Протокол совещания «О практике применения Федерального закона от 29 декабря 2022 года № 600-ФЗ „О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации“, направленного на совершенствование арендных отношений».
Председательствующий:
ДВОЙНЫХ Александр Владимирович, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
Участники совещания (по списку, прилагается)
Выступили: А.В. Двойных,
М.О. Стелькин, К.Ю. Степанов, А.И. Бубнов, Н.В. Иванов, Н.С. Кротов, С.В.
Черепанов, Ю.И. Шуплецова, Н.М. Гиряев,
Л.З. Талабаева.
Рассмотрев вопрос «О практике применения Федерального закона
от 29 декабря 2022 года № 600-ФЗ „О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации“, направленного на совершенствование арендных отношений», участники совещания отмечают следующее. По данным Рослесхоза в аренду передано 19,3% лесных земель — свыше 221 млн. га. Под заготовку древесины заключено порядка 13 409 договоров аренды площадью 168,6 млн. га., для ведения охотничьего хозяйства и охоты — 1472 договоров площадью 35,2 млн.га, под рекреацию – 16 343 договора площадью 32,1 тыс.га, для заготовки дикоросов и ведения сельского хозяйства– 3956 договоров площадью 17,5 млн. га. Основная доля заготовленной древесины (80%) приходится на арендаторов лесных участков. Крупнейшими арендаторами являются АО «Группа Илим», АО «Сыктывкарский ЛПК, АО „Краслесинвест“, ООО „ГК „УЛК“, АО „Сегежа Групп“. Объемы заготовки древесины на арендованных участках ежегодно возрастают, но не превышают в среднем 67% объемов, установленных договорами аренды. При этом основной прирост объема заготовки обеспечивается инвесторами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты в целях развития лесного комплекса). Одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие лесного комплекса, является недостаточная заинтересованность арендаторов лесных участков в воспроизводстве лесов, эффективном использовании лесосеки и развитии лесной инфраструктуры, ввиду короткого срока аренды (до 49 лет). Пробел в правом регулировании прав арендаторов при строительстве и эксплуатации лесных дорог блокирует расширение сети лесных дорог, ограничивает доступ к лесным ресурсам. В целях реализации поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса от 29 сентября 2020 года принят Федеральный закон от 29 декабря 2022 года
№ 600-ФЗ „О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации“ (далее — Федеральный закон № 600-ФЗ). Федеральный закон вступил в силу
с 1 сентября 2023 года Федеральным законом конкретизированы условия, которые необходимо выполнить арендатору для заключения договора аренды лесного участка на новый срок; исключены требования об изменении договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка; переданы на федеральный уровень полномочия по предоставлению лесных участков для реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов в отношении указанных лесных участков. Анализ правоприменительной практики заключения договоров аренды лесных участков на новый срок после вступления в силу положений Федерального закона 600-ФЗ (в период с 01.09.2023 по 31.10.2024) показал следующее. По результатам рассмотрения заявлений о заключении договора аренды лесного участка на новый срок между уполномоченным органом и арендаторами заключено 4249 договоров аренды лесных участков на новый срок, по 385 заявлениям уполномоченным органом было отказано в заключении договоров аренды лесных участков на новый срок. Частыми причинами отказа в являются: не выполнение арендатором мероприятий по сохранению лесов, случаи несвоевременного внесения арендатором арендной платы за три оплачиваемых периода подряд, не соблюдение арендатором сроков подачи заявления о заключении договора аренды лесного участка на новый срок. В указанный период были внесены изменения в 1409 договоров аренды лесных участков, заключенных по результатам торгов. В отношении
945 договоров изменения вносились по соглашению сторон, что позволило арендаторам сократить сроки внесения изменений в данные договоры и оперативно приступить к выполнению мероприятий по использованию лесов, охране лесов от пожаров, защите лесов, воспроизводству лесов и лесоразведению. 