Другие мероприятия

Совещание на тему «Практика работы субъектов Российской Федерации по корректировке территориальных схем в области обращения с отходами в 2020 году в условиях борьбы с пандемией»

Рекомендации

В Российской Федерации продолжает ежегодно увеличиваться количество отходов, не вовлекаемых в хозяйственный оборот. По оценкам экспертов, площадь полигонов и свалок превышает 4 млн га и ежегодно увеличивается на 400 тыс. га.

Основы для системного решения проблем в области обращения с отходами в России были заложены в декабре 2014 года. Реформа предполагала кардинальное снижение объема отходов, направляемых на захоронение, их повторное использование по прямому назначению, использование отходов в качестве сырья и источника энергии.

Фундаментом для развития новой системы в субъектах Российской Федерации стали территориальные схемы обращения с отходами (далее — территориальные схемы), которые должны быть объединены в единую федеральную схему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — федеральная схема, отходы), позволяющую оптимизировать расположение объектов обращения с отходами, инфраструктуру для сбора и транспортирования отходов, планировать размещение новых объектов и перенаправление потоков отходов с ликвидируемых полигонов.

В 2020 году публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» (далее – ППК РЭО) проводилась работа по созданию федеральной схемы обращения с отходами, осуществлялось согласование территориальных схем. По состоянию на 11 марта 2021 года подписаны протоколы согласования проекта федеральной схемы с 83 субъектами Российской Федерации. По результатам этой работы выявлено, что в России образуется около 60 млн тонн отходов (59,7 млн тонн). Выявлено, что дефицит мощностей по захоронению отходов составляет около 20 процентов. В 20 регионах этот дефицит превышает 50 процентов. Около 800 новых объектов и реконструированных объектов будут закреплены в федеральной схеме как постоянно действующие объекты. При этом в федеральную схему планируется включить 350 новых и реконструированных полигонов, более 300 объектов сортировки. Частично это будут мощности, которые заменят существующие ручные сортировки, и частично это ликвидация дефицита сортировок, который существует. Объектов компостирования отходов в федеральной схеме предусматривается 120. Объектов, на которых будет производиться твердое топливо, около 80.

При работе над федеральной схемой возникали проблемы, связанные с расчетом количества образующихся отходов, построенном на основе некорректных нормативов накопления отходов, нехватки объектов размещения отходов, неправильным планированием мощностей по сортировке твердых коммунальных отходов и полигонов для их изоляции, схем потоков от источников образования твердых коммунальных отходов до объектов их утилизации и размещения, расположением объектов обращения с отходами в охранных зонах аэропортов, отсутствием учета размещения медицинских отходов, отсутствием утвержденного Правительством Российской Федерации порядка рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, публично-правовой компанией «Российский экологический оператор».

По информации, полученной от Роспотребнадзора, у девяти субъектов Российской Федерации отсутствуют санитарно-защитные зоны объектов размещения твердых коммунальных отходов; 79 субъектов Россйской Федерации не имеют действующих мусороперерабатывающих заводов, а на территории 46 регионов такие мусороперерабатывающие предприятия не строятся и не планируются к строительству; не обеспечен полный цикл обращения с твердыми коммунальными отходами на территории 17 субъектов Россйской Федерации; на территории 13 субъектов Россйской Федерации эксплуатируются полигоны с заполнением свыше 80 процентов от проектной мощности; отсутствует производственный контроль за качеством атмосферного воздуха, почвы, подземных вод, фильтрационных вод, которые поступают с полигонов; нарушены технологии при эксплуатации полигонов и, как следствие, возникают возгорания и другие аварийные ситуации.

По информации Минпромторга России не все субъекты указывают данные о производственных мощностях объектов, не указывается информация о предполагаемых сроках строительства, реконструкции объектов по обращению с отходами; отсутствует информация об источниках образования медицинских отходов, объемах их образования, объектах обеззараживания обращения с медицинскими отходами; не указывается информация о местах накопления твердых коммунальных отходов, пунктов сбора крупногабаритного мусора, бытовой, электронной техники, а также отработанных элементов питания с последующей передачей на утилизацию.

