Рекомендации
Рассмотрев доклад заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Б.Б. Хамчиева об итогах проведенного совещания в целях выработки позиции по проектам федеральных законов № 343102–8 «О старательской деятельности» и № 343111–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию решил:
1. Не поддерживать в представленной редакции подготовленные Государственной думой ко второму чтению проекты федеральных законов № 343102–8 «О старательской деятельности» и № 343111–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по следующим основаниям:
представляется недопустимым выведение старательской деятельности из‑под действующего законодательства о недрах, а также юрисдикции Минприроды России (в законопроекте основным органом заявлен Роскадастр);
отсутствие достаточных механизмов осуществления контрольно-надзорных функций со стороны природоохранных органов федерального и регионального уровней за осуществлением старательской деятельности и ее последствиями;
недостаточный контроль добычи имеющихся незначительных объемов россыпного золота на выделенных территориях может привести к негативным экологическим последствиям для окружающей среды, а также к развитию теневого оборота металла;
не проработан вопрос о страховании экологических рисков до предоставления участка индивидуальному предпринимателю, осуществляющему старательскую деятельность, на случай невыполнения им мероприятий по восстановлению земель после проведения работ;
недостаточный контроль за объемами заготавливаемой древесины для собственных производственных нужд при осуществлении старательской деятельности в целях пресечения незаконного оборота древесины;
отсутствие требований к проведению геологоразведочных работ старателями и подготовке проекта разработки залежей россыпного золота разрушает действующую систему пользования недрами;
по мнению научного и экспертного сообществ в настоящее время отсутствует сам объект предлагаемого законодательного регулирования — расположенные в достаточном количестве на глубине до 5 метров залежи россыпного золота;
максимально допустимая норма добычи золота до 30 кг является труднореализуемой на практике и может стимулировать хищение золота на золотодобывающих предприятиях с его реализацией через лиц, осуществляющих старательскую добычу золота;
законопроект о старательской деятельности не содержит требования о включении в декларацию информации об объеме добытого золота, что фактически выводит главную цель старательских работ из‑под контроля со стороны государства;
до конца не проработаны вопросы сдачи, перевозки, приемки и аффинажа драгоценного металла;
не определен конкретный порядок реализации драгоценного металла, полученного старателями, с учетом его небольшого объема.
4. Направить данное решение в Комитет Совета Федерации по экономической политике (ответственный в Совете Федерации комитет по законопроектам № 343102–8 «О старательской деятельности» и № 343111–8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Председатель Комитета
А.В. Двойных