров, определены цели и задачи для регионов, установлены сроки их исполнения;
- согласованы сводные планы тушения лесных пожаров на территориях субъектов Российской Федерации, в рамках которых предполагается задействовать около 260 тысяч человек и 90,5 тысяч единиц пожарной техники, оборудования и инвентаря;
- сформирован и утвержден межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2015 год, в рамках которого для стабилизации лесопожарной обстановки планируется привлечение около 2,8 тысяч человек, более 500 единиц техники, оборудования и инвентаря;
- во всех федеральных округах проведены выездные совещания по исполнению субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, на которых поставлены задачи на 2015 год;
- Федеральное агентство лесного хозяйства приняло участие в проводимых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий межведомственных проверках готовности регионов к пожароопасному сезону 2015 года. По предварительным итогам, из 83 субъектов Российской Федерации 9 не готовы к пожароопасному сезону, 45 ограниченно готовы. На территории Иркутской области, Забайкальского края, Приморского края проведены межведомственные комплексные учения по отработке совместных действий в организации эффективного применения сил и средств территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при тушении лесных пожаров;
- в круглосуточном режиме функционирует Федеральная диспетчерская служба, которая ежедневно обеспечивает автоматизированный сбор информации о лесопожарной обстановке в субъектах Российской Федерации, проводит мониторинг лесопожарной обстановки, в том числе с использованием возможностей ИСДМ-Рослесхоз;
- в ФБУ «Авиалесоохрана» сформирована парашютно-десантная пожарная служба, численность которой в 2015 году составит 700 человек.
По вопросам финансирования тушения лесных пожаров отмечаем следующее. Согласно представленной Федеральным агентством лесного хозяйства информации в соответствии с доведенными Минфином России лимитами бюджетных обязательств на 2015 год в размере 90% от бюджетных ассигнований, объем финансирования мероприятий на охрану лесов от пожаров составил 4 155,1 млн рублей, в том числе на тушение лесных пожаров - 834,6 млн рублей. Объем финансирования бюджетных ассигнований на выполнение работ, по охране лесов от пожаров соответствует уровню 2014 года (4 583,4 млн рублей). С начала финансового года в субъекты Российской Федерации на мероприятия по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров, а также их тушению, направлено финансирование в полном объеме (4 155,1 млн рублей). Вместе с тем, по мнению регионов, недостаточное финансирование переданных полномочий в части тушения лесных пожаров, авиационного патрулирования лесов является серьезной проблемой, требующей решения.
В целях борьбы с лесными пожарами в 2015 году первоочередными задачами являются: повышение мобильность и эффективность федерального резерва авиапожарных команд, повышение эффективности работ по тушению лесных пожаров в районах активного лесопользования, оптимизация затрат лесопользователей на формирование средств пожаротушения, предотвращение образования у субъектов Российской Федерации кредиторской задолженности в связи с исполнением полномочий по тушению лесных пожаров, повышение количества выявленных виновников лесных пожаров, сокращение случаев перехода огня на лесной фонд.
Учитывая изложенное, участники совещания рекомендуют следующее.
1. Предложить Правительству Российской Федерации:
- рассмотреть вопрос о создании на федеральном уровне единой централизованной системы предупреждения и борьбы с природными пожарами на всех категориях земель;
- рассмотреть возможность увеличения целевых субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на выполнение мероприятий по предупреждению и тушению лесных пожаров;
- рассмотреть вопрос о подготовке предложений, касающихся внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части привлечения лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования уполномоченного федерального органа исполнительной власти к выполнению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров;
- разработать меры, направленные на создание и ремоторизацию авиационной техники малой авиации и организацию производства авиационной техники малой авиации многофункционального применения, в том числе для охраны лесов от пожаров;
- разработать предложения по совершенствованию законодательного обеспечения пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях населенных пунктов;
- рассмотреть вопрос о предоставлении гражданам права осуществлять заготовку и сбор валежника в лесах, примыкающих к населенным пунктам без взимания платежей;
- рассмотреть вопрос об усилении ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в том числе при незаконных рубках;
- рассмотреть возможность усиления ответственности за нарушения требований пожарной безопасности при проведении работ на землях, прилегающих к лесам;
- рассмотреть вопрос об установлении порядка выжиганий сухой травянистой растительности (в том числе на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса), исключающего возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты, а также установления ответственности за их нарушение;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, предусматривающие возможность выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации для погашения расходов на финансовое обеспечение мероприятий по тушению лесных пожаров в случае введения режима чрезвычайной ситуации в лесах регионального, межрегионального и федерального характера, а также о внесении изменений в Правила тушения лесных пожаров утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313, в части наделения регионов правом принимать решение о прекращении тушения или приостановке работ по тушению лесного пожара, который действует на удаленной и труднодоступной территории лесного фонда, не угрожает переходом огня на населенные пункты и объекты экономики и тушение которого экономически нецелесообразно.
2. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
- усилить контроль за осуществлением Рослесхозом функции отслеживания лесопожарной ситуации в субъектах Российской Федерации и за реализацией межрегионального плана маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2015 год;
- проработать вопрос предоставления лесных участков в составе земель лесного фонда государственным специализированным учреждениям по охране лесов от пожаров для размещения зданий пожарно-химических станций с целью выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, согласно пункту 16 статьи 25, части 2 статьи 6, части 1 статьи 19 и 71 Лесного кодекса Российской Федерации;
- проработать вопрос внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283-р «Об утверждении перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных и резервных лесов» в части создания правовых оснований на проведение работ по устройству и уходу за минерализованными полосами, и размещения пожарно-химических станций в защитных лесах, отнесенных к категории «леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, зеленые и лесопарковые зоны»;
- проработать вопрос о внесении изменений в лесное законодательство в части, касающейся определения требований и перечня мероприятий по недопущению возникновения неконтролируемых палов сухой травы и установления уголовной ответственность за поджоги сухой травы;
- проработать вопрос внесения изменений в действующие правовые акты в части установления возможности утилизации порубочных остатков, образующихся в результате проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в очагах вредных организмов, не только сжиганием, но и путем их глубокой переработки;
- совместно с Министерством транспорта Российской Федерации проработать вопрос внесения изменений в пункт 43 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 24.07.2012 № 258, для установления возможности экстренного получения разрешения в течении одного дня на проезд специализированной крупногабаритной тяжеловесной лесопожарной техники, направляемой на тушение лесных пожаров и предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации;
- проработать вопрос районирования территории лесного фонда по уровням лесопожарной охраны.
3. Рекомендовать Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
- разработать и утвердить совместно с Минприроды России и Минфином России порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в части обоснования выделения бюджетных ассигнований на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами;
- усилить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при осуществлении контроля за соблюдением порядка выжиганий сухой травянистой растительности (в том числе по землях сельскохозяйственного назначения), в целях исключения возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты.
4. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства усилить взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения предупреждения и тушения лесных пожаров.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации уделить особое внимание устранению недостатков, выявленных в ходе проверок готовности к пожароопасному сезону, обеспечить принятие необходимых мер по недопущению перехода пожаров на лесные массивы и населенные пункты при проведении сельскохозяйственных палов, усилить работу с населением и средствами массовой информации по противопожарной пропаганде.