РЕШЕНИЕ
Совета по вопросам агропромышленного комплекса
и природопользования при Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
г. Минеральные воды, Ставропольский край | 28 сентября 2023 года |
По итогам состоявшегося обсуждения в рамках выездного заседания Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет) на тему «О мерах по развитию производства и переработки шерсти в Российской Федерации», Совет отмечает следующее.
В рамках исполнения пункта 10 перечня поручений по итогам встречи Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина с членами Совета палаты Совета Федерации 4 июля 2023 года (от 3 августа 2023 года № 6533-П14-ММ) Минпромторгом России совместно с Минсельхозом России, Минэкономразвития России, Минфином России и ФТС России прорабатываются предложения Совета Федерации по развитию производства и глубокой переработки шерсти на территории Российской Федерации и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования.
По данным Росстата, за 2022 год поголовье овец составило 19 083 голов, производство шерсти – 46,04 тыс. тонн, из них 15,8 тыс. тонн тонкой и полутонкой шерсти.
Субъектами Российской Федерации – лидерами по производству шерсти являются Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край и Республика Калмыкия. Регионы подтверждают готовность к реализации «пилотных» проектов полного цикла глубокой переработки отечественной овечьей шерсти.
Вместе с тем, существует ряд проблемных вопросов, препятствующих развитию отрасли:
высокие затраты на производство шерсти, превышающие закупочные цены на сырье;
применение устаревших способов маркировки и упаковки, что негативно отражается на качестве шерсти (засорение сырья гудроном, масляной краской или полипропиленом);
отсутствует система контроля качества производимой шерсти;
низкая конкурентоспособность российских шерсти, пряжи, ткани, на которую влияют вышеуказанные факторы, а также демпинг цен со стороны стран-экспортеров приводит к тому, что переработчики отдают предпочтение импортному сырью. Средняя цена на шерсть, не подвергнутая кардо- или гребнечесанию, за 2022 год составила 56,9 руб./кг, при этом, по информации Минсельхоза России, стоимость реализуемой в Российской Федерации шерсти может достигать 200 руб./кг;
кадровый дефицит в отрасли по узким специальностям (в том числе «классировщик шерсти» и «оператор стригального оборудования» (согласно ОК 016–94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов), практически отсутствует их подготовка в системе среднего профессионального образования Российской Федерации в регионах с развитым шерстяным производством.
Исходя из вышеизложенного, Совет решил:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 2068 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза» в части включения не мытой и мытой тонкой и полутонкой шерсти в перечень товаров, подлежащих вывозу из Российской Федерации с применением экспортной пошлины/квоты и подготовить соответствующие предложения для рассмотрения подкомиссией по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции;
проработать вопрос о целесообразности введения таможенных и антидемпинговых пошлин на ввоз в Российскую Федерации мытой и не мытой шерсти, кардочесонной шерсти, очеса шерстяного, топса, пряжи с целью уменьшения поставок импорта шерстной продукции на российский рынок и подготовить соответствующие предложения для рассмотрения подкомиссией по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии п экономическому развитию и интеграции.
Срок – ноябрь 2023 года.
2. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать отраслевой баланс рынка шерстяного сырья в Российской Федерации для учета в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.
Срок – декабрь 2023 года.
3. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации проанализировать эффективность реализуемых мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов в сфере переработки шерстяного сырья, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, и представить в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию и расширению указанных мер.
Срок – декабрь 2023 года.
4. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Фондом развития промышленности:
проработать вопрос о возможности использования механизмов льготного кредитования за счет средств Фонда развития промышленности проектов полного цикла глубокой переработки овечьей шерсти, а также предприятий-переработчиков шерсти для пополнения оборотных средств в пределах годового оборота и выпуска продукции, для закупки сырья в сезон по ставке 3%;
проработать возможность предоставления в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение и/или модернизацию оборудования (в том числе оборудования, ранее бывшего в употреблении) для переработки шерсти и развития инфраструктуры переработки шерсти наряду с льготным кредитованием;
проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия» в части включения мытой и не мытой шерсти в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
проработать вопрос возможности реинжиниринга и разработки программы технического перевооружения на предприятиях, планирующих реализацию пилотных комплексных проектов производства и переработки шерсти в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае и Республике Калмыкия.
Срок – декабрь 2023 года.
5. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации:
проработать вопрос о мерах государственной поддержки производства камвольных и (или) поливискозных тканей, предназначенных для изготовления одежды обучающихся (школьной формы) в начальных классах, в том числе рассмотреть возможность продления мер государственной поддержки в виде субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате производства указанных тканей, предусмотрев их финансирование из федерального бюджета в 2025–2027 годах;
срок – апрель 2024 года;
проработать вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» в части включения шерстяной пряжи, тканей и школьной формы для подтверждения осуществления технологических процессов на территории Российской Федерации;
срок – декабрь 2023 года;
совместно с Российским союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности рассмотреть возможность создания шерстяной и топсовой электронной биржевой или аукционной площадки для оптимизации процессов продажи шерсти сельхозпроизводителями
срок – март 2024 года.
6. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной таможенной службе Российской Федерации с учетом позиции заинтересованных субъектов Российской Федерации представить предложения по формированию в субъектах Российской Федерации «пилотных» комплексных проектов полного цикла переработки отечественной шерсти от первичного сбора до производства готовых изделий и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования.
Срок – декабрь 2023 года.
7. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и АО «Российский экспортный центр» рассмотреть возможность разработки системы подтверждения наличия шерстяного сырья в готовых изделиях, выпускаемых предприятиями легкой промышленности (знак качества шерстяных изделий – условное наименование «Шерсть России») с целью минимизации количества фальсифицированной продукции на отечественном рынке, а также подготовить предложения по осуществлению контроля за качеством готовых изделий из шерстяного сырья, находящихся в обороте, в части их соответствия заявленному составу, в том числе реализуемых с использованием электронных торговых площадок (маркетплейсов).
Срок – декабрь 2023 года.
8. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
проработать вопрос учета показателя объема произведенной и реализованной шерсти российским переработчикам за предыдущий год при распределении субъектам Российской Федерации средств субсидии на поддержку развития производства шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец;
рассмотреть возможность распространения практики программы «Развитие пастбищного животноводства» по покупке молодняка и бесплатной передаче в хозяйства на основании товарного кредита, с последующим возвратом в виде ягнят в другое хозяйство;
проработать вопрос о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в части включении в условия предоставления получения субсидии на производство и реализацию тонкой и полутонкой шерсти наличие документа из лаборатории (в том числе сертификата), подтверждающего качество шерсти в партии в соответствии с межгосударственным стандартом, а также документ, свидетельствующий о реализации сырья отечественным переработчикам;
рассмотреть
вопрос о возможности внесения изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 5 апреля 2023 года
№ 550 «Об утверждении Правил осуществления учета животных и перечня видов
животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету,
случаев осуществления индивидуального или группового маркирования и учета
животных, а также сроков осуществления учета животных» в части включения
овец в перечень животных, подлежащих индивидуальному маркированию и учету не позднее 1 сентября 2024 года, в том числе в целях подготовки отраслевого баланса
рынка шерстяного сырья в Российской Федерации.
Срок – декабрь 2023 года.
9. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Минфином России в рамках очередного бюджетного цикла 2025–2027 годов проработать возможность и целесообразность:
предоставления льготных краткосрочных кредитов, льготных инвестиционных кредитов производителям шерсти на приобретение оборудования (в том числе оборудования, ранее бывшего в употреблении) для стрижки и маркировки животных, прессовки и упаковки шерсти, а также упаковочного материала;
внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 года № 137 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при возмещении части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российским организациям, осуществляющим создание и (или) модернизацию объектов по переработке сельскохозяйственной продукции» в части отнесения предприятий по производству шерсти к объектам по переработке продукции в целях стимулирования использования высокотехнологичного оборудования для стрижки овец, упаковки шерсти;
поддержки производителей шерсти в части покрытия части фактически понесенных затрат при транспортировке до предприятий ее подготовки или переработки.
Срок – апрель 2024 года.
10. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации организовать проведение совещаний с участием представителей предприятий производителей и переработчиков шерсти в целях выработки предложений о корректировке качества шерстяного сырья, его количества, согласования направлений селекционного процесса по совершенствованию необходимых промышленности качественных показателей шерсти.
11. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос о дифференцировании ставок субсидии на поддержку развития производства шерсти, полученной от тонкорунных и полутонкорунных пород овец в зависимости от тонины ее волокон.
Срок – декабрь 2023 года.
12. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации:
рассмотреть возможность включения в программы научных исследований профильных научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, в том числе региональных, вопросов комплексного развития шерстоперерабатывающей отрасли в Российской Федерации (от первичного сбора шерсти до производства готовых изделий из нее);
проработать вопрос об организации курсов повышения квалификации узкопрофильных специалистов в сфере производства и переработки шерстяного сырья на базе федерального государственного бюджетного научного учреждения «Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр» и федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Срок – декабрь 2023 года.
13. Рекомендовать АО «Россельхозбанк»:
организовать проведение выездного совещания в Северо-Кавказском федеральном округе с участием органов государственной власти Республики Дагестан, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Тыва, Ставропольского края, предприятий шерстяной отрасли с целью оказания консультативной и организационной поддержки в вопросе использования действующих финансовых механизмов, реализуемых АО «Россельхозбанк»;
проработать вопрос с учетом региональной специфики о расширении перечня направлений федерального проекта «Школа фермера» в части включения узкопрофильных специалистов для шерстоперерабатывающей промышленности в соответствии с кадровым запросом отрасли.
Срок – декабрь 2023 года.
14. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации провести анализ кадровой потребности российских предприятий в сфере производства и переработки шерсти и направить информацию в Министерство просвещения Российской Федерации.
Срок – декабрь 2023 года;
15. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями производителями и переработчиками шести подготовить предложения по формированию образовательных программ для подготовки узкопрофильных специалистов шерстяной отрасли в рамках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкии, Республике Тыва, Ставропольском крае, в том числе рассмотреть вопрос включения в качестве предприятий-партнеров государственные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере производства шерсти и ее переработки.
Срок – декабрь 2023 года.
16. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию осуществлять сопровождение реализации рекомендаций, отраженных в настоящем решении, и представить сводную информацию для последующего доклада Председателю Совета Федерации.
Срок – январь 2024 года.
Разное
Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию провести в период осенней сессии 2023 года совещание
с участием заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной
власти по вопросу формирования стоимости услуг
по мелиорации земель сельскохозяйственного назначения и по результатам подготовить
доклад Председателю Совета Федерации.
Председатель Совета при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, |
А.В. ЯЦКИН |