Другие мероприятия

Cовещание «О формировании эффективной системы государственного экологического мониторинга, в том числе за состоянием водных объектов и земель»

Решение
О реализации рекомендаций совещания «О формировании эффективной системы государственного экологического мониторинга, в том числе за состоянием водных объектов и земель»

Рассмотрев протокол совещания «О формировании эффективной системы государственного экологического мониторинга, в том числе за состоянием водных объектов и земель»» от 22 сентября 2020 года, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию решил:

1. Принять к сведению информацию участников совещания «О формировании эффективной системы государственного экологического мониторинга, в том числе за состоянием водных объектов и земель».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

разработать и издать нормативные правовые акты, направленные на законодательное урегулирование создания и функционирования Комплексной системы мониторинга окружающей среды на территории Российской Федерации (далее — Комплексной системы мониторинга);

определить источники финансирования создания Комплексной системы мониторинга;

ускорить разработку и утверждение «дорожной карты» создания Комплексной системы мониторинга, включая сроки и этапы ее реализации, а также необходимые объёмы финансирования;

определить исполнителя работ по созданию Комплексной системы мониторинга;

включить государственную информационную систему мониторинга качества атмосферного воздуха в состав Комплексной системы мониторинга;

организовать обеспечение принятых международным сообществом показателей степени полноты и достоверности информации о загрязнении окружающей среды, а также сопоставимости этой информации на всей территории страны за счет утверждения требований к формату и содержанию информации, включаемой в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга и разработки унифицированного программного обеспечения;

разработать нормативные правовые акты, направленные на закрепление права органов местного самоуправления на участие в организации территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды.

3. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

инициировать подключение к работе по разработке «дорожной карты» создания Комплексной системы мониторинга Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору сфере природопользования, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной антимонопольной службы, Госкорпорации «Ростех»;

провести анализ существующих информационных систем федеральных органов власти для консолидации информации, которую необходимо включить в Комплексную систему мониторинга.

закрепить за Федеральной службой по надзору сфере природопользования функции оператора Комплексной системы мониторинга;

предусмотреть реализацию проекта «Цифровой Обь-Иртышский бассейн» как пилотного в рамках создания Комплексной системы мониторинга на территории Российской Федерации, включив соответствующую информацию в проект Концепции создания комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, в соответствии с предложениями Правительства Кемеровской области – Кузбасса.

4. Рекомендовать Федеральной службе по надзору сфере природопользования в рамках разработки государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха:

выработать консолидированную позицию с профильными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части разработки методической базы проведения сводных расчетов выбросов загрязняющих веществ в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, а также разработки требований по актуализации сводных расчетов в установленные сроки;

утвердить перечни квотируемых объектов, для которых устанавливаются квоты выбросов загрязняющих веществ, перечни компенсационных мероприятий;

установить квоты выбросов загрязняющих веществ и утвердить данные сводных расчетов в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита;

доработать методические указания по обеспечению функционирования государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха с учетом предположений и замечаний, направленных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

5. Рекомендовать Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

предоставить информацию субъектам Российской Федерации по унифицированному программному обеспечению для сбора, обработки и автоматизированной доставки заинтересованным пользователям информации о состоянии и загрязнении окружающей среды;

совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Госкорпорацией «Ростех» внедрить в работу государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха модуль «Воздух» в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита с возможностью дальнейшего расширения технологической архитектуры на базе одного модуля;

в целях оперативного моделирования возможных сценариев развития ситуации в период прохождения половодий и паводков, своевременного принятия решений по регулированию режимов работы гидроузлов, расположенных на водохранилищах, рассмотреть вопрос информационного взаимодействия c органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части предоставления оперативной и прогнозной информации о температуре, уровнях воды и ледовой обстановке в паводкоопасные периоды на безвозмездной основе;

расширить территориальную и локальную системы наблюдения за счет увеличения количества маршрутных наблюдений, установки автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха, исключив при этом дублирование работ, выполняемых государственной наблюдательной сетью, территориальными и локальными системами;

организовать функционирование локальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях расположения объектов с высоким риском загрязнения окружающей среды;

рассмотреть возможность технического перевооружения и модернизации не менее 50% государственной наблюдательной сети до уровня, соответствующего международным стандартам, и возможность увеличения до 100% учреждений Росгидромета, размещающих на своих сайтах оперативную и режимную информацию о состоянии окружающей среды.

Председатель Комитета
А.П. Майоров