Рассмотрев протокол совещания «О реализации рекомендаций совещания на тему „Практика работы субъектов Российской Федерации по корректировке территориальных схем в области обращения с отходами в 2020 году в условиях борьбы с пандемией“ от 18 марта 2021 года, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию решил:

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1. Поручить Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

1.1. Проработать вопрос о внесении изменений:

в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее — территориальная схема, отходы), а также требованиям к составу и содержанию таких схем, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 № 1130 (далее – Правила № 1130), в части установления обязанности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, предоставлять в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации достоверную информацию о пунктах приема, объектах, технологиях и мощностях по приёму, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов в соответствии с пунктом 10 Правил № 1130 для включения указанной информации в состав территориальных схем;

в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I–V классов опасности за непредставление информации либо предоставление недостоверных данных о пунктах приёма, объектах, технологиях и мощностях по приёму, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов в соответствии с пунктом 10 Правил № 1130 для включения указанной информации в состав территориальных схем, а также в части ужесточения ответственности за организацию несанкционированных свалок.

1.2. Разработать правовые акты, определяющие порядок рассмотрения разногласий уполномоченных органов исполнительных власти субъектов Российской Федерации и публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (далее – ППК РЭО) по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами при разработке и корректировке территориальных схем, а также создания, модернизации и эксплуатации федеральной информационной системы учета твердых коммунальных отходов.

1.3. Определить правовой статус и источник финансирования вывоза отходов, образующихся от ухода за зелеными насаждениями и при капитальном ремонте (реконструкции) жилых помещений, отходов от использования тары и упаковки образующихся в результате проведения субботников в муниципальных образованиях.

1.4. Ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на обеспечение создания системы обращения с вторичными материальными ресурсами, установив при этом требования к пунктам приема вторичных материальных ресурсов, порядок их накопления на контейнерных площадках товариществ собственников жилья и многоквартирных домов.

1.5. Ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, реализующих положения Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки.

1.6. Рассмотреть вопрос о софинансировании расходов субъектов Российской Федерации на создание площадок временного накопления отходов для районов Крайнего Севера.

1.7. Проработать вопрос размещения объектов обращения с отходами, расположенных в шестой подзоне приаэродромной территории, в том числе в части предоставления новых земельных участков для переноса таких объектов.

1.8. В целях обеспечения прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды рассмотреть вопрос о доступности для граждан электронной модели федеральной схемы обращения с отходами.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть вопрос по формированию государственного заказа на подготовку и выпуск отечественной линейки мусоровозов среднего размера, необходимых для обеспечения работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе с учетом природно-климатических условий Российской Федерации.

2.2. Рассмотреть вопрос об увеличении доли отечественного оборудования, необходимого для обращения с твердыми коммунальными отходами, включая сортировку и утилизацию.

3. Публично-правовой компании «Российский экологический оператор»:

3.1. Доработать, разрабатываемый ППК РЭО федеральный справочник нормативов накопления отходов, и подготовить изменения в Постановление Правительства от 4 апреля 2016 года № 269, в целях расчета количества отходов на основе данных весового контроля;

3.2. Принять меры по разработке и согласованию с уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации электронной модели федеральной схемы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — федеральная схема);

3.3. Завершить работу с субъектами Российской Федерации (Республика Коми, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область) по приведению в соответствие электронных моделей территориальных схем, размещенных в открытом доступе, утвержденным территориальным схемам;

3.4. Провести работу с субъектами Российской Федерации по приведению территориальных схем в соответствие с федеральной схемой;

3.5. Подготовить предложения:

3.5.1. По внесению изменений в Федеральный закон № 89-ФЗ, предусматривающие возможность отнесения объектов компостирования отходов и объектов, на которых производится твердое топливо, к объектам утилизации отходов, с сохранением тарифного регулирования для таких объектов;

3.5.2. О закреплении правового статуса ППК РЭО отдельным федеральным законом.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации выполнять финансовые условия концессионных договоров, заключенных с инвесторами, а также договоров с региональными операторами в части изменения тарифов на оказание услуг по вывозу отходов.