РЕШЕНИЕ
Совета по вопросам развития лесного комплекса Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
город Москва 28 ноября 2024 года
Рассмотрев на заседании вопросы повестки, Совет по вопросам
развития лесного комплекса при Совете Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации (далее — Совет) с учетом поступивших
в ходе заседания предложений решил:
По вопросу I. «О готовности федеральной государственной информационной системы лесного комплекса»:
1. Рекомендовать Рослесхозу:
1) доработать функционал личного кабинета лесопользователя федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (далее – ФГИС ЛК) в части возможности создания запросов в регионы об актуализации сведений о лесосеках.
2) предусмотреть возможность сохранения материалов лесоустройства предыдущих лет, в целях обеспечения лесохозяйственной деятельности в переходном периоде до использования новых материалов лесоустройства.
3) предусмотреть механизм внесения сведений о документах оснований об установлении публичных сервитутов, выданных муниципальными образованиями субъектов Российской Федерации, в отношении земельных участков, на которых осуществляют деятельность электросетевые организации.
4) рассмотреть вопрос о возможности загрузки в ФГИС ЛК обновленных XSD схем выписок из ЕГРН об установлении зон с особыми условиями использования территории.
5) рассмотреть вопрос об отображении в документах лесопользователей, созданных с использованием личного кабинета ФГИС ЛК учетных номеров кварталов, выделов в соответствии с материалами лесоустройства.
6) в целях постоянной актуализации сведений о границах земельных участках, прав, ограничений, зарегистрированных на них, обеспечить автоматический синхронизированный обмен данными между ФГИС ЛК и ЕГРН.
2. Руководителям высших исполнительных органов государственной власти Хабаровского края, Ярославской области, Удмуртской Республики, Смоленской области, Свердловской области, Калининградской области рекомендовать ускорить загрузку ретроспективных данных во ФГИС ЛК в части лесотаксационных выделов.
3. Руководителям высших исполнительных органов государственной власти Чукотского автономного округа, Камчатского края, Кемеровской области – Кузбасса, Республики Ингушетия, Карачаево — Черкесской Республики, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Алтайского края, Сахалинской области, Республики Башкортостан, Белгородской области, Брянской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Самарской области, Пензенской области, Астраханской области, Тюменской области, Республики Северная Осетия – Алания, Республики Мордовия, Псковской области, Магаданской области, Ленинградской области, Курской области, Ивановской области, Смоленской области, Республики Дагестан, Тульской области, Нижегородской области, Челябинской области, Вологодской области, Приморского края, Ростовской области, Омской области, Иркутской области, Рязанской области, Оренбургской области, Томской области, Республики Коми, Хабаровского края, Республики Бурятия, Тверской области, Амурской области, Новосибирской области, Тамбовской области, Пермского края, Новгородской области, Мурманской области, Волгоградской области, Республики Алтай, Свердловской области, Калининградской области, Красноярского края, Республики Марий Эл, Костромской области, Республики Тыва, Удмуртской Республики, Орловской области, Республики Карелия, Краснодарского края, Забайкальского края, Ярославской области, Еврейской автономной области, Республики Саха (Якутия) рекомендовать ускорить загрузку сведений о таксационных описаниях лесосек, лесосеках и лесных декларациях для оказания государственных услуг с использованием ФГИС ЛК.
По вопросу II. «О ходе исполнения Решения Совета от 29 июля 2024 года № 2.3–03/680»:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) в целях развития внутреннего рынка ускорить принятие мер, направленных на:
— дальнейшее развитие деревянного домостроения, предусмотрев актуализацию нормативной базы в части пожарной безопасности деревянных конструкций, в том числе в целях возможности строительства многоэтажных домов;
— предоставления дополнительной поддержки из средств федерального бюджета производителям деревянных домокомплектов на возмещение части затрат, связанных с приобретением отечественного оборудования или производителей дружественных стран в целях создания и (или) модернизации производства по изготовлению деревянных домокомплектов;
— обеспечение глубокой переработки древесины на базе строительства новых и расширения существующих предприятий по переработке древесины, в том числе и ЦБК;
— обеспечение унификации технических
регламентов
и стандартов по лесоматериалам и элементам деревянного домостроения
в рамках ЕАЭС.