380 договоров аренды лесных участков были изменены по решению суда, в связи с тем, что иски о внесении изменений в договоры аренды, заключенные по результатам торгов были направлены до вступления в силу нормы закона. Инвесторами подано 98 заявлений о предоставлении в аренду лесных участков для реализации приоритетного инвестиционного проекта в целях развития лесного комплекса. По результатам их рассмотрения 50 договоров зарегистрировано в Росреестре (3 договора на этапе регистрации), по 12 заявлениям Рослесхозом принято решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду, отозвано заявителем 17 заявлений, возвращено на доработку — 16 заявлений. Частыми причинами отказа в предоставлении в аренду лесного участка являются: испрашиваемый лесной участок не поставлен на государственный кадастровый учет; границы лесного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ „О государственной регистрации недвижимости“; испрашиваемый лесной участок не соответствует перечню лесных участков, предназначенных для реализации инвестиционного проекта в целях развития лесного комплекса; нарушение инвестором исполнения поквартального графика более чем на один год. Арендаторами подано 1092 заявления на проведение экспертизы проектов освоения лесов (изменений в них) по договорам аренды лесного участка для реализации приоритетного инвестиционного проекта в целях развития лесного комплекса. По результатам рассмотрения указанных заявлений выдано
360 положительных заключений, 641 отрицательное заключение, 48 заявлений были отозваны заявителем или имели некомплектный пакет документов,
43 заявления находятся на рассмотрении. Проблемными вопросами при рассмотрении проектов освоения лесов являются: отсутствие полного комплекта документов к заявлению (возврат); проектирование рубок лесных насаждений (спелых и перестойных лесных насаждений, под объекты лесной инфраструктуры, рубок ухода за лесами) в особо защитных участках лесов, что противоречит статье 119 Лесного кодекса Российской Федерации; некорректное заполнение таблиц, предусмотренных приказом Минприроды России от 16.11.2021 № 864; ошибки в установлении объемов противопожарных мероприятий, лесовосстановления и мероприятий по защите лесов. С учетом изложенного предлагается усовершенствовать правовое регулирование порядка реализации инвестиционных проектов. Внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений: по приему лесных деклараций; по приему отчетов об использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите лесов, воспроизводству лесов, охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия; по приему таксационного описания лесосек; по согласованию проектов лесовосстановления; по проведению заключительного осмотра лесосек. Внести изменения в типовую форму договора аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденную приказом Минприроды России
от 30.07.2020 № 542. Лесопользователями, субъектами Российской Федерации внесены предложения, направленные на совершенствование арендных отношений.
В числе ключевых — необходимо уточнить критерии существенности нарушений условий договора для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов, усовершенствование процедуры приема лесных деклараций, проведения экспертизы проектов освоения лесов. Внесено 21 предложение, проведено заочное совещание по их рассмотрению (прилагается), в связи с их отклонением Минприроды России и Рослесхозом Совет по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации поддержал предложение продолжить работу по данным предложениям в период весенней сессии 2025 года. С учетом изложенного решили: 1. Принять информацию к сведению. 2. Рекомендовать Минприроды России, Рослесхозу 2.1. Продолжить мониторинг практики применения Федерального закона
от 29 декабря 2022 года № 600-ФЗ „О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации“, направленного на совершенствование арендных отношений“. 2.2. Подготовить предложения по внесению изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений: по приему лесных деклараций; по приему отчетов об использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите лесов, воспроизводству лесов, охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия; по приему таксационного описания лесосек; по согласованию проектов лесовосстановления; по проведению заключительного осмотра лесосек. 2.3. Подготовить предложения по внесению изменений в типовую форму договора аренды лесного участка для заготовки древесины, утвержденную приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 542. 2.4. Рассмотреть предложения: Упростить и автоматизировать процедуру заключения договора аренды на новый срок с применением функционала Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса. Уточнить требования к лицам, обладающим правом заключения для заготовки древесины, в части лесоперерабатывающей инфраструктуры, необходимой для переработки предоставляемого объема древесины. 3. Рослесхозу направить в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию информацию о количестве заключенных договоров аренды лесных участков на новый срок, а также договоров аренды, по которым принято решение об отказе в заключении на новый срок, в разрезе регионов с указанием площади и вида использования лесов.
4. Провести в феврале-марте 2025 года совещание «О практике применения Федерального закона от 29 декабря 2022 года № 600-ФЗ „О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации“, направленного на совершенствование арендных отношений».
Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию |
А.В.Двойных
|