Другие мероприятия

Совещание «О проекте федерального закона «О государственном регулировании выбросов и поглощений парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

РЕШЕНИЕ

Рассмотрев протокол совещания «О проекте федерального закона «О государственном регулировании выбросов и поглощений парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 10 июня 2019 года, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию решил:

1. Концептуально поддержать необходимость разработки и принятия проекта федерального закона «О государственном регулировании выбросов и поглощений парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:

2.1. Провести оценку социально-экономических последствий введения механизма разрешений на прямые выбросы парниковых газов, а также введения механизма сбора за прямые выбросы парниковых газов в объеме, превышающем установленный в разрешении на прямые выбросы парниковых газов, в части влияния на тарифы электро- и тепло-снабжения для населения и предприятий;
2.2. Провести оценку регулирующего воздействия положений проекта федерального закона «О государственном регулировании выбросов и поглощений парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект) в части установления максимальной массы выбросов парниковых газов для конкретного источника выбросов, а также взимания сбора за превышение установленного показателя максимальной массы выбросов парниковых газов, на достижение целей национального проекта «Международная кооперация и экспорт», а также на соответствие положениям поручения Председателя Правительства Д.А. Медведева ДМ-П13-353 от 25 января 2017 г., в котором указывается необходимость органам государственной власти воздержаться от введения дополнительных неналоговых платежей, формирующих доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или остающихся в распоряжении государственных или муниципальных учреждений, до принятия федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления неналоговых платежей, размерам и срокам введения в их действие;
2.3. Совместно с предпринимательским сообществом в лице наиболее крупных отраслевых объединений провести оценку регулирующего воздействия положений Законопроекта в текущей редакции на инвестиционные планы российских компаний;
2.4. Провести анализ эффективности реализации положений существующих нормативно-правовых актов (Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды») в области повышения энергетической эффективности на предмет достижения целей по повышению энергетической эффективности российской экономики и достижения целей по сокращению выбросов парниковых газов экономикой Российской Федерации, установленных в указе Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов»;
2.5. Провести оценку соответствия положений Законопроекта документам стратегического планирования: Климатической доктрине Российской Федерации, Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года – в части целесообразности введения фискальных инструментов государственного регулирования выбросов парниковых газов для достижения целей, указанных в данных документах;
2.6. Установить порядок межведомственного взаимодействия в отношении обмена информацией об объемах выбросов парниковых газов, направляемых регулируемыми организациями в рамках исполнения приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 23 июля 2012 г. № 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления» в целях обеспечения ответственных исполнителей по разработке подзаконных актов к Законопроекту информацией об опыте функционирования в отрасли электроэнергетики существующей системы отчетности о выбросах парниковых газов.

3. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность:
3.1. Доработать финансово-экономическое обоснование к Законопроекту в части представления финансово-экономических расчетов, обосновывающих введение механизма разрешений на прямые выбросы парниковых газов, а также введение механизма сбора за прямые выбросы парниковых газов в объеме, превышающем установленный в разрешении на прямые выбросы парниковых газов;
3.2. Предусмотреть в Законопроекте положения, обеспечивающие синхронизацию национальных механизмов стимулирования снижения выбросов парниковых газов с механизмами стимулирования снижения выбросов парниковых газов и «гашения» углеродного следа в зарубежных странах, ратифицировавших Парижское соглашение, с целью предотвращения двойного фискального обложения российских экспортеров;
3.3. Внести изменения в перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Законопроекта в части изменения срока разработки основных подзаконных актов («Об утверждении критериев и порядка установления максимальной массы выбросов парниковых газов в пересчете на углекислый газ (СО2-эквивалент), допустимой для конкретного источника выбросов парниковых газов на определенный период времени», «Об утверждении порядка взимания сбора за выбросы парниковых газов и ставок сбора за выбросы парниковых газов» и др.) с 60 и 65 месяцев до 30 месяцев – то есть к моменту окончания работы по инвентаризации источников выбросов парниковых газов хозяйствующими субъектами и запуска государственной системы учета выбросов и поглощений парниковых газов регулируемых организаций.

4. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть возможность проработки вопроса об использовании опыта функционирования существующей системы отчетности предприятий электроэнергетики по выбросам парниковых газов (в рамках исполнения приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 23 июля 2012 г. № 340 «Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления») и возможности ее интеграции в государственную систему учета выбросов и поглощений парниковых газов регулируемых организаций, создание которой предусматривается в соответствии со ст. 7 Законопроекта.

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть возможность включить в текст Законопроекта положение о поглотителях парниковых газов в части установления критериев проектов в области лесовосстановления и лесоразведения, реализация которых ведет к снижению суммарного выброса парниковых газов хозяйствующими субъектами, реализующими такие проекты. При проведении данной работы учесть опыт разработки Минприроды России законопроекта «О поглотительных инвестициях».

6. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть возможность подготовить и направить в течение 3 месяцев в Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию обобщенную информацию о проводимой в субъектах Российской Федерации инвентаризации выбросов парниковых газов и недостатках, выявленных в ходе анализа предоставленной субъектами Российской Федерации информации, а также предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в целях устранения выявленных недостатков.

7. Рекомендовать Счетной палате Российской Федерации рассмотреть возможность провести антикоррупционную экспертизу и аудит проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о фонде поддержки реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и (или) увеличению их поглощения, порядка и правил его функционирования» до принятия Законопроекта во втором чтении Государственной Думой.