2) в целях решения логистических проблем ускорить принятие мер, направленных на:
— развитие северного морского пути;
— расширение пропускной способности Волго-Балтийского канала и Волго-Донского канала;
— введение в строй дополнительных и обустройство (реконструкцию) существующих пунктов пропуска, прежде всего на восточной границе;
— модернизацию существующих портов Черного, Каспийского и Азовского морей для обеспечения перевалки через них лесных грузов;
3) завершить подготовку и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, предусматривающие:
— распространение на работников государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану, отдельных мер государственной защиты;
— совершенствование использования лесов и нормативно правового регулирования в части определения права собственности на древесину, в том числе при использовании лесов, не связанном с ее заготовкой;
— предоставление гражданам возможности при
приобретении жилого помещения на стадии строительства включать
в сумму ипотечного кредита оплату стоимости неотделимых улучшений, в том числе
окон, дверей, встроенной мебели российского производства.
4) ускорить рассмотрение вопросов:
— выделения финансирования из средств федерального бюджета на выполнение мероприятий по лесоустройству на землях лесного фонда в 2025–2026 годах в размере не менее 4,8 млрд. рублей ежегодно;
— объединения мероприятий по лесоустройству и государственной инвентаризации лесов в части определения количественных и качественных характеристик лесов для создания единой системы лесоучетных работ, с проработкой вопроса о выборе пилотных регионов для апробации данного подхода;
— исключения из состава лесоустройства мероприятий по проектированию границ лесничеств, лесов по целевому назначению, особо защитных участков лесов, по закреплению на местности границ лесничеств, лесов по целевому назначению, особо защитных участков лесов;
— включения в состав материалов лесоустройства определение по лесоводственным критериям расчетной лесосеки по лесничествам и допустимого объема изъятия древесины на арендованных лесных участках, а также подготовку лесохозяйственных регламентов лесничеств;
— введения обязанности арендатора по проведению таксации лесов в течении двух лет после заключения договора аренды по результатам аукциона по лесным участкам со сроками таксации лесов более 10-ти лет;
— проведения лесоустройства в рамках софинансирования за счет средств субъекта Российской Федерации;
— самостоятельного определения лицами, которые используют леса, и (или) субъектами Российской Федерации исполнителя работ по лесоустройству на лесных участках, не включенных в план проведения лесоустройства через конкурентные процедуры с равным доступом всех участников рынка, соответствующих требованиям части 3 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации;
— включения в национальный проект «Кадры» мероприятий, направленных на подготовку специалистов высшего и среднего звена для лесной отрасли;
5) ускорить рассмотрение вопросов по внесению изменений в законодательство, направленных на:
— возмещение ущерба объектам животного мира в результате хозяйственной деятельности в лесах;
— ликвидацию и рекультивацию несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда;
— возмещение ущерба в результате незаконных рубок неустановленными лицами лесных насаждений на лесных участках, предоставленных в пользование;
— упрощенного порядка предоставления в использование общераспространенных полезных ископаемых в целях создания, содержания и эксплуатации лесных дорог.
6) в качестве дополнительных мер государственной поддержки, необходимых для развития лесопромышленных предприятий в Дальневосточном федеральном округе продолжить работу по установлению на постоянной основе упрощенного порядка выдачи разрешений (сертификата) СИТЕС на экспорт лесоматериалов из дуба монгольского и ясеня маньчжурского.
7) увеличить средства субвенций федерального бюджета на осуществление регионами переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в связи с сокращением зон контроля лесных пожаров.
8) пересмотреть механизм
распределения транспортной субсидии, предоставляемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2022 г. № 1347
«О государственной поддержке российских организаций промышленности в целях
компенсации затрат на транспортировку промышленной продукции», в части
обеспечения пропорционального распределения средств транспортной субсидии в зависимости от фактических расходов на транспортировку и исключения условия
очередности при отборе заявок на получение транспортной субсидии, сохранения
лимитов предоставления транспортной субсидии в 2025 – 2026 годах на уровне 2023 года (аналогично иным отраслям промышленности), а также введение заявительного
авансового характера распределения транспортной субсидии.
9) ускорить разработку программы мероприятий, направленных на создание отрасли утилизации низкотоварной древесины, отходов лесопиления и лесопереработки, предусматривающую в том числе:
— продление программы по модернизации действующих котельных, работающих на угле и мазуте, при их переводе на биотопливо (в том числе пеллеты) и строительство новых котельных, работающих на биотопливе на 2025–2026 гг. с включением в нее регионов сибирского федерального округа, арктической зоны и выделением необходимого финансирования в рамках отбора инфраструктурных проектов;
— корректировку действующих сводов правил в области строительства и пожарной безопасности, учитывающих особенности блочно-модульных котельных, работающих на биотопливе;
— создание новых объектов генерации энергии с использованием биотоплива или модернизации существующего объекта генерации энергии с переводом его на биотопливо;
— расширение перечня конечной продукции из древесных отходов, предусматривающего в том числе и производство биоугля, этилового спирта, древесного уксуса, ориентированно-стружечных плит, нитроцеллюлозы, микрокристаллической целлюлозы, древесного уксуса и др.;
— выделение на трехлетний период транспортной субсидии предприятиям лесного комплекса, производящим топливные гранулы с одновременным введением встречных обязательств для таких предприятий по расширению перечня конечной продукции, производимой из древесных отходов;
— снятие ограничений по экспорту в КНР древесных пеллет;
— включение органами государственной власти субъектов Российской Федерации топливных гранул в перечень твердого топлива, на приобретение которого предоставляется льгота отдельным категориям граждан.
10) предусмотреть механизм субсидирования расходов на приобретение оборудования для производства импортозамещающей продукции для лесного комплекса и изготовление опытных образцов на основе результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
2. Рекомендовать Минпромторгу России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, Правительством Архангельской области оказать необходимое содействие по созданию на территории Архангельской области производства техники и оборудования для лесопромышленного комплекса, включая предоставление земельного участка и льготного кредита на строительство помещения и приобретение оборудования.
3. Рекомендовать Минприроды России совместно с Минобрнауки России, Минпромторгом России, Минтрансом России, Минэкономразвития России и Рослесхозом, субъектами Российской Федерации ускорить доработку и согласование плана по развитию, внедрению и применению БАС для нужд лесного комплекса, предусмотрев в том числе корректировку нормативов оснащенности БАС федеральных и региональных органов власти в области лесных отношений.
4. Рекомендовать Минприроды России совместно с Рослесхозом:
1) завершить проработку вопроса увеличения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, до уровня, предусмотренного нормативами;
5. Рекомендовать Минобрнауки России:
1) ускорить рассмотрение и утверждение технических заданий на НИОКР по темам, направленным на решение государственных задач в области лесного хозяйства в рамках федерального проекта «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем»;
2) ускорить проведение конкурсного отбора получателей грантов за счет средств федерального бюджета в рамках федерального проекта «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем;
6. Рекомендовать Минприроды России совместно с Рослесхозом и субъектами Российской Федерации обеспечить участие в конкурсном отборе получателей грантов за счет средств федерального бюджета в рамках федерального проекта «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем» после его размещения Минобрнауки России;
7. Рекомендовать Минтрансу России совместно с Минпромторгом России, Минобрнауки России продолжить проведение мероприятий, направленных на сертификацию, внедрение и применение отечественных средне- и крупноразмерных беспилотных авиационных систем большой продолжительности полета для решения государственных задач с разработкой целевых технологий в области лесного хозяйства.
8. Рекомендовать Минпромторгу России совместно с Минприроды России, Минэкономразвития России, Минфином России, Минстроем России, Минэнерго России, Рослесхозом продолжить работу по доработке Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, в том числе с учетом рекомендаций Совета.
9. Комитету Совета Федерации по аграрно — продовольственной политике и природопользованию:
1) совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти рассмотреть вопросы:
— оптимизации установления карантинных фитосанитарных зон, а также выпуска фитосанитарных сертификатов;
— увеличения допустимой массы шестиосного и более автопоезда при перевозке лесной продукции с ноября по апрель и с июня по сентябрь каждого года с 44 до 55 тонн, не изменяя действующую предельно допустимую нагрузку на ось.
2) совместно с Минэнерго России, Минстроем России, Минприроды России, Минэкономразвития России, Минфином России Федеральной антимонопольной службой, Правительством Архангельской области рассмотреть вопрос возможности реализации на территории Архангельской области, включая арктическую зону пилотного проекта по созданию нового объекта генерации энергии с использованием биотоплива или модернизации существующего объекта генерации энергии с переводом его на биотопливо.
3) продолжить мониторинг результатов право применения федерального закона № 600-ФЗ от 29 декабря 2022 г. «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», направленного на совершенствование использования лесов в вопросах продления договоров аренды лесных участков и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
По вопросу III. «Об отчете деятельности Совета за 2019 – 2024 гг.
и Плане его работы на 2025 год»:
1. Утвердить отчет о деятельности
Совета
и План его работы на 2025 год.
2. Комитету Совета Федерации по аграрно — продовольственной политике и природопользованию подготовить предложения в проект плана работы Совета Федерации на 2025 год с учетом запланированных мероприятий Совета.
IV. Разное:
Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию обеспечить контроль за ходом реализации рекомендаций настоящего решения Совета.
Председатель Совета
по вопросам развития
лесного комплекса
Российской Федерации
при Совете Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации,
заместитель Председателя
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации Ю.Л. ВОРОБЬЕВ