Другие мероприятия

Встреча руководства Совета Федерации с активными участниками экологического просвещения в субъектах Российской Федерации, посвященной итогам проведения Года добровольца (волонтера)

Резолюция участников

По итогам состоявшегося обсуждения, с учётом выступлений активистов экологического просвещения в субъектах Российской Федерации, участники встречи отмечают следующее.

Обеспечение соблюдения конституционных прав граждан
на благоприятную окружающую среду, а также конституционной обязанности каждого по сохранению природы и бережному отношению к природным богатствам невозможно без высокой экологической культуры личности, достигаемой посредством непрерывного экологического образования и просвещения.

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 176, определяет развитие системы экологического образования и просвещения как одно
из приоритетных направлений. Экологическая составляющая включена во все стадии образования (общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение).

Целью экологического просвещения является формирование экологической культуры личности, воспитание бережного отношения
к природе, обеспечение рационального природопользования посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Наряду с образовательными организациями, деятельность
в сфере экологического просвещения осуществляют учреждения культуры, музеи, библиотеки, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

В субъектах Российской Федерации функционируют детские эколого-биологические центры, экологические кружки, станции юных натуралистов, клубы экологов. Отдельно следует отметить деятельность школьных лесничеств, в рамках которой юные защитники природы участвуют в профилактических мероприятиях по защите лесов от вредителей, от пожаров, ведут агитационно-просветительскую работу.

Важной государственной задачей считаем поддержку учреждений дополнительного экологического образования, проведение эколого-просветительских мероприятий для всех возрастных групп населения
с учетом дифференцированного подхода для каждой целевой аудитории, усиление роли средств массовой информации
в распространении экологических знаний.

В 2018 году, объявленном в Российской Федерации Годом добровольца (волонтера), в субъектах Российской Федерации прошло большое количество мероприятий природоохранной направленности.
В связи с чем целесообразно усилить взаимодействие органов государственной власти, волонтерских организаций и населения
в рамках проведения федеральных и региональных акций.

Осуществление экологического просвещения определено
и в числе основных задач деятельности государственных природных заповедников и национальных парков на основании Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В России возможности экологического туризма оцениваются экспертами в двадцать миллионов человек в год, что несет в себе значительный потенциал для распространения знаний природоохранной направленности.

 

Учитывая изложенное, участники встречи рекомендуют следующее.

 

1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации продолжить практику оказания поддержки мероприятиям по развитию экологического образования и просвещения, формированию экологической культуры в Российской Федерации.

 

2. Правительству Российской Федерации:

предусмотреть, в соответствии с Концепцией развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2018 года N 2950-р, выработку механизмов поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности; внедрение лучших практик и развитие единой информационной системы в данной сфере;

содействовать распространению информации об экологических знаниях, о деятельности добровольцев (волонтеров) в средствах массовой информации и через социальную рекламу;

стимулировать выпуск экологической рекламы, направленной
на распространение идей ответственного потребления, бережного отношения к природе.

 

3. Министерству просвещения Российской Федерации:

проработать вопрос разработки типовой дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы естественнонаучной направленности для её дальнейшей реализации
в образовательных организациях;

рассмотреть возможность включения предмета «Экология»
в перечень обязательных учебных предметов раздела 18.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897;

продолжить работу по методической поддержке образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности;

оказывать содействие развитию деятельности волонтерских организаций, занимающихся вопросами экологического просвещения;

содействовать информационной поддержке библиотек образовательных организаций в создании единой базы экологической информации.

 

4. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

активизировать работу по популяризации экологического туризма, проводимую федеральными государственными бюджетными учреждениями, управляющими особо охраняемыми природными территориями федерального значения;

продолжить развитие соответствующей туристической инфраструктуры на территории национальных парков.

 

5. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования продолжить развитие института общественных экологических инспекторов.

 

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о разработке и принятии нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений
в сфере экологического образования и просвещения;

рассмотреть возможность разработки концепции непрерывного экологического просвещения на территории субъекта Российской Федерации;

продолжить реализацию мероприятий эколого-просветительской направленности в целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального природопользования;

развивать межрегиональное сотрудничество в сфере экологического образования и просвещения, в том числе в рамках деятельности школьных лесничеств;

предусмотреть возможность проведения эколого-просветительских мероприятий для различных целевых групп населения с учетом дифференцированного подхода для каждой целевой аудитории;

оказывать поддержку организациям, осуществляющим деятельность в сфере экологического образования и просвещения,
в том числе, направленную на социальную адаптацию детей
с ограниченными возможностями здоровья;

продолжить практику привлечения общественных и волонтерских организаций, в том числе волонтерских отрядов, состоящих из детей
с ограниченными возможностями здоровья, к участию в федеральных
и региональных акциях по экологическому образованию и просвещению;

рассмотреть возможность разработки мер, направленных
на содействие развитию добровольчества (волонтерства);

оказывать содействие в обеспечении образовательных организаций современным оборудованием для проведения экологических исследований и мониторинга окружающей среды;

использовать интерактивные и компьютерные технологии для экологического просвещения и образования;

расширить работу по информированию населения о состоянии окружающей среды, необходимости соблюдения природоохранных норм и правил, реализации реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

рассмотреть возможность организации в образовательных учреждениях раздельного сбора отходов;

оказывать содействие созданию тематических программ, видеороликов и специальных изданий, обучающих бережному отношению к природе;

рассмотреть возможность организации или оказания содействия
в создании онлайн-курсов, просветительских порталов, сайтов
и социальных сетей как перспективных площадок для экологического просвещения, а также оказывать содействие в создании иных форм организации деятельности в указанной сфере.

 

7. Федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский детско-юношеский центр» совместно с Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников»:

продолжить работу по развитию экологических отрядов, сформированных на базе общеобразовательных организаций
и обеспечить их взаимодействие с региональными ресурсными центрами учреждений дополнительного образования детей естественнонаучной направленности;

оказать содействие развитию и продвижению экологических инициатив обучающихся общеобразовательных организаций в рамках организации работы федерального и региональных детско-юношеских советов Